Формирование речевого дыхания

Одним из постоянных признаков заикания является на­рушение речевого дыхания. Помимо возможности появления судорожной активности в мышцах дыхательного аппарата, нарушение речевого дыхания у заикающихся выражается в следующих показателях: недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, укороченный речевой выдох, несформированность координаторных меха­низмов между речевым дыханием и фонацией.

Работа по формированию речевого дыхания вклю­чает в себя следующие этапы:

1) Расширение физиологических возможностей ды­
хательного аппарата (постановка диафрагмально-ре-
берного дыхания и формирование длительного вы­
доха через рот).

2) Формирование длительного фонационного выдоха.

3) Формирование речевого выдоха.

Формирование речевого выдоха имеет принципиаль­ное значение для организации плавной речи. Известно, что плавность речи — это целостное непрерывное артикули-

рование интонационно-логически завершенного отрезка высказывания в процессе одного непрерывного выдоха.

Учитывая то, что у заикающихся отмечается поверх­ностное, недостаточно регулярное дыхание, при котором мышцы грудной клетки, особенно мышцы верхнего плече­вого пояса, находятся в состоянии излишнего напряжения, большинство практиков использует в коррекции заикания постановку диафрагмально-реберного дыхания, которое часто называют диафрагмальным. При этом типе дыхания особое значение имеет работа мышц брюшного пресса.

Постановку диафрагмально-реберного дыхания на­чинают в положении лежа. Оптимально, чтобы постанов­ка диафрагмального дыхания проводилась на фоне мы­шечного расслабления. Как правило, в этот период заи­кающиеся уже знакомы с элементами релаксации.

В дошкольном возрасте формирование диафрагмаль­ного дыхания необходимо проводить на начальном этапе в положении лежа. В этом положении мышцы всего тела слег­ка расслабляются и диафрагмальное дыхание без дополни­тельных инструкций устанавливается автоматически.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального ды­хания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следую­щие методические указания.

1. Дыхательные упражнения должны быть органи­
зованы таким образом, чтобы ребенок не фиксиро­
вал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные уп­
ражнения организуются в виде игры так, чтобы ре­
бенок непроизвольно мог сделать более глубокий
вдох и более длительный выдох.

3. Все упражнения на тренировку речевого дыхания
связаны с выполнением двух основных движений:
руки из положения «в стороны» движутся «к пере-
ди» с обхватом грудной клетки, или из положения
«вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как

правило, связаны с наклоном вниз или в стороны. 4. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных (в основном щелевых) или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать дли­тельность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ВЫДОХА

Заикающийся находится в положении лежа на спине. Рука ребенка лежит на верхней части живота (диафрагмальная область). Внимание ре­бенка обращается на то, что его живот «хорошо дышит». Можно положить на живот игрушку для привлечения внимания. Это упражнение длится в среднем 2-3 минуты. Упражнение должно вы­полняться без усилий, чтобы избежать гипервен­тиляции и повышения мышечного тонуса.

Задуй свечку

Дети держат полоски бумаги на расстоя­нии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмеча­ет тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

Лопнула шина

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха




легко сжимается. Занимая исходное положе­ние, дети делают непроизвольно вдох.

Накачать шину

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

Воздушный шар

Выполнение упражнения аналогично уп­ражнению «Лопнула шина», но во время вы­доха дети произносят звук «ф-ф-ф».

Жук жужжит

Исходное положение: руки поднять в сто­роны и немного отвести назад словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

Ворона

Исходное положение: руки поднять через стороны вверх. Медленно опуская руки и присе­дая, дети произносят протяжно «К-а-а-а-р». Ло­гопед хвалит тех «ворон», которые медленно спу­стились с дерева на землю. Занимая исходное по­ложение, дети делают непроизвольно вдох.

Гуси

Исходное положение: руки поставить на пояс. Медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяж­но «Г-а-а-а». Принимая исходное положение, производится вдох.



Приемов, направленных на формирование диафраг-мального выдоха, существует в практике довольно мно­го (В.И. Селиверстов, 1987, и др.).

У детей более старшего возраста, подростков и взрос­лых тренировка диафрагмального дыхания может проис­ходить более осознанно.

