Релаксационные упражнения для мимических и артикуляционных мышц

1. Слегка откинуть голову назад, напрячь
мышцы шеи на 5-10 сек, концентрируя внима­
ние на этом ощущении. Уронить расслаблен­
но голову вперед.

2. Наморщить лоб, подняв брови на 5-10
сек, концентрируя внимание на ощущении на­
пряжения в области лба.

3. Сильно нахмуриться на 5-10 сек, кон­
центрируя внимание на ощущении напряже­
ния между глазами.

4. Плотно сомкнуть веки на 5-10 сек, кон­
центрируя внимание на ощущении напряже­
ния в них.

5. На 5-10 сек сжать зубы. Обратить вни­
мание на то, как напряжение распространяет­
ся от челюсти к вискам.

6. Широко улыбнуться и показать зубы в
течение 5 сек. Обратить внимание на напря­
жение в щеках.

7. Вытянуть губы трубочкой и дуть в те­
чение 10 сек. Обратить внимание на напряже­
ние в губах.

8. Прижать язык к передним зубам на
10 сек, обращая внимание на напряжение в
языке.

9. Оттянуть язык назад на 10 сек. Напря­
жение должно возникнуть в языке, на дне по­
лости рта и в шее.

10. Зевнуть легко, более глубоко, очень
глубоко. На последнем зевке закрыть глаза и
растянуть мышцы рта и глотки.

Вслед за проведением релаксационных упражнений дети ложатся на ковер на спину. Им предлагается закрыть глаза и отдохнуть. После этого логопед проводит сеанс релаксации.

Формулы релаксации могут быть следующими: «Мы успокаиваемся. Мы отдыхаем. Глазки закрыты.

Ручки усталые, тяжелые, отдыхают. Ножки усталые, тяжелые, отдыхают. Как хорошо, приятно отдыхать».

Можно использовать и различные стихотворные тексты.

У некоторых детей при закрытых глазах могут воз­никнуть страхи, а, следовательно, повысится тонус мышц. В этих случаях следует проводить релаксационные упраж­нения при открытых глазах и лишь постепенно приучать ребенка закрывать глаза во время занятий. Главное, что­бы в эти моменты у ребенка было ощущение полного эмо­ционального комфорта.

В процессе занятий следует обращать внимание так­же и на состояние круговых мышц глаз. Веки должны быть сомкнуты легко, без напряжения.

В подготовительном этапе такие сеансы релаксации составляют от 2-х до 5-ти минут. Продолжительность за­нятий постепенно увеличивается, достигая 10-15 мин.

Каждая формула релаксации проговаривается лого­педом 2-3 раза. Формулы, приведенные здесь, не являют­ся универсальными и могут варьироваться. Важное зна­чение имеет интонация, с которой логопед произносит эти

формулы. Голос должен быть мягким и тихим, темп не­сколько замедленным, а интонация должна выражать со­стояние спокойствия.

О состоянии мышечного расслабления и эмоциональ­ного успокоения можно судить по спокойному выраже­нию лица ребенка, ритмичному дыханию. У некоторых детей появляется сонливость, они начинают позевывать. Для усиления эффекта расслабления, в особенности у де­тей, которые с трудом расслабляются, можно легко по­глаживать сверху вниз грудь и руки ребенка.

Постепенно дети овладевают возможностью расслаб­лять мышцы не только по контрасту с их напряжением, а по словесной инструкции.

На"этом этапе логопед может пытаться вызвать у де­тей образное представление о состоянии расслабления и спокойствия. Детям предлагается вспомнить о том, как они отдыхали, загорали на берегу реки в летний день, когда грело ласковое солнышко. При этом логопед под­робно описывает возможные ощущения детей: общая рас­слабленность, ощущение покоя и приятного тепла, напри­мер: «Мы пришли на лесную поляну. Травка на ней зеленая, мягкая. Теплые лучи солнца согревают все тело. Так хо­чется полежать па мягкой, шелковистой травке. Слышно, как шуршат листики на деревьях, чуть слышно поют птич­ки. Так приятно отдыхать, все тело расслабляется, глаз­ки закрыты, теплые лучи солнца согревают все тело. Ты спокоен» и т.д.

Постепенно, на последующих этапах работы, дети из положения лежа переводятся в положение сидя. Для этого используется так называемая «поза кучера». Ребе­нок должен сидеть на стуле, соответствующем его рос­ту, так чтобы голени находились под прямым углом к бедрам, а нижняя часть спины ребенка касалась бы спин­ки стула. Руки свободно лежат на коленях ладонями вниз. Дети должны сидеть на стуле без напряжения, плечи и голова должны быть слегка опущены вперед, вся ступня

должна опираться на пол. Такому положению дается название «поза покоя». На этом этапе дети сидят с зак­рытыми глазами на протяжении всего занятия аутоген­ной тренировкой.

