Формирование правильного речевого дыхания

Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воз­действия по этим направлениям. В ходе коррекци­онного воздействия по нормализации речевого ды­хания работа проводится в определенной последо­вательности.

а) Вначале осуществляется воспитание правиль­ного диафрагмально-реберного дыхания по подра­жанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка.

б) С целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осу­ществлять короткий, легкий вдох и плавный, дли­тельный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способ­ствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:

— вдох и выдох через нос;

— вдох через нос, выдох через рот;

— вдох через рот, выдох через нос;

— вдох и выдох через рот.

в) Формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполне­ния специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное ус­ложнение предлагаемых заданий. Тренировка ре­чевого выдоха осуществляется на материале от­дельных звуков, затем — слов, коротких фраз, сти­хотворений и т, д. Сначала упражнения проводятся с опорой на контроль ладонью, затем — без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции,

В качестве примера остановимся на некоторых упражнениях:

«Поем песенку». Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произно­ся звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Вы­дох контролируется ладонью.

«Немое кино». Логопед показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длитель­ном выдохе.

«Топор». Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки — вдох­нуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух!» на длительном выдохе.

«Зоопарк». Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного- Логопед совершает экскур­сию по зоопарку, называет животное, ребенок в от­вет делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ла­донью.

«Ворона». Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх — сделать вдох, медлен­но опустить руки — длительный выдох с произне­сением звукоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать дру­гие звукоподражания (например: гуси — произне­сти на выдохе «га-га-га» (го, гы), корова — произ­нести на выдохе «му», кошка — «мяу» и т. д.).

«В лесу». Логопед ищет «потерявшихся в лесу» детей, называя их по имени. Ребенку предлагает­ся, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ау!». Затем ре­чевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т. д., которые должны быть произне­сены ребенком на одном выдохе.

г) Формирование направленной воздушной струи.

В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выхода воз­душной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики проводится работа по формированию на­правленной воздушной струи. С целью воспитания направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения (каждому упражнению дается название и подбирается соответствующая картинка-образ, выполнение упражнений происхо­дит по подражанию и по словесной инструкции):

«Толстяк» (картинка-образ — мальчик с наду­тыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

«Худенький» (картинка-образ — худенький маль­чик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сом­кнуть, втягивать щеки внутрь.

«Снежок» (картинка-образ — падающие снежин­ки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед тру­бочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

«Дудочка» (картинка-образ — дудочка). Высу­нуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

«Пропеллер» (картинка-образ — самолет с про­пеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, ука­зательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался «звук пропелле­ра» от рассекаемого пальцем воздуха.

Развитие тонкой моторики

Положение о тесном взаимодействии ручной мо­торики и орального праксиса (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, М. М. Кольцова) определяет необ­ходимость включения в логопедическую работу уп­ражнений, направленных на развитие мелкой мо­торики.

5.1. Формирование кинестетической основы движений пальцев рук

Предусматривается выполнение упражнений, направленных на формирование двигательно-кинестетического представления о составе движе­ния. Работа проводится с использованием экра­на для исключения зрительного контроля за положением рук. Логопед предлагает ребенку по­местить кисти рук за экраном и произвести оп­ределенное движение пальцами рук. Выполнение заданий происходит:

а) согласно словесной инструкции логопеда;

б) с опорой на ощущение первоначального поло­жения кистей и пальцев рук (логопед придает оп­ределенное положение кистям и пальцам рук ребенка, фиксирует это положение в течение 10— 15 секунд и возвращает кисти и пальцы ребенка в исходное положение — кисти рук свободно лежат на столе).

Приведем примеры упражнений по развитию кинестетических ощущений двигательного акта:

1. Кисть правой руки сжата в кулак, стоит на ребре ладони, указательный палец вытянут вперед.

Кисть левой руки спокойно лежит на столе (анало­гичным образом проводится упражнение с кистью левой руки, затем указанное положение придает­ся обеим кистям).

