Прогнозирование следующего шага

Психотерапевт (в ответ на раздражение Синди по поводу жалоб Дон­ны): Синди, ты будто окаменела в кресле, пока Донна описывала, что случилось на прошлом уикенде. Похоже, ты очень чувствитель­на к ее замечаниям, и мне кажется, что ты готова отплатить ей той же монетой. Что бы ты ответила? Чего ты добиваешься?

Психотерапевт не только предсказывает следующий шаг в последова­тельности интеракций — ответный выпад Синди против Донны, но и про­сит Синди найти альтернативные реакции. Кроме того, психотерапевт вы­ражает свое мнение о Синди.

После этого комментария Синди вынуждена либо отрицать свою по­вышенную чувствительность к замечаниям Донны, либо признать ее. Если бы она отреагировала отрицанием, то в следующий раз в аналогичной ситу­ации ей пришлось бы воздержаться от гневных выпадов против мачехи, что­бы доказать ошибку .психотерапевта. Если бы Синди согласилась, то психо­терапевт мог бы обсудить ее чувство гнева по отношению к мачехе.

Психотерапевт (в ответ на отрицание Синди): Ладно, возможно, я не­верно понял твою реакцию. Если это не было гневом, то что бы ты чувствовала непосредственно сейчас?

Психотерапевт (после признания Синди чувства гнева по отношению к мачехе): Синди, как давно ты испытываешь гнев? Иногда гнев бывает результатом обиды. Чем тебя обидели?

3. ПОБУЖДЕНИЕ К СЛЕДУЮЩЕМУ ШАГУ НЕПОСРЕДСТВЕННО
ПЕРЕД ТЕМ, КАК НАСТУПИТ ОЧЕРЕДЬ ЕГО СОВЕРШИТЬ

Психотерапевт: Питер, Синди только что назвала вашу жену лгуньей. Что вы сделаете дальше?

Вместо того чтобы ждать следующего шага в последовательности инте­ракций — осуждения Питером его дочери, психотерапевт просит Питера, прежде чем действовать, подумать о том, что он действительно хотел ска­зать. Это вмешательство не только позволяет приостановить последователь­ность дисфункциональных интеракций, но и открывает для Питера возмож­ность реагировать по желанию. В раскаленной обстановке предыдущих кон­фликтов Питер не мог осознавать, что у него есть выбор.

ОСТАНОВКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ

С ПОСЛЕДУЮЩИМ РАЗРЕШЕНИЕМ ПРОДОЛЖАТЬ

Психотерапевт: Простите меня, Донна, но я думаю, что если вы будете и дальше говорить о прегрешениях Синди, то она скоро вскинется и начнет защищаться. Если вам это нужно — пожалуйста, продол­жайте.

Психотерапевт снова находится в беспроигрышной позиции. Если бы Донна решила, что защитная реакция Синди совсем нежелательна, то ей пришлось бы изменить стиль поведения. В этом случае последовательность дисфункциональных интеракций была бы приостановлена. Если бы Донна приняла решение вести разговор в той же манере, то тем самым она призна­ла бы существование дисфункционального паттерна, сделала бы сознатель­ный выбор продолжать беседу и принимать реакцию Синди.

РАЗМЫШЛЕНИЕ О ЧУЖИХ МОТИВАХ

Психотерапевт: Питер, во время беседы Донна часто упоминала о ва­ших отношениях с матерью Синди. Как вы думаете, почему она поднимает эту тему?

Психотерапевт: Донна, как Питер пытается удовлетворить требования, которые ему предъявляют Синди, Сьюзан и вы? Он что, может всем угодить?

Размышление о мотивах поведения других членов семьи открывает не­сколько путей к изменениям: 1) фундаментальные мотивы подвергаются сомнению; 2) перцепции открываются для обсуждения; 3) всплывают фун­даментальные проблемы — Питер пытается примирить трех разных людей.

Все эти виды вмешательства сосредоточивают внимание на происхо­дящем здесь-и-теперь во время терапевтической сессии, являются реакци­ями психотерапевта на дисфункциональный процесс и способствуют осо­знанию участниками беседы своих паттернов поведения. При этом главен­ствующее положение занимают не интерпретации психотерапевта, а собственные открытия членов семьи. Основной принцип этого вида вме­шательства заключается в том, что осознание, достигнутое самой семьей, наполнено более глубоким содержанием (Worden, 1991).

Кроме того, многие из указанных техник построены на парадоксаль­
ном эффекте (использование парадоксальной техники еще будет обсуждать­
ся в этой главе). Сначала дисфункциональный паттерн прерывается, а за­
тем семье дается разрешение продолжить его. Однако продолжение зависит
от выбора семьи в пользу продолжения. Психотерапевт направляет простое
послание: «Мы остановились на том месте, где вы испытываете трудности.
Если вы решаете продолжить, то, пожалуйста, продолжайте».

ИЗБЕГАНИЕ ТРИАНГУЛЯЦИИ

Как обсуждалось в главе 2, триангуляция — это попытка конфликтующей диады вовлечь в свои отношения третьего человека. В контексте терапевти­ческой работы психотерапевт подвержен влиянию эмоциональных процес­сов, происходящих в семье. Семья может просить психотерапевта вынести суждение о том, кто прав, а кто виноват, вынуждать присоединиться к од­ной из сторон конфликта, и т. д. Когда взаимное раздражение Донны и Пи­тера возросло до угрожающих пределов и их отношения зашли в тупик, они обратились к психотерапевту, для того чтобы он сказал, кто прав, а кто ви­новат.

Вдобавок к этому дома, когда у Донны и Питера возникали разногла­сия, они обычно умолкали. С терапевтической точки зрения, тупиковую ситуацию необходимо преодолеть. Для этого психотерапевт может исполь­зовать любую из следующих техник.

Наши рекомендации