Технология социальной работы

– одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

– последовательность действий специалиста по социальной работе, основанных на его профессиональном мастерстве, индивидуальной технике, направленных на активизацию личностных ресурсов клиента и достижение выхода из трудной жизненной ситуации.

Технология выполняет ряд важных и значимых для процесса осуществления деятельности функций. Они отмечены в Толковом словаре по социальным технологиям:

– аналитико-прогнозная: выявление и учет групп, семей и отдельных граждан, относящихся к категории социального риска, определение нуждаемости в различных видах и формах социальной поддержки, мониторинг динамики социальных процессов, прогноз изменения существующих параметров;

– диагностическая: анализ существующих актуальных и потенциальных социальных проблем, установление их причин, исследование проблем социальной ситуации конкретных клиентов;

– системно-моделирующая: определение характера, объема, форм и методов социальной помощи людям и группам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, концептуальное обоснование системы оказания такой помощи;

– проектно-организаторская: разработка, реализация и оценка социальных проектов, направленных на разрешение социального затруднения, помощь определенной категории клиентов;

– активационная: содействие активизации потенциала собственных возможностей индивида, семьи, социальной группы, побуждение клиентов к самостоятельному разрешению своих проблем, выходу из трудной жизненной ситуации, развитие самопомощи и взаимопомощи;

– инструментально-практическая: оказание различных видов помощи в ситуациях жизненных затруднений, консультации и тренинги для улучшения взаимоотношений между людьми, содействие в оформлении документов и других необходимых действий для реализации клиентами своих социальных прав, опека и попечительство по отношению к детям, находящимся в социально опасном положении;

– распорядительно-управленческая: менеджмент органов социального управления, координация деятельности государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся в социальной поддержке гражданам, работа по формированию социальной политики, подбор и воспитание кадров;

– эвристическая: приращение социального знания, углубление понимания социальных проблем, улучшение образовательной и общекультурной подготовки специалистов по социальной работе, повышение их квалификации.

Разумеется, эти функции реализуются целиком только в совокупности, во всей системе технологий социальной работы. В каждом конкретном варианте их применения на первый план может выходить тот или иной их набор [Толковый словарь по социальным технологиям. /Под ред. В.А. Иванова, Г.Д. Никредина, В.И. Патрушева, И.М. Слепенкова. – М.,: 1995].

Технология социальной работы реализуется на основании следующих принципов:

– профилактическая направленность;

– предоставление государственных гарантий в сфере реализации технологий социальной работы;

– обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для всех категорий клиентов;

– последовательность всех видов технологий социальной работы;

– преемственность всех видов технологий социальной работы;

– ориентация технологий социальной работы на индивидуальные потребности клиентов;

– ответственность органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за результативность внедрения технологий социальной работы.

Как видим, технология социальной работы можно рассматривать в двух аспектах:

1) в широком плане – как систему теоретических знаний и практику, представляющую собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Подход характерен для управленческих органов и организаторов реализации социальной политики на областном, региональном уровнях;

2) в более узком плане – совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы. Подход присущ непосредственным организаторам социальной работы по взаимодействию с клиентами социальных служб, с различными категориями населения по месту жительства или работы.

Содержание технологии социальной работы заключается в обосновании проекта (программы) деятельности, определенного алгоритма и логической последовательности действий в процессе решения поставленных задач, стандарта или норматива предписанных процедурных действий, объективных критериев оценки организации, хода и результатов деятельности.

Таким образом, основными понятиями технологии социальной работы являются:

– методика (общая, конкретная, частная):

Общая методика – программа, включающая в себя цель работы, задачи, этапы, общее содержание, средства (например, методика социальной реабилитационной работы в стационарном учреждении социального обслуживания, методика предоставления государственной помощи в нестационарном учреждении социального обслуживания населения и др.).
Конкретная методика – последовательность действий и способов взаимодействия с клиентом при реализации конкретной формы социальной работы (методика первичного приема, методика социального патронажа).
Частная методика – система правил, требований, предъявляемых к организации процесса оказания помощи конкретному клиенту, предполагающая эффективное решение частных задач, которые определяются специалистом по социальной работе для выхода из конкретной трудной жизненной ситуации (методика развития навыков самообслуживания воспитанника социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, методика развития или компенсации умений и навыков социально-средовой ориентации инвалида и т.д.).

