Анатомо-физиологические особенности. Органы дыхания к моменту рождения ребенка формирование органов дыхания заканчивается и в дальнейшем происходит только их увеличение

Органы дыхания к моменту рождения ребенка формирование органов дыхания заканчивается и в дальнейшем происходит только их увеличение. Благодаря особенностям развития языка (язык при рождении относительно большой и заполняет всю ротовую полость), хоаны морфологически несовершенны. В течение первых лет жизни они интенсивно растут и дифференцируются к 7 годам, что является приспособлением для сосания) дыхание через рот у детей затруднено. Дети дышат исключительно через нос, ходы которого узкие, слизистая оболочка нежная и имеет хорошее кровоснабжение. Поэтому легкий ринит (воспаление слизистых оболочек носа) может вызвать нарушение дыхания. Важно помнить, что дыхание через нос обеспечивает очищение, увлажнение и нагревание вдыхаемого воздуха. Длительное дыхание через рот способствует более частым простудным заболеваниям и поражениям нижних отделов дыхательной системы.

У детей раннего возраста относительно узкий просвет бронхов, гортани, трахеи, что создает определенные предпосылки для более тяжелого течения болезней органов дыхания. По этой же причине при воспалении дыхательных путей (ларингит, трахеит, бронхит), как правило, затруднено прохождение воздушной струи (обструктивный синдром), что представляет опасность для жизни.

Функциональные особенности дыхания у детей

Поверхностный и частый характер дыхания, при этом частота дыхания тем больше, чем моложе ребенок. Наибольшее число дыхательных движений отмечается после рождения - 40-60 в минуту, у детей 1-2 лет частота дыхания составляет 30-35, в 5-6 лет - около 25, в 10 лет -18-20, у взрослых -15-16. Отношение частоты дыхания к частоте пульса составляет у новорожденных -1:2,5-3; у детей других возрастов -1: 3,5-4; у взрослых -1:4. В первые 2-3 недели жизни новорожденного отмечается аритмия дыхания, поэтому у детей раннего возраста подсчет частоты дыхательных движений производится строго за 1 минуту в состоянии покоя.

Тип дыхания зависит от возраста и пола. В раннем возрасте отмечается брюшной тип дыхания, до 2-3-х лет смешанный тип. Половое различие появляется с 6-8 лет. В период полового созревания у мальчиков устанавливается брюшной тип, у девочек - грудной тип дыхания.

Методика исследования органов дыхания

I. Жалобы:

— кашель (сухой, влажный, грубый, болезненный), время его появления (утром, вечером, днем, ночью, во время засыпания), характер (редкий, частый, приступообразный);

— насморк (серозный, слизисто-серозный, слизисто-гнойный, сукровичное отделяемое);

— мокрота (количество, характер, цвет, как отделяется);

— боли в груди и спине (характер, локализация, связь с дыханием, кашлем, иррадиация).

II. Анамнез.

Обязательно выясняют: склонность к простудным заболеваниям; перенесенные заболевания органов дыхания в прошлом; аллергологический анамнез; контакт с больным туберкулезом, наличие наследственных заболеваний органов дыхания у родственников.

III. Осмотр.

Во время осмотра выявляют характерные симптомы поражения органов дыхания, при этом обращают внимание на:

— лицо - цвет кожи вокруг рта, участие в акте дыхания крыльев носа, наличие отделяемого из носа;

— грудную клетку - форма, участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, втяжение межреберий, симметричность движения лопаток при дыхании;

— наличие одышки - ее характер, частота дыхания;

— пальцы и ногти - деформация («часовые стекла», «барабанные палочки»), акроцианоз;

— голос - осиплость, афония.

IV. Пальпация проводится двумя руками следующим образом: определить поверхностную и глубокую болезненность, толщину мягких тканей на симметричных участках грудной клетки; определить наличие «голосового дрожания», для этого руки положить на симметричные участки грудной клетки и попросить ребенка произнести слова «тридцать три» (у малышей — во время крика).

V. Перкуссия. При перкуссии важно придать ребенку правильное положение, обеспечивающее симметричность грудной клетки.

Правила проведения сравнительной перкуссии:

— проводится строго в симметричных участках;

— спереди - ключицы, подключичная область и ниже, до сердечной тупости слева и печеночной справа;

— сбоку - по передней и средней подмышечной линиям;

— сзади - надлопаточная область, межлопаточное пространство, ниже угла лопатки по лопаточной.

Положение пальца-плессиметра:

— при перкуссии спереди и сбоку палец располагается параллельно ключице и ребрам;

— при перкуссии надлопаточной и подлопаточной областей — горизонтально, межлопаточной — параллельно позвоночнику.

Положение больного во время обследования:

— при перкуссии спереди больной должен опустить руки, расслабить мышцы верхних конечностей;

(См рис. 12. Положение ребенка на руках матери во время обследования)

Правила проведения перкуссии легких:

Обследование проводится лишь чистыми хорошо согретыми руками, на пальцах не должно быть длинных ногтей, колец;

— проводить необходимо в полной тишине, разговоры с больным или коллегами недопустимы;

— проводить при спокойном, ровном дыхании больного (иначе изменяется перкуторный звук);

— у самых маленьких, при невозможности успокоить их, удары износить быстро в момент вдоха;

— маленьких детей можно перкутировать на руках у матери, освободив грудную клетку от одежды (рис. 12).

VI. Аускультация. Общие правила аускультации:

— проводить в положении больного сидя, стоя и лежа, освободив грудную клетку от одежды;

— по всем линиям и во всех точках на симметричных участках, сравнивая левую и правую стороны;

— предварительно согретый фонэндоскоп ставить только в межреберья, перпендикулярно к поверхности тела;

— в одном месте выслушивать 2-3 дыхательных движения.

Наши рекомендации