Как мне набирать материал для следующего класса, для следующего года обучения? Когда начинать, как собирать литературу?

Школьные годы являются не только календарными временными отрезками. Ритмы дня, недели, месяца и года являются центральными физиологическими ритмами развития человеческой конституции. Поэтому лучше всего подготавливать школьную тематику всего года совместно всей учительской коллегией одного класса в конце года или же перед началом школьного года (т.е. в начале или в конце летних каникул). Классный учитель представляет темы относящихся к данному году эпох учителям–предметникам. Он обсуждает имеющиеся у него по этим эпохам вопросы с учителями–предметниками, которые со своей стороны дают советы и размышляют по поводу того, каким образом они смогут преподать свой предмет в рамках предложенных тем данного года. Как показывает практика, на подобные Ежегодные классные конференции хорошо приглашать опытного (возможно, уже вышедшего на пенсию) классного учителя, коллегу, обладающего большим опытом. Сбор литературы должен быть ориентирован на те вопросы, которые больше всего интересуют данного учителя и которые кажутся ему наиболее продуктивными для их проработки с учениками. Практика также показывает, что полезно спрашивать коллег, которые недавно закончили данную эпоху. Можно проконсультироваться с исследовательским центром Союза свободных вальдорфских школ в Штутгарте, Германия. Также во многих областях «старая» литература часто более наглядна и лучше подходит для преподавания в начальных классах. С помощью поисков в интернете или благодаря обсуждению с коллегами можно дополнить ее в отношении самых новых данных. В любом случае важно включать результаты актуальных