– формы социальной работы:

Организационные формы содержания технологии социальной работы
индивидуальные: первичный прием беседа консультирование Групповые: - социальный патронаж - семейное консультирование - фронтальная беседа - социальный тренинг - занятия-практикумы - коллективные творческие дела

– методы социальной работы:

- организационно-распорядительные - психолого-педагогические - социально-экономические и др.   Рассматриваются отдельно.

Специалистами в области социальных технологий выработаны необходимые условия технологизации практической деятельности в социальной сфере:

– объект воздействия должен обладать определенной степенью сложности, т.е. иметь признаки социальной системы;

– должны быть выделены элементы системы объекта социального воздействия, особенности его строения (структуры) и функционирования;

– возможность формализации реально происходящих процессов и представления их в виде определенных операций, процедур, показателей;

– возможность воспроизводства и повторяемость операций, процедур или показателей в новых условиях.

Технологизацию социальной работы характеризуют следующие признаки (Е.И. Холостова, И.Т. Зайнышев):

– динамичность – постоянная смена содержания и форм работы специалиста с клиентом;

– непрерывность – необходимо постоянно поддерживать непосредственную или опосредованную связь с клиентом и оказывать на него влияние;

– цикличность – проявляется в стереотипном, устойчивом повторении этапов, стадий и процедур при работе с клиентами;

– дискретность – неравномерность воздействия на клиентов с момента определения цели до исполнения решения;

– расчленение конкретного процесса деятельности на внутренне связанные между собой этапы, операции, процедуры;

– координированность и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата;

– однозначность выполнения операций, включённых в технологическую цепочку. Это решающее и обязательное условие достижения результатов, адекватных поставленной цели.

Как видим, технология социальной работы представляет собой алгоритм действий специалиста. Действия осуществляются в условиях социальной службы, учреждения социального обслуживания населения.

Эффективность решения социальных проблем во многом определяется технологичностью действий, умением последовательно и рационально использовать различные их способы. Технологический процесс в данном случае может включать в себя определенные этапы. В самом обобщенном виде к ним следует отнести:

– подготовительный этап – осмысляются причины решаемой проблемы, формулируется ее цель, определяются способы, средства, необходимые для ее достижения;

– этап предварительной обработки данных – выявляется, систематизируется и анализируется имеющаяся по проблеме информация;

– этап реализации основных способов социального воздействия на проблему – подобранные методы используются на практике;

– завершающий этап – анализируются результаты технологического воздействия на решение социальной проблемы, выявляются противодействующие факторы и намечаются меры по закреплению достигнутых результатов [Циткилов, П. Я. Технология социальной работы: Учебное пособие / П. Я. Циткилов. – М.: Дашков и К°; Наука-Спектр, 2010. – С. 33.]

Как видим, выработка технологии решения социальных проблем – сложный процесс. Он требует как научных обоснований, так и практической апробации теоретических выводов и рекомендаций.

Не случайно некоторые авторы здесь выделяют 4 этапа:

- теоретико-методологический, - методический, - процедурный, - контрольно-аналитический.   Вместе они представляют систему.

Теоретико-методологический этап. Этап исключительной важности. Формулируется целевая установка, объект воздействия с разделением последнего на составляющие и выяснением его социальных связей, определяется предмет технологизации, выделяются структурные элементы, выявляются причинно-следственные связи и отношения, в которые включен объект социальной политики или клиент социальной работы.

Методический этап. Решаются задачи выбора источников, путей и способов получения информации о состоянии объекта социальной политики или клиента социальной работы; определяются приемы и средства обработки и анализа этой информации и принципы трансформации выводов и конкретные рекомендации для преобразующей деятельности, выбор методов вмешательства, а также способы активизации клиента в контексте улучшения создавшейся ситуации;

Процедурный этап. Решаются задачи, связанные с организацией практической деятельности по оказанию помощи клиенту или по профилактике трудной жизненной ситуации, по апробации и устранению недостатков рекомендаций, составлением алгоритма действий.

Таким образом, технология социальной работы отражает ее прикладной, практический аспект.

В качестве критериев эффективности социальной технологии предлагаются следующие:

1) простота (технология не должна быть излишне усложненной, содержать промежуточные этапы или операции);

2) гибкость (адаптация к изменяющейся обстановке);

3) надежность (наличие некоторого запаса прочности, дублирующего механизма);

4) экономичность (технология может быть эффективной, но не экономичной;

5) удобство эксплуатации (прекрасно разработанная технология оказывается бесполезной, если она неудобна для людей, которым предстоит с ней работать).