2. Сцепить указательные пальцы обеих рук, ос­тальные пальцы сжать в кулак.

3. Сжатая в кулак кисть правой руки стоит на ребре ладони, развести сомкнутые пальцы до обра­зования «колодца» (круглого отверстия). Затем уп­ражнение выполняется пальцами левой руки и од­новременно обеими руками.

4. Кисть правой руки лежит на столе ладонями вниз с разведенными пальцами. Указательный па­лец кладется на средний (аналогичным образом уп­ражнение выполняется пальцами левой руки и од­новременно пальцами обеих рук).

5. Выполнить образец положения рук логопеда с закрытыми глазами.

5.2. Формирование кинетической основы двигательного акта

Развитие динамической организации движений пальцев рук осуществляется в процессе выполне­ния упражнений двух видов:

а) с использованием последовательно организо­ванных движений;

б) с использованием одновременно организован­ных движений.

В процессе коррекционного воздействия пред­лагается использовать следующие упражнения: «Блины». Положить кисти рук на стол ладоня­ми вниз, одновременно поворачивать их ладонями вверх. При выполнении движений кисти рук от­рываются от стола.

«Кошечка». Положить кисти рук на стол ладо­нями вниз. Сжать пальцы обеих рук одновремен­но в кулак, затем разжать их, разводя пальцы. При выполнении движений кисти рук отрываются от стола и затем кулак или ладонь кладутся на стол.

«Шалтай-Болтай». Положить правую кисть на стол ладонью вверх, левую — ладонью вниз. Одно­временно поменять положение кистей рук.

«Кошка-мышка». Положить на стол раскры­тую ладонь правой руки и сжатую в кулак кисть левой руки. Одновременно поменять положение кистей рук.

«Пальчики-драчуны». Поставить локти на стол. Прижать обе ладони друг к другу. Постукивать поочередно, начиная с большого, пальцами друг о друга.

«Здравствуй, пальчик». Поставить локоть на стол. Прижимать подушечку большого пальца руки поочередно к подушечкам остальных паль­цев. Упражнение выполняется под счет логопеда (медленный или быстрый) пальцами то правой, то левой руки и одновременно пальцами обеих рук.

«Молоточки». Ударять подушечками пальцев по столу последовательно, начиная с большого пальца. Упражнение проводится под счет лого­педа, пальцами только правой или только левой руки, затем одновременно пальцами обеих рук.

«Бинокль». Второй, третий, четвертый, пятый пальцы рук примыкают друг к другу. Соединить большой палец с указательным сначала на правой кисти, затем на левой. Сблизить пальцы правой и левой рук до их соприкосновения.

«Филин». Сделать «бинокль» и разъединить сомкнутые пальцы рук.

«Заборчик». Поставить локти на стол, соединить ладони рук друг с другом. Последовательно, начи­ная с мизинцев, переплетать пальцы рук друг с другом.

Вариант: сделать «заборчик», одновременно пе­реплетая пальцы рук друг с другом.

«Человечки». Сжать кисть руки в кулак, вы­прямить указательный и средний пальцы, поста-вить их на стол. Поочередно поднимая пальцы от стола, продвигать их вперед. Упражнение выпол­няется пальцами правой или левой руки, затем — одновременно пальцами обеих рук при аналогич­ной работе указательного и среднего пальцев.

«Раки». Положить на стол ладони рук: пра­вая — с сомкнутыми пальцами, левая — с разомк­нутыми. Одновременно поменять положение паль­цев рук.

Все упражнения проводятся по образцу и (или) словесной инструкции.

УДК 371.927: 37.1

ББК Ч 437

И602

Чигинцева Е.Г.«Индивидуальные логопедические занятия с детьми дошкольного возраста»учебное пособие для студентов заочного отделения факультета ПиМНО, специальности 031800 «Логопедия», МаГУ. - Магнитогорск : МаГУ, 2005. - 120с.

Наши рекомендации