Ошибки и затруднения при выборе профессии
Как выбрать профессию, чтобы работа в будущем была успешной и приносила удовлетворение?
Все, что способствует такому выбору, — хорошо, все, что мешает, — плохо.
Можно назвать ряд причин, приводящих, по мнению академика Е.А. Климова, к неправильному выбору.
1. Выбирающий видит лишь конечный результат длинного профессионального пути, но не видит сам путь.
Например, человек хочет сразу стать главным инженером на заводе или директором банка. При таком подходе невольно возникает опасность застрять на начальных этапах, потерять надежду, почувствовать себя неудачником, если загаданный успех не дается сразу. Вот почему надо настроить себя на начало пути, а не только на конечный результат.
2. Бытуют предрассудки в отношении той или иной профессии.
Так, к некоторым очень нужным для общества профессиям существует предвзятое отношение как к непрестижным. Не следует идти на поводу у стереотипов. Любая профессия, требующаяся обществу, — достойна.
3. Выбор профессии под прямым или косвенным влиянием товарищей,
«за компанию», может очень подвести вас.
Чтобы не ошибиться, надо больше прислушиваться к самому себе, к тому, что ближе и интересней вам самим.
4. Перенос отношения к определенному человеку, представляющему ту или иную профессию, непосредственно на профессию.
Например, девочка хочет стать учительницей только потому, что у нее была любимая учительница. При этом она не учитывает всей сложности труда учителя, необходимости иметь особые качества, такие как великое терпение, любовь к детям, умение ровно относиться к ним, невзирая на шалости или дурные черты характера. К тому же надо принять во внимание, что учителю приходится очень много говорить, чего не выдерживают слабые голосовые связки.
Все особенности будущей профессии нужно применить к самому себе, своему
характеру, своим способностям и особенностям собственного организма, а не
просто лелеять в воображении любимый образ.
5. Увлечение только внешней стороной профессии или какой-то одной ее стороной.
Например, профессиями артиста, манекенщицы, летчика.
Притягивает популярность, слава, а о том, какая это тяжелая, напряженная работа, какой труд, — не задумываются, просто не знают. А сколько душевных и физических сил требуется людям этих профессий! Важно проникнуть вглубь, за чисто внешние, столь привлекательные со стороны черты той или иной профессии, увидеть суть каждодневного труда людей на первый взгляд столь легких и блистательных профессий. Только такой подход даст веские «за» и «против».
6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией.
Однако надо понимать, что за каждой школьной дисциплиной можно усмотреть несколько профессий. Мир профессий значительно шире перечня учебных предметов. Например, тот, кто любит математику, может работать как учителем, так и инженером, экономистом, программистом ЭВМ и т. д.
7. Отсутствие представлений о характере труда в сфере материального производства — на заводах и фабриках.
Механизация, автоматизация, внедрение робототехники, электронно-вычислительных машин и т. п. существенно меняют содержание и характер труда многих традиционных профессий. Вот почему всегда нужно стремиться узнать и увидеть современный облик интересующей вас профессии, так как за старым, дедовским, названием может скрываться совершенно новый тип и характер труда.
8. Неумение разобраться в своих личных качествах (склонностях,
способностях, подготовленности).
Правда, разобраться в себе — дело и в самом деле не простое. В этом помогут родители, учителя, книги.
9. Незнание или недооценка физических особенностей своего организма. Есть профессии, которые противопоказаны различным группам людей, имеющим отклонения в состоянии здоровья. Поэтому, выбирая профессию, важно иметь верное представление об уровне своего здоровья.
10. Неумение ориентироваться в огромном количестве существующих профессий и незнание, с чего начать выбор. В этом мы вам постараемся помочь.
Правила выбора профессии
Выбирая профессию, необходимо:
1. Рассмотреть как можно больше профессий.
При этом можно использовать ресурсы Интернета и справочники, в которых дается описание профессий с их краткой характеристикой. Выявить, какие специальности востребованы в регионе, где вы проживаете.