Кроме теоретических знаний, социальная работа требует хорошей технологической подготовки. Она выражается в наличии навыков в области социально-психологического и ситуационного анализа, социально-организационной диагностики условий жизнедеятельности различных групп населения, проведения конкретно-социологических исследований, прогнозирования и выявления тенденций развития социальных процессов, оптимального выбора инструментария, регулирующего их протекание.

На получение знаний о технологических процессах и навыков их рационального применения нацелена учебная дисциплина «Методы и технологии социальной работы», которая способствует формированию технологической компетентности и методического профессионализма у будущих специалистов.

Объект изучения курса – современные технологии помощи населению, включая деятельность социальных служб, организаций и ведомств.

Предметом изучения курса являются:

– методы, выработанные различными социальными науками и синтетически использующиеся в социальной работе как междисциплинарной области теории и практики;

– знания о содержании и конкретных формах, методы и приемы социальной работы при оказании социальных услуг, о поддержке и социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

– алгоритм деятельности, в результате которой достигается определенная социальная цель и преобразуется объект воздействия;

– новые методы социального обслуживания [Пантюк, И. В. Конспект лекций по дисциплине «Методы и технологии социальной работы» / И. В. Пантюк. – Минск : Изд-во БГУ, 2013. – 6.].

В заключении следует отметить, что на современном этапе развития “технология социальной работы” используется в нескольких смыслах.

Во-первых, данное понятие используется как название учебной дисциплины общеобразовательного цикла основной образовательной программы подготовки специалиста по специальности «Социальная работа» (по направлениям).

Во-вторых, анализируемое понятие используется как обозначение совокупности взаимосвязанных способов и процедур профессионального воздействия на социальный объект (субъект) с целью его улучшения, обеспечения оптимизации функционирования при возможном тиражировании данной системы воздействия [Курбатов, В. И. Социальная работа для студентов вузов. Серия “Шпаргалка” / В. И. Курбатов. – Ростов н/Д. : Феникс, 2004. – С. 88.]

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Для каждого вида социальной деятельности создается особая технология. Поэтому создаются социальные технологии для различных областей социальной сферы: медицинского обслуживания, пенсионного обеспечения, социального страхования, системы образования и социального обслуживания и т.д. Каждая из них сообразуется со спецификой конкретной деятельности, с целями, которые социальный субъект поставил перед собой и которых он стремится достичь. Таким образом, речь не может идти о какой-то универсальной социальной технологии.

Реализация любой социальной технологии всегда сопровождается теми или иными модификациями. Зависит это от определенных условий: состояния материальных, политических, финансовых и кадровых ресурсов общества; исторических условий, традиций и др. Все вместе взятое определяет и конкретизирует содержание любой социальной технологии, придает ей однозначность и обусловливает проявление общих требований к технологическому процессу.

Многообразие социальных технологий обусловлено:

– обширностью социальных отношений и видов социального действия;

– системным, сложным характером объектов социальных технологий;

– разнообразием средств, методов и форм, используемых в процессе социального действия;

– различным уровнем профессионализма разработчиков и исполнителей социальных технологий.

Классификации социальных технологий и технологий социальной работы разрабатываются в соответствии с теми же принципами, которые используются в любой другой практической деятельности. К таким принципам относятся:

– учет специфики составляющих общественного процесса;

– синергетический подход к анализу технологизации социального пространства;

– принцип целостности социального пространства;

– принцип разнообразия;

– приоритет гуманизма в решении технологической проблемы освоения социального пространства, отношение к человеку как к высшей ценности на Земле;

– стратификационно-классовый подход к социальным явлениям и процессам;

– принцип деления общества на макро- и микросреду их подсистемами – социальными институтами, социальными общностями, структурными образованиями;

– принцип деятельностного подхода.

В качестве оснований в классификациях выбираются признаки, наиболее существенные для объектов классификации.

Для классификации социальных технологий, наиболее ценными являются их систематизация, основанная на познании существенных связей между отдельными видами технологий.

Основой типологии социальных технологий могут стать следующие признаки:

– степень ассоциированности объекта воздействия (личность, общество, социальные группы, трудовой коллектив);

– масштабы и иерархия воздействия (глобальные, континентальные, региональные и т.д.);

– сфера социализации и жизнедеятельности людей (производственная, политическая, социальная, духовная сферы);

– степень зрелости социальных объектов;

– инструментарий, способы и средства воздействия, используемые для решения поставленных задач;

– область общественной жизни: экономика, образование, здравоохранение, научная деятельность;

– уровень разработки социальных технологий (теоретический, конкретно-прикладной);

– цель, реализуемая в результате применения данной технологии.

