Основы управления силами и средствами медицинской службы ГО в очагах поражения (заражения) и на этапах эвакуации

 
 
Управление медицинской службой ГО- целенаправленная деятельность начальников (руководителей) органов управления службой, начальников (руководителей) формирований и учреждений по поддержанию готовности службы, подготовке ее к решению поставленных задач и руководству подчиненными органами управления, формированиями и учреждениями в ходе их выполнения.

Управление медицинской службой ГО заключается в постоянном руководстве начальником медицинской службы ГО подчиненными штабами, учреждениями и формированиями по организации и осуществлению комплекса мероприятий, направленных на наиболее рациональное и эффективное использование сил и средств для медицинского обеспечения населения в условиях войны, стихийных бедствий и крупных производственных аварий.

Основными принципами управления являются: единоначалие, централизация управления с предоставлением подчиненным инициативы в определении способов выполнения поставленных задач; умение анализировать обстановку, делать правильные выводы из ее оценки и предвидеть ход событий; оперативность, творчество и высокая организованность в работе; твердость и настойчивость в реализации принятых решений и планов; личная ответственность руководителей медицинской службы ГО за принимаемые решения и результаты выполнения поставленных задач.

К управлению медицинской службой ГО предъявляется ряд требований: оно должно быть устойчивым, непрерывным, оперативным, квалифицированным и эффективным.

Устойчивость и непрерывность управления достигаются знанием реально сложившейся обстановки; правильным уяснением задач, поставленных старшими начальниками; своевременным принятием решений и четкой постановкой задач подчиненным; наличием постоянной устойчивой связи с подчиненными, а также со старшими начальниками.

Оперативность управления заключается в знании обстановки и быстром реагировании на ее изменения; своевременном уточнении принятого решения и поставленных задач; умении применять наиболее целесообразные методы работы и выполнять поставленные задачи в установленные сроки. Высокое качество управления - вторая сторона оперативности.

Квалифицированность управления достигается умением начальников (руководителей) органов управления руководить подчиненными на основе глубокого знания теории и практики медико-санитарного обеспечения населения, опорой на советы и помощь специалистов - хирургов и терапевтов, эпидемиологов и гигиенистов, организаторов медицинского снабжения и др. Только они вправе принимать окончательные решения, за которые несут всю полноту ответственность.

Немаловажное значение имеет личность и стиль работы руководителя, высокое морально-психологическое состояние подчиненного личного состава.

Управление медицинской службой ГО со стороны начальников и штабов МС ГО обеспечивается своевременным принятием и доведением до подчиненных решений по организации медицинского обеспечения населения, высокой оперативностью работы личного состава штабов, осуществлением постоянного контроля за исполнением отданных распоряжений, знанием складывающейся общей и медицинской обстановки и постоянным реагированием на ее изменения с внесением необходимых корректив в ранее принятые решения и планы.

Основой управления медицинской службой ГО является решение начальника медицинской службы ГО, которое принимается им на основании решения начальника ГО по организации и ведению ГО, указаний вышестоящего начальника медицинской службы ГО, разведывательных данных и детальной оценки реально сложившейся обстановки. В решении определяется наиболее целесообразный способ использования сил и средств медицинской службы ГО, порядок проведения лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических мероприятий, организация медицинского снабжения и управление службой в ходе выполнения мероприятий гражданской обороны. Для принятия грамотного и обоснованного решения начальник медицинской службы ГО и его штаб должны уяснить поставленную задачу, оценить обстановку, рассчитать время, необходимое на ее выполнение. Самым важным и ответственным моментом в этой работе является оценка обстановки. Оценить обстановку начальнику медицинской службы помогает личный состав штаба. При оценке обстановки проводится глубокий анализ ее элементов, обобщаются факторы, положительно и отрицательно влияющие на деятельность медицинской службы, делаются выводы и определяются мероприятия, которые предстоит осуществить медицинской службе ГО. Сопоставление объема работы и возможностей медицинской службы позволяет найти наиболее целесообразное решение по организации медицинского обеспечения населения.

Обстановка оценивается по следующим элементам:

1. Виду и способу применяемого противником оружия, характеру и объему разрушений, пожаров, наводнений, радиационной, химической и бактериологической обстановке. На основании результатов оценки начальник и штаб медицинской службы ГО проводят расчет возможных санитарных потерь и их структуры.

2. Наличию, составу и готовности к работе сил медицинской службы ГО, предназначаемых для проведения лечебно-эвакуационных и противоэпидемических мероприятий. При этом определяются количество формирований и учреждений медицинской службы ГО, их укомплектованность кадрами и имуществом, сроки развертывания, возможности по оказанию медицинской помощи предполагаемому количеству пораженных.

3. Климатогеографическим условиям. Оцениваются характер и состояние дорожной сети (маршрутов входа сил медицинской службы ГО в очаг и путей эвакуации пораженных), возможности использования для этих целей железнодорожного транспорта (речного, морского, авиационного), наличие помещений для развертывания медицинских формирований (учреждений) и климатические условия.