Ниже приводятся адреса интернет-сайтов, которые помогут вам как можно больше узнать о современных профессиях, требующих как высшего, так и среднего образования. На сайтах размещена информация о наиболее востребованных на сегодняшний день специальностях, о таких областях профессиональной деятельности, как право, информационные технологии производства, финансы и реклама, клиентские отношения, администрирование, работа с персоналом, маркетинг и продажи. Даются краткие толковые словари иноязычных названий профессий и специальностей.
· http://www.e-xecutive.ru/professions
· http://www.moldovajob.ournet.md/dictionary_profession/dictio-
nary_profession_a.htm
· http://www.vde.infobus.ru/dictionary.html
· http://naviobraz.tsu. ru/slov_prd. htm
· http://www.estrabota.ru/index.phtml?go=slov
· http://job.informika.ru/smi/jfy59.htm
· http://www.job-today.ru/issue/st29_03.htm
· http://www.vak.ansn.com.ua/showArticleNames.html?id=24
2. С помощью учителей и других специалистов изучить самого себя:
(интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, память, внимание, мышление, здоровье, самооценку).
3. Найти как можно больше информации о том, какие профессии востребованы на рынке труда сегодня и какие будут нужны через 3-5 лет.
4. Выбрать наиболее привлекательную профессию, которая обязательно должна соответствовать вашим интересам, склонностям и личностным
качествам.
5. Сравнить полученные знания о выбранной профессии со своим
представлением о ней.
6. Посоветоваться с родителями, учителями, врачами. Если есть возможность, получить квалифицированную консультацию у кого-то из специалистов.
Выбрав для себя будущую профессию, быть настойчивым в стремлении овладеть ею в совершенстве.
Опорные понятия
• Профессиональное самоопределение • Правила выбора профессии.
Практическая работа
1. Попытайтесь определить смысл и цель своей жизни.
2. В колонках ниже отметьте:
· Какой из факторов оказывает наибольшее влияние на вас при выборе
профессии (в баллах — от 1 до 9)?
· Кто является для вас профессиональным идеалом (в баллах — от 1 до 9)?
Фактор воздействия | Влияние на выбор профессии | Профессиональный идеал |
Родители | ||
Родственники | ||
Учителя | ||
Друзья | ||
Литературные персонажи, герои кинофильмов, теле- и радиопередач. | ||
Кто-то еще |
Домашнее задание
Найти в тексте ответы на вопросы, выделите текст с ответами.
1. Какую роль играет выбор профессии в жизни человека?
2. Кто может оказывать влияние на выбор профессии?
3. Перечислите возможные ошибки при выборе профессии.
4. Назовите правила выбора профессии.
5. Если у вас возникли затруднения с выбором профессии, к кому вы обратитесь в первую очередь? Почему?
6. Какие новые профессии появились за последние годы?
7. Дайте краткую характеристику двум привлекательным, на ваш взгляд, профессиям и опишите необходимые для них профессиональные качества.
Классификация профессий
Формула профессии
В первобытном обществе не было проблемы выбора профессии, так как человек умел сам делать все необходимое для жизни: добывать пищу, огонь, шить одежду, защищаться от опасностей. Постепенно происходило разделение труда: сначала на скотоводство и земледелие; затем появились ремесла и торговля. С развитием материальной и духовной жизни усложнялась деятельность людей, появились профессии и специальности.
Прежде всего, нам необходимо научиться различать понятия «профессия» и «специальность».
Профессия — род трудовой деятельности, требующий специальных знаний и опыта и обеспечивающий условия существования человека.
Специальность — более узкая область приложения физических и духовных сил человека в рамках той или иной профессии.
Профессия объединяет группу родственных специальностей. Например, профессия учителя включает специальности: учитель истории, учитель математики, учитель химии и т. д. Ориентироваться в многообразном мире профессий позволяет их систематизация, или, другими словами, классификация. Наиболее широко известна классификация профессий по отраслям экономики — по принадлежности к какой-либо отрасли: промышленность, транспорт, торговля, здравоохранение, образование, культура, искусство и др. (схема 21).