Вопрос о классификации социальных технологий является сложным и дискуссионным. Как к разработке, так и типизации социальных технологий существуют различные подходы. Они диктуются не только различными взглядами ученых, занимающихся исследованиями в данной области, но и различными параметрами, избираемыми в качестве основания классификации. В учебном пособии И.Г. Зайнышева представлены различные подходы к классификации социальных технологий.

Например, В.В. Богдан и В.Н. Иванов предлагают следующую классификацию социальных технологий:

– технологии поиска стратегии управления;

– технологии социального моделирования и прогнозирования;

– информационные технологии;

– внедренческие технологии;

– обучающие инновационные технологии;

– технологии прошлого опыта.

Академик МАИ В.И. Банерушев, принимая в качестве основания для классификации уровень социального пространства, на котором применяются технологии, предлагает следующую классификацию:

– глобальные технологии;

– демографические;

– экономические;

– военные;

– технологии продовольственных кризисов, конфликтов, катастроф.

Взяв за основу сферу использования, можно получить такую классификацию социальных технологий:

– социально-экономические;

– социально-политические;

– социальные;

– духовные.

Кроме того, имеются и другие классификации.

Различают социальные технологии

глобального характера,

социальные технологии применительно

к обществу в целом,

различным сферам общественной жизни,

социальной структуре,

социальным институтам,

процессам и явлениям.

По характеру решаемых задач различают

универсальные технологии,

частные технологии.

Социальные технологии существенно отличаются друг от друга по своему содержанию. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий.

С точки зрения масштабности выделяются глобальные социальные технологии. Они связаны с решением общечеловеческих проблем.

Инновационные социальные технологии представляют особой методы и приемы инновационной деятельности, направленные на осуществление нововведений в обществе, на реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводящих к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Рутинные социальные технологии характеризуются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального воздействия и не стимулируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Региональные социальные технологии направлены на изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерное ее изменение.

C одной из разновидностей универсальных технологий является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т. д.).

Содержание информационных социальных технологий — это способы и приемы оптимизации информационного процесса, его воспроизводства и функционирования.

Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие творческих способностей людей.

Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта.

Демографические технологии нацелены на изучение механизма воспроизводства населения и выработку способов изменения его численности, состава, размещения и т. д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы, пути достижения согласия большинства населения в решении наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимодействия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности, социально-этнических.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

Среди управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект, что напрямую связано с осуществлением задач социальной работы. Психологические технологии – это способы воздействия на психологические процессы, качества, явления и отношения, методы воздействия на установки, характер, реакцию, волю личности, межличностные взаимодействия.

Психофизические технологии направлены на изменение параметров процессов, происходящих внутри человека при возмущающих факторах. Данные технологии используются при оказании медико-социальных услуг населению.

В Образовательном стандарте ОСРБ 1-86 01 01-2013 Высшее образование Первая ступень Специальность 1-86 01 01 Социальная работа (по направлениям) предлагается следующая классификация технологий социальной работы:

– общие технологии социальной работы (функциональные технологии): социальная диагностика; социальная экспертиза; социальное прогнозирование; социальная адаптация; социальная коррекция и терапия; социальное страхование; социальная опека и попечительство; социальная профилактика; коммуникативные технологии в социальной работе.

– междисциплинарные технологии и методы социальной работы: организационно-управленческие методы; психологические методы; педагогические методы; социо-медико-психологические методы; социально-экономические методы; методы социального консультирования и посредничества; методы культурно-досуговой деятельности.

– технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности общества: в системе образования, в области здравоохранения, в пенитенциарных заведениях; ведомственная специфика социальной работы.

– технологии социальной работы с различными группами населения (частные технологии): с семьей; с молодежью; с пожилыми людьми; с лицами без определенного места жительства; с мигрантами и этническими общностями; с женщинами; с военнослужащими; с инвалидами и их семьями.

Следует отметить, что частные технологии во многом базируются на функциональных технологиях.

Как видим, социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями (Павленок П.Д.).

При определении технологий социальной работы необходимо учитывать,

во-первых, общую трактовку социальных технологий,

во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности,

в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы).

Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе (См.: Кадровое обеспечении социальных служб: подготовка и переподготовка / Отв. ред. Е.И. Холостова. – М., 1994, с. 74: Российская энциклопедия социальной работы / Под ред. Д.М. Панова и Е.И. Холостовой. — М., 1997, с. 347)

Социальные технологии трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками (социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.).

Социальная работа может быть рассмотрена и как разновидность больших систем, поскольку включает в себя три компонента:

1) социальную работу как науку;

2) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин);

3) социальную работу как вид деятельности.