Как правило, на этом этапе работы на фоне релак­сации детей логопед вводит «формулы правильной речи». Это могут быть такие формулы: «Мы говорим неторопли­во и спокойно»; «Наша речь слитная и плавная»; «Мы гово­рим смело» и т.д.; такие формулы могут быть даны и в стихотворной форме (см. И.Г. Выгодская и др., 1993). По­скольку введение таких формул выполняет роль опреде­ленного внушения, произнесение их логопедом должно происходить достаточно громким голосом, уверенной ин­тонацией и с соблюдением всех речевых правил.

Занятия по релаксации — это не обособленные упраж­нения. Они являются неотъемлемой частью всего курса занятий по коррекции речи. Такие занятия проводятся ре­гулярно, 2-3 раза в день (утром, днем и вечером). Жела­тельно, чтобы формулы расслабления предшествовали ноч­ному сну ребенка.

Аутогенная тренировка, используемая в работе с за­икающимися подростками и взрослыми, должна быть специализированной (см. Приложение № 2). В процессе аутогенной тренировки вырабатываются навыки релак­сации мышц, в которых наблюдается патологическое на­пряжение (дыхательные мышцы, мышцы верхнего плече­вого пояса, глотки, нижней челюсти, губ, языка). При ов­ладении приемами мышечного расслабления снижается эмоциональное напряжение. Речь на этом фоне протека­ет, как правило, без судорожных запинок.

В процессе реализации формул мышечного расслаб­ления проводится активная речевая работа. Речевые тре­нировки на этом фоне закрепляют слуховые и кинестези-ческие ощущения нормальной речи. Создается двухсторон­няя условно-рефлекторная связь между эмоциональным состоянием спокойствия и плавной речью. Многократные

тренировки позволяют нормализовать функциональную речевую систему в целом.

Специфическим для заикающихся приемом аутоген­ной тренировки является прием мысленного представле­ния ситуации, трудной для речевого общения (разговор по телефону, выступление перед аудиторией и пр.). Заи­кающиеся под руководством логопеда мысленно пред­ставляют эмоционально значимую ситуацию общения. Само представление трудной «речевой ситуации» вызы­вает разнообразные вегетативные реакции организма за­икающихся и повышение мышечного напряжения. Затем путем реализации расширенной формулы спокойствия за­икающиеся расслабляются и успокаиваются. На этом фоне заикающиеся тренируют устную речь, которая по содер­жанию характерна для данной ситуации. Прием мыслен­ного представления способствует угашению эмоциональ­ных (вегетативных) реакций, возникающих при трудной речевой ситуации, и создает возможность использовать формулу спокойствия в реальных ситуациях (прием уга-шения «страха речи»). Этот прием становится эффектив­нее, если к нему присоединяется использование мыслен­ного представления новой модели поведения.

Заикающемуся предлагается ярко представить себя в роли уверенного в себе человека. Плечи расправлены. Голова приподнята, взор сосредоточен на лице собесед­ника и т.п. Важно закрепить полученный эффект путем функциональных тренировок в реальной обстановке.

Наиболее эффективно применение аутогенной трени­ровки при невротической форме заикания. Заикающиеся этой группы быстро овладевают расширенной формулой спокойствия, на фоне которой устная речь протекает плав­но, без запинок. Их мысленное представление трудных ре­чевых ситуаций сопровождается ярко выраженными веге-• тативными сдвигами, которые немедленно гаснут при реа­лизации формулы спокойствия. Регулярные занятия аутогенной тренировкой у подростков и взрослых с этой

формой заикания способствуют закреплению эффекта ло­гопедической работы и гарантируют длительную ремиссию.

При неврозоподобной форме заикания эффект ауто­генной тренировки выражен значительно меньше, чем при невротической форме заикания, а нередко отсутствует вовсе. Заикающиеся этой группы, как правило, не могут овладеть расширенной формулой спокойствия в полной мере. Мысленные представления трудных речевых ситуа­ций крайне затруднены. Громкая речь заикающихся этой группы в процессе сеанса аутогенной тренировки может сопровождаться запинками. У заикающихся этой группы может наблюдаться появление головных болей, головок­ружений и пр. Несмотря на отсутствие объективных при­знаков улучшения состояния, зачастую заикающиеся дан­ной группы отмечают общее улучшение самочувствия.

Навыки релаксации и плавной речи, реализуемой в процессе аутогенной тренировки, закрепляются специаль­ными функциональными тренингами в реальной ситуа­ции (подробнее см. 3.3.).

Аутогенная тренировка включается как обязатель­ный компонент в различные системы реабилитации заи­кающихся детей, подростков и взрослых (В.М. Шкловс­кий, 1994; Л.З. Арутюнян, 1990; Ю.Б. Некрасова, 1968; М.И. Буянов, 1989; И.Г. Выгодская и др., 1993 и др.).

Наши рекомендации