Такая классификация удобна для руководителей предприятий и учебных заведений, но малопригодна для человека, выбирающего профессию, поскольку не учитывает взаимоотношений «профессия ―личность».
В самом деле, когда человек работает, его внимание направлено не на отрасль, а на предмет труда. С предметом что-то надо сделать — это цель труда. В любом труде есть специфические орудия. И наконец, человеку важно, в каких условиях протекает его работа.
Ø Предмет туда, цель труда, орудия труда и условия труда — вот четыре признака, по которым строится классификация профессий, удобная для обдумывающего выбор.
Схема 21. Отрасли экономики
Наиболее удачную классификацию предложил академик Е.А. Климов. Основными признаками этой классификации являются
Ø предмет, цель, орудия и условия труда.
1. Профессии, связанные с чисто познавательным трудом и в то же время органически включенные в самые недра материального производства, являются гностическими (познавательными).
Цель специалистов этих профессий: распознать, выявить, найти, определить и т. д. Профессии этого класса можно встретить в пределах любого из пяти перечисленных ниже типов профессий:
Ø Человек — природа: физиолог, агроном, зоотехник, ветеринарный
врач, эколог, ихтиолог, приемщик сельскохозяйственной
продукции, лаборант государственной семенной инспекции,
лаборант химико-бактериологической лаборатории,
сортировщик овощей и плодов, сортировщик яиц, приемщик
молока и т. д.
Ø Человек — техника: инженер-механик, инженер-электрик,
инженер-строитель, контролер-приемщик станочных и слесарных работ, контролер сварочных работ, контролер минералов и пород, осмотрщик вагонов, обходчик железнодорожных путей и т. д.
Ø Человек — человек: учитель, врач, вахтер, сторож, ревизор на
транспорте, санитарный врач, следователь, журналист, инспектор
рыбоохраны и т. д.
Ø Человек — знаковая система: чертежник, сортировщик почтовых
отправлений и произведений печати, корректор и др.
Ø Человек — художественный образ: писатель, актер, художник,
музыкант, антиквар и т. д.
2. Не все профессии можно отнести к гностическим. Отдельные профессии связаны с созданием материальных ценностей, произведений искусства: строители, станочники, водители, операторы, скульпторы, художники-оформители и т д.
3. К изыскательским относятся профессии, связанные с поиском наилучшего варианта решения сложной практической задачи (закройщик, конструктор, модельер, программист, писатель, ученый, художник и т. д.). Их цель — изобрести, спроектировать, создать что-то новое.
4. Значительная часть профессий относится к преобразовательным:
обработать, переместить, собрать и т. д. (токарь, сборщик часов, фрезеровщик, резчик и др.)
Можно классифицировать профессии на основании использования различных орудий труда. Это профессии:
— ручного труда (хирург, резчик по камню, столяр и т. д.);
— машинно-ручного труда (токарь, шофер, машинист электровоза и т. д.);
— с использованием автоматизированных и автоматических систем, аппаратов
(печатник, сталевар, оператор прокатных линий и т. д.);
— с преобладанием функциональных орудий труда (певец, учитель, актер).
Специалисты разных профессий работают в различных условиях. Так, шахтер работает под землей, летчик — в небе, хлебороб — на земле, ткачиха — в цехе и т. д. Классифицируя профессии по этому признаку, можно выделить следующие группы:
Ø труд в условиях обычного (бытового) микроклимата (секретарь-машинистка, бухгалтер, экономист, сборщик радиоаппаратуры и т. д.);
Ø труд с пребыванием на открытом воздухе, с резкими перепадами
температуры и влажности (агроном, лесник, геолог, пастух, чабан,
виноградарь и т. д.);
Ø труд в необычных условиях (актер, водолаз, электромонтажник, каскадер, космонавт, артист цирка и т. д.);
Ø труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое, умственное, нравственное развитие людей, за большие материальные ценности (учитель, преподаватель, директор, актер, врач, писатель, юрист и т. д.).
Для более четкого и наглядного представления классификацию профессий можно изобразить схематически, в виде четырех ярусов в восходящем порядке (схема 22).