Технология социальной работы с малообеспеченными и безработными.

Причины малообеспеченности:

В результате реформ резко снизился уровень жизни российского населения. Помимо указанных выше причин (сокращение производства — главная из них) на уровне жизни негативно сказалась «шоковая терапия» как метод проведения реформ. Сюда следует отнести полное обесценение банковских вкладов большей части населения страны; ваучерную приватизацию (в официальных документах сообщалось, что к концу первого этапа приватизации 500 крупнейших предприятий России стоимостью не менее 200 млрд. долл. На уровне жизни населения сказывается и безработица, усугубленная наплывом миллионов беженцев из бывших союзных республик. Война в Чечне отняла многие триллионы рублей, которые можно было бы использовать для повышения жизненного уровня хотя бы некоторых категорий населения.

Бытовое обслуживание малообеспеченных:

Главной целью бытового обслуживания является максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и ин­валидов в привычной социальной среде в целях поддержания их соци­ального статуса, а также защита их прав и законных интересов, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддер­жание активного образа жизни.

Основы бытового обслуживания многодетных, неполных семей и семей с детьми-инвалидами определяются «Примерным положением о территориальном центре социальной помощи семье и детям», утвержденным в 1994 г. Бытовое обслуживание многодетных семей и семей с детьми-инвалидами включается в направления деятельности центров, востребованность этого направления социальной помощи очень велика.

Бытовое обслуживание может быть обеспечено в условиях ста­ционарных и полустационарных социальных учреждений, на дому, а также предоставлено гражданам обычными предприятиями бытового обслуживания на льготных условиях, в частности по договору с муниципальными органами власти или муниципальными социальными учреждениями.

Социальное обслуживание на домуосуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной зашиты населения.

В стационарных учрежденияхбытовое обслуживание обеспечивается наряду с другими видами обслуживания персоналом учреждения во всех необходимых видах.

Полустационарное бытовое социальное обслуживаниеосуще­ствляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого возраста и инвалиды, сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний.

В соответствии с указанным Законом на надомное обслуживание принимаются лица пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной утратой возможности самостоятельного удовлетворения жизненных потреб­ностей.

Зачисление на надомное обслуживание производится на основании письменного заявления в орган социального обслуживания; обследования материально-бытовых условий проживания заявителя, по результатам которого составляется акт его материально-бытовых условий; заключения о состоянии здоровья; а также данных РУСЗН о размере получаемой пенсии и о составе семьи.

Государственная социальная помощь- новый вид материальной поддержки 2-х категорий населений: малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан. Такая помощь введена в России ФЗ «О государственной социальной помощи», принятым в 1991 г.

Цель оказания госуд. соц. помощи- поддерживать уровень жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

Законом «О госуд. соц. помощи» принятого в 1999г установлено 2 вида (формы) социальной помощи:

- денежные выплаты - соц. пособия, субсидии, компенсация и др.,

- натуральная помощь - топливо, питание, одежда, обувь, медикаменты.

Государственная социальная помощь предоставляется по месту жительства, либо по месту пребывания малообеспеченного одиноко проживающего гражданина. Решение о ее назначении принимает орган соц.защиты населения. Среди малоимущих, прежде всего частично или полностью нетрудоспособные, многие из которых не имеют близких родственников; пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.

Индексация как механизм автоматической корректировки доходов призвана частично или полностью возместить возросшую стоимость жизни.

Индексация осуществляется 2 -мя способами: путем увеличения доходов на определенный % через определенное время (раз в год, квартал), путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на ранее оговоренный %.

Другим методом регулирования уровня жизни людей является компенсация.Она означает возмещение расходов тех или иных слоев и групп населения органами власти вследствие наступившего или ожидаемого повышения цен, межнациональных конфликтов и т.д. В отличие от индексации компенсация не предусматривает постоянной и систематической поддержки людей. В каждом случае требуется адресный подход.