 
 
Принятое на основе оценки обстановки начальником медицинской службы решение на организацию медицинского обеспечения пораженного населения должно содержать задачи подчиненным, определять конечные результаты, которые должны достичь подчиненные в ходе решения поставленных задач, перечень работ и объем их выполнения, кто должен решать эти задачи, какими средствами или силами, время их выполнения, когда и кому докладывать результаты, с кем взаимодействовать по совместному решению поставленных задач.

Например, начальник медицинской службы ГО района крупного города, в своём решении по оказанию медицинской помощи пораженным в очаге ядерного поражения должен:

1. Указать задачи ОПМ, санитарно-эпидемиологическим отрядам по оказанию первой врачебной помощи и проведению противоэпидемических мероприятий.

2. Распределить формирования по объектам и участкам ведения спасательных работ, установить объем медицинской помощи в ОПМ, организацию и очередность смены медицинских формирований.

3. Указать маршруты эвакуации пораженных из очага в ОПМ и сохранившиеся лечебные учреждения здравоохранения.

4. Определить организацию снабжения формирований медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом.

5. Установить порядок представления донесений о ходе оказания помощи и эвакуации пораженных, места развертывания пунктов управления, средства связи с ними.

Принятие оптимального решения обеспечивает рациональное планирование деятельности медицинской службы ГО.

План медицинского обеспечения населения при выполнении мероприятий ГО (далее - план медицинского обеспечения населения) является основным документом по управлению службой на всех уровнях руководства. По существу, план - это решение начальника медицинской службы ГО на организацию медицинского обеспечения населения при выполнении мероприятий ГО, оформленное текстуально и на карте (схеме) с приложением пояснительной записки и расчетных данных в виде таблиц.

В плане отражаются все мероприятия, которые осуществляет служба, по времени и месту их проведения с расчетом необходимых для этих целей сил и средств и указанием исполнителей. В нем не должно быть неясных для исполнителей вопросов.

Силы и средства медицинской службы ГО изображаются на карте (схеме) с кратким поясняющим текстом, а основной материал представляются в виде расчетных таблиц.

План медицинского обеспечения населения является оперативным документом, который должен облегчить руководство по выполнению предусмотренных мероприятий медицинской службы ГО. В разработке плана принимают активное участие все члены штаба медицинской службы ГО. Каждый из них, зная задачи и общий замысел, разрабатывает свой раздел. В обязанности начальника штаба медицинской службы ГО входит корректировка всех разделов и сведение их в единый документ. Значительная роль в системе органов управления медицинской службы ГО принадлежит штабу медицинской службы ГО района категорированного города, на который, по сути дела, возлагается руководство самым сложным и ответственным объемом работы по оказанию медицинской помощи пораженным на первом этапе лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных.

План, предусматривающий медицинское обеспечение населения района категорированного города, при выполнении мероприятий ГО (как вариант) включает следующие разделы:

1. Задачи, стоящие перед медицинской службой ГО с учетом особенностей района.

2. Медицинское обеспечение эвакуации и рассредоточения населения, эвакуация медицинских учреждений и вывод медицинских формирований в загородную зону.

3. Размещение нетранспортабельных больных в специально приспособленных убежищах.

4. Организация ЛЭО пораженного населения.

5. Организация санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

6. Медицинское снабжение и обеспечение кровью и кровезаменителями.

7. Управление медицинской службой.

Задачами штаба медицинской службы ГО района категорированного города являются:

А. В мирное время:

1. Разработка и корректировка плана медицинского обеспечения населения района при выполнении мероприятий ГО.

2. Определение сил медицинской службы ГО и порядка их использования для оказания медицинской помощи с учетом сил сельских районов, находящихся на данном лечебно-эвакуационном направлении.

3. Руководство подготовкой учреждений и формирований медицинской службы ГО к работе в военное время.

4. Контроль за укомплектованностью формирований и учреждений медицинской службы ГО медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом и кадрами.

5. Организация подготовки личного состава штаба.

Б. При угрозе нападения противника:

1. Корректировка плана с учетом складывающейся тактической и медицинской обстановки.

2. Организация медицинского обеспечения эвакуируемого и рассредоточиваемого населения, медицинского обеспечения рабочих и служащих объектов народного хозяйства, продолжающих работу в городе, перевод нетранспортабельных больных в стационары для нетранспортабельных.

3. Организация эвакуации медицинских учреждений и вывода медицинских формирований в загородную зону и приведение их в готовность в местах развертывания (размещения).

4. Установление связи с начальниками медицинской службы медицинской службы ГО сельских районов, входящих в лечебно-эвакуационное направление, уточнение состояния готовности сельских медицинских формирований (ОПМ, СЭО), включенных в группировку сил.

5. Проверка расчетных данных на транспорт для эвакуации пораженных.

6. Уточнение в управлении больничной базы загородной зоны готовности больниц больничной базы к приему пораженных.

7. Уточнение вопросов взаимодействия с другими службами ГО.

В. В ходе ведения спасательных и неотложно-восстановительных работ в районе категорированного города (части города) штаб медицинской службы ГО района категорированного города руководит вводом формирований ГО в очаги поражения, оказанием пораженным первой и первой врачебной помощи и эвакуацией их в больничную базу загородной зоны.

Наши рекомендации