Тренировка речевого дыхания также начинается в поло­жении лежа на спине. Предлагается расслабиться. Ладонь од­ной руки кладется на область диафрагмы. Обращается внима­ние на движения передней стенки живота при естественном вдо­хе и выдохе. При вдохе рука поднимается, при выдохе рука опускается, соответственно движению передней стенки живота.

После того, как натренировано движение диафрагмы в положении лежа, надо повторить то же упражнение в положе­нии стоя: положить руку на область диафрагмы и сделать вдох, рука должна ощутить то же движение, что и в положении лежа.

Полезно также проверить «глазом», как изменяется объем грудной клетки. Заикающиеся встают перед боль­шим зеркалом, чтобы понаблюдать за дыхательными дви­жениями грудной клетки. Обращается внимание на то, что во время вдоха плечи не должны подниматься.

Длительность и сила выдоха могут тренироваться в таких упражнениях, как:

1. Выдох под мысленный счет (вдох на
счет 1-2-3; выдох: 4-5-6-7-8 до 15).

2. Произнесение на выдох щелевых зву­
ков (с, ш, ф и др.), контролируя длительность
выдоха секундомером.

3. «Прокатить выдохом» воображаемый
ватный шарик по длине всей руки и пр.

Силу диафрагмального выдоха можно тренировать в упражнениях типа: «Задуй пламя свечи» и др. (см. При­ложение № 3).

В дальнейшем диафрагмальный тип дыхания надо тренировать при выполнении физических упражнений (ходьба, наклоны и повороты туловища и пр.).

Небезуспешно используется в работе над постанов­кой диафрагмального дыхания парадоксальная гимнас­тика А.Н. Стрельниковой (см. Приложение № 4).

Одной из распространенных ошибок в работе по формированию речевого дыхания является чрезмерное наполнение легких воздухом во время вдоха. Слишком большой вдох создает излишнее напряжение дыхательных мышц, создает условия для гипервентиляции.

Зачастую неправильная организация работы по раз­витию речевого дыхания сопровождается фиксацией вни­мания заикающихся на акте вдоха и другими осложнени­ями. Поэтому при работе с заикающимися над речевым дыханием все инструкции должны касаться только про­цесса выдоха. (Исключение составляет парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой).

Следующим этапом работы является развитие длитель­ного фонационного вьщоха. Формирование фонационного вьщоха является основой для развития координаторных взаи­моотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.

Как правило, тренировка фонационного выдоха на­чинается с длительного звучания гласных. (Порядок вве­дения гласных звуков и методику голосоведения смотри в разделе «Вокальный тренинг»).

После того как заикающиеся освоят длительное про­
изнесение одного гласного на выдохе, предлагается произ­
нести слитно сочетание их двух гласных на одном выдохе
А_________ О__________ .

Постепенно наращивается количество гласных зву­ков, произносимых на одном выдохе в следующем поряд­ке: А — О — У — И (эталон гласных звуков). Данный этап работы может проводиться уже в период молчания или охранительного речевого режима.

Диафрагмальный вдох и выдох во время выполне­ния этих упражнений заикающийся может контролиро-

тш

вать ладонью, положенной на область диафрагмы. По­мимо слухового контроля длительность фонационного выдоха можно контролировать плавным движением руки.

Значительно успешнее развивается фонационное дыхание как у детей, так и у взрослых, при использова­нии компьютерных программ «Видимая речь».

Третий этап работы над дыханием включает форми­рование собственно речевого выдоха. В упражнения вво­дятся слоги, слова, фразы.

Усвоение навыков, связанных с развитием речевого выдоха, идет с разной скоростью при невротической и не-врозоподобной формах заикания. Так, у заикающихся с не­вротической формой речевой патологии быстро восстанав­ливается координация между механизмом дыхания и фона­ции. Несмотря на видимую легкость, с которой они быстро усваивают весь набор предлагаемых им упражнений, необ­ходимо сохранять строгую последовательность в предъяв­лении этих заданий и в длительности тренировок.

При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. При усвоении новых навыков необходимо не только объяснение, но и много­кратный показ, подключение различных видов контроля (слуховой, визуальный, кинестетический). Тренировка должна быть систематической, длительной и включаться во все виды занятий, проводимых с заикающимися.

Поскольку формирование речевого дыхания тесно связано с формированием навыка рациональной голосо-подачи и голосоведения, то эти задачи решаются практи­чески одновременно.

Наши рекомендации