Родительский холон (он же и супружеский)

Взаимодействия в пределах этого холона включают воспитание ребенка и формы общественных взаимоотношений в семье. Ребенок также учится тому, что ему следует ожидать от людей, имеющих больше ресурсов и силу. Он учится формам эффективной коммуникации с каждым. Адекватность его поступков определяется тем, как взрослые реагируют на них, соответствуют ли его реакции его возрасту. Ребенок узнает, какое поведение поощряется, какое нет. И, наконец, в родительской семье ребенок получает опыт семейного стиля преодоления конфликтов и ведения переговоров.

Родительский холон может быть разнообразен по своему составу (+ дедушка или + тетя). Он может включать ребенка, наделенного властью охранять и дисциплинировать братьев и сестер.

Терапевту в этих случаях надо узнать, кем являются члены подсистемы: мало толку учить мать ребенка, если истинным родителем ребенка является бабушка.

По мере роста ребенка родительская подсистема должна меняться. С ростом способностей ребенка ему следует давать больше возможностей для принятия решений и самоконтроля. Семьи с детьми-подростками должны с их помощью решать проблемы младших. Родители должны предоставлять старшим детям больше власти и требовать от них большей ответственности.

Взрослые в семьях (подсистеме) несут ответственность за воспитание, защиту и социализацию детей, но также имеют права: принимать решения, связанные с выживанием общей системы (перемена места жительства, выбор школы, правил защиты детей). В связи с этим следует сказать: «Ребенок должен иметь свободу, чтобы познавать и расти, но это будет тогда, когда он будет чувствовать себя в безопасности», т. е. если у него есть ощущение, что его мир предсказуем. Взрослые также имеют право на защиту независимости супружеской подсистемы.

Проблемы контроля в семье решаются спорадически – путем проб и ошибок. Контроль в семье должен изменяться в процессе роста и развития ребенка. Терапевт должен обращать внимание на тех в семье, кто создает дисфункциональные проблемы в этом смысле.

Братско-сестринский холон

Братья и сестры образуют с ребенком первую группу равных. Внутри этого холона дети учатся поддерживать друг друга, радоваться, нападать, находят «козлов отпущения», учатся один у другого. Каждый из них создает свои собственные образцы поведения и взаимоотношений для переговоров, сотрудничества, соревнования. Они узнают, как приобретаются друзья и враги. Как получать знания у других и признание.

Эти модели поведения будут иметь значение, когда дети перейдут во внесемейные группы ровесников, в школу, во взрослый мир. В больших семьях братья и сестры организуются в разнообразные подсистемы в соответствии с их развитием. Очень полезно, с этой точки зрения, создавать терапевтические ситуации для диалога между детьми, а также диалога этого холона с родительской подсистемой.

Семейные психотерапевты должны остерегаться акцентировать внимание на первичной семье, занижая значение расширенной семьи.

Пример. Молодой терапевт может считать родителей виноватыми, исходя из своего жизненного опыта.

Образование пар

Задачи этой ступени развития семьи.

1. Вначале развиваются образцы взаимоотношений, которые устанавливают границы нового союза с родительскими семьями, друзьями, коллегами, соседями. Пара должна выработать новые образцы взаимоотношений с другими людьми. Какие вопросы чаще всего возникают: как преодолеть антипатию к кому-либо? Как часто посещать родителей, как решать вопросы опеки со стороны, вмешательство в семейную жизнь и прочие проблемы.

2. Внутри семейного холона стоит задача объединения различных стилей общения и поведения, удовлетворения ожиданий, сближения иерархии мотиваций, обмена опытом, выработки модели сотрудничества. Каждому следует научиться чувствованию другого, научиться слышать и чувствовать то, что важно для другого, научиться ценить индивидуальность и самобытность другого, не подавляя его. Супружеский холон должен научиться самостоятельно решать конфликты, которые неизбежно возникают. Ясно, что этот период является неустойчивым. Имеет место большая степень информационного обмена между холоном и окружающей средой так же, как и внутри холона. Идет поиск стратегии выработки уравновешивающих тенденций. Итог этой работы – в каждой паре каждый должен стать частью.

Терапевтическая модель поведения на этом этапе: неизбежность ограничений предполагает обогащение друг друга.

Если вновь созданная пара переживает этот эволюционный период, который часто протекает болезненно, то влияния извне, хотя и вызывают колебания этой системы, но оставляют ее неизменной. Примером неустойчивой системы являются семьи, где один из супругов алкоголик или девиантная личность, или больной.

Семья с маленькими детьми

Этот холон состоит из нового образования: родительского холона и супружеского. Супружеский холон на этом этапе должен быть реорганизован, чтобы справиться с новыми задачами, должны быть новые правила взаимодействия. Эта структура может быть также неустойчивой, так как семья должна приспосабливаться к ребенку. Жена может быть конфликтна из-за недостатка времени и внимания супруга. Муж может злоупотреблять свободой. Все это требует терапевтической коррекции. Если эти проблемы плохо решаются, тогда вовлекается возрастной холон. Возникают коалиции, направленные на одного из супругов с целью повышенного контроля или с целью держать мужа (чаще всего) на второстепенных ролях, оттесняя его. На этом этапе, кроме бабушек и дедушек, включаются школа, детский сад, больница.

Когда ребенок начинает ходить, ему надо дать большее пространство и свободу, но обеспечить его безопасность и авторитет родителей. Контроль должен быть увеличен, но стать менее заметным.

Когда рождается второй ребенок, эта система должна быть реорганизована опять. Здесь включается еще братско-сестринский холон. Именно на этом этапе проявляются наиболее часто синдром «эмоционального остывания», супружеские измены, сексуальные дисгармонии, разочарования «в характере», а также разные взгляды на воспитание детей. Здесь проявляется интенсивная тенденция родителей, родительского холона к вмешательству, исходящего из постулата: «Если мы вам помогаем, мы имеем право на…».

Наши рекомендации