Выделяя социальные технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую сферу человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний об определенной действительности – социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле — социальных отношениях, социальной сфере).

Важнейшие задачи как науки –

анализ существующих форм и методов социальной работы,

разработка оптимальных методов и технологий разрешенследует исходитьия различных социальных и других проблем применительно к разным индивидам, слоям и группам населения.

Характеризуя технологии социальной работы как науки, из того, что ее неотъемлемыми компонентами являются соответствующие закономерности (например, существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы и методы (экономические, правовые, социально-педагогические и т.д.).

В этом случае социальные технологии представляют собой способы применения теоретических выводов в решении практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть особенность социальной работы как науки – органическое единство знаний и умений.

Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации. Т.е. эти технологии имеют в основном обучающий, информационный характер.

В самом учебном процессе технологии обусловлены стандартами, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дисциплин (общественных, естественно-научных, профессиональных, специальных), в том числе обязательных, выборочных, факультативных; формами обучения (очная, вечерняя, заочная, очно-заочная), видами занятий (аудиторными, самостоятельными и т.д.).

В качестве технологий используются и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскурсия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, коллоквиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т.д.).

Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения. Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

С учетом сказанного классификация технологий в социальной работе может быть осуществлена по различным основаниям.

Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны: пенсионеры, инвалиды, дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные или многодетные семьи и т.д.

Теоретические работы и практический опыт, накопленный в Беларуси и за рубежом, выявили целый ряд направлений (видов) социальной работы с перечисленными (и другими) группами населения:

– социальный контроль и социальная профилактика,

– социальная терапия и социальная реабилитация,

– социальная помощь и защита,

– социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта,

– социальное попечительство и социальное посредничество и др.

Эти виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями. Они очень тесно связаны между собой, но в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

Несмотря на общность этих технологий в работе с разными группами населения, они имеют довольно существенные различия, обусловленные спецификой объектов социальной работы. Именно поэтому интеграция социальной деятельности с учетом специфики объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение. Эти виды работ (технологий) весьма разнообразны.

Технологии можно классифицировать в зависимости от понимания социальной работы в широком и узком смысле.

В первом случае – о технологиях социальной защиты всех слоев населения, о создании таких, которые способствовали бы снижению доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, которые помогали бы населению самостоятельно решать свои проблемы.

Во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы с уязвимыми слоями населения.

Иначе говоря, технологии применительно к социальной работе, понимаемой в широком смысле, должны носить опережающий, упреждаюший характер. Задача таких технологий (в деятельности государства, социальных институтов) — способствовать не только лечению «социальных болезней», но и их предотвращению.

Необходимо разграничивать социальные технологии, применяемые в Беларуси, и социальные технологии, применяемые за рубежом, в силу разных условий жизни, уровня экономического развития, культурных традиций и других особенностей.

При всём многообразии целей социальных технологий конечной целью любой из них является человек, его взаимоотношения с другими людьми, внешней средой и самим собой.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы предпосылки технологизации социального пространства?

2. В чем специфика трактовок понятий «социальные технологии» и «технологии социальной работы»?

3. Какова роль социальных технологий в жизни общества?

4. Какие функции выполняет технологизация деятельности в социальной работе?

5. На каких принципах реализуются технологии социальной работы?

6. В чем заключается содержание технологий социальной работы?

7. Каковы условия технологизации практической деятельности в социальной сфере?

8. Перечислите признаки технологизации социальной работы.

9. Какие этапы разработки технологии социальной работы выделяют ученые?

10. Чем обусловлено отсутствие универсальной социальной технологии?

11. Что учитывается при разработке социальных технологий?

12. Чем обусловлено постоянное обновление социальных технологий и технологий социальной работы?

13. Какие принципы необходимо соблюдать специалистам при разработке новых социальных технологий и технологий социальной работы?

14. Какие признаки можно положить в основу типологии социальных технологий?

15. По каким основаниям возможна классификация социальных технологий?

16. Чем обусловлено многообразие классификаций социальных технологий и технологий социальной работы?

17. Каково содержание наиболее важных социальных технологий?

18. Какие технологии можно выделить с позиций социальной работы как науки, как учебной дисциплины, как вида деятельности?

Тема 2. Технологический процесс в социальной работе
 

1. Сущность и структура технологического процесса.

2. Содержание и цикл технологического процесса.

3. Модели технологии социальной работы.

Вопросы для самоконтроля

Наши рекомендации