Меры:

• льготное налогообложение;

• предоставление бесплатных или льготных услуг в здравоохранении, транспорте, коммунальном обслуживании и т.д.;

• пособия на детей и по безработице.

Безработица незанятость в производстве трудоспособного, желающего работать населения (глоссарий)

Безработный- трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовый приступить к ней (глоссарий).

В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизации рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.

В целом государственная политика занятости представлена двумя основными направлениями:

1) содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке;

2) стимулирование образования гибкого рынка труда.

Виды безработицы:

• структурная (связанная с изменением структуры экономики);

• неструктурная (обусловленная общим снижением экономической активности);

• фрикционная (временная), связанная с переходом на др. работу;

• циклическая (при циклических кризисах);

• скрытная;

• сезонная и др.

Уровень безработицы - индикатор экономической активности, показывающий отношение величины трудоспособного населения к общему количеству людей, ищущих работу, процент трудоспособного населения, не имеющего возможности найти себе работу.

Органам службы занятости всех уровней необходимо широкое развертывание профориентационной работы с молодежью для подготовки ее к трудовой деятельности в условиях развивающегося рынка труда. Необходимо расширять сеть учебных центров профессионального обучения, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации высвобождаемых работников и безработных граждан. В связи с переходом к рыночным отношениям и появлением безработицы были открыты службы занятости. Служба занятости имеет разветвленную сеть.

Центры занятости всех уровней (типов) решают следующие основные задачи:

• сбор и распространение информации о спросе и предложении на местном рынке труда;

• консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;

• профессиональная ориентация всех групп населения;

• выплата пособий по временной незанятости;

• консультирование предпринимателей по проблемам занятости и использования рабочей силы;

• оказание помощи в кадровом планировании предприятий;

• организация переподготовки высвобождаемой из производства рабочей силы.

Практика показывает, что важнейшим звеном в деятельности служб занятости является также социально-психологическая работа с клиентами.

Не могут быть признаны безработными след, категории граждан:

• не достигшие 16-летнего возраста;

• лица, которым назначена (в соот. с законодательством) пенсия, исключая инвалидов 3 группы;

• отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы;

• впервые ищущие работу, а также не имеющие профессии в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки, от предложенной оплачиваемой работы (даже временной).

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости Российской Федерации:

- содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и ин­формационного консультирования, психологической поддержки.

Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем безработным, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием.

Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, и также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для клиентов сферам деятельности, направлению профессионального обучения.

Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое.

Индивидуальное консультированиепроводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа длится 40-60 мин. Иногда одной встречи бывает недостаточно и работа может быть продолжена. В процессе индивидуального консультирования можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах жизнедеятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей.

Групповое консультирование в большей степени носит информационный характер. Его цель — дать безработным наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.

Личностная консультация проводится, если психолог чувствует - что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность и тому подобное), что выявляется путем личностной диагностики и использования различных метод Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности.

В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров.

В целом государственная политика занятости представлена следующими двумя основными направлениями:

1. содействие в трудоустройстве незанятого населения и оказание помощи в профессиональной подготовке и переподготовке;

2. стимулирование образование образования гибкого рынка труда. Законом «О занятости населения в РФ» и другими нормативными актами предусматривается создание специализированных предприятий и организаций, создание дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).

Государственная программа обеспечения занятости населения предусматривает также децентрализацию промышленности, перевод ее в сельские районы и малые города, создание малых предприятий, расширение сферы обслуживания и другие меры.

В связи с этим технология соц.работы с безработными включает:

• ведение такой политики фирмы, чтобы она не стала банкротом, заняла людей, не направила их в Центр занятости;

• своевременную подготовку и переподготовку работников, адаптацию их, например, к рыночным условиям;

• определение процедуры оказания помощи при закрытии фирмы;

• регламентированные процедуры постановки на учет безработных;

• специфические процедуры подготовки и переподготовки кадров;

• оказание материальной помощи;

• снятие с учета, включая систему отслеживания.

Наши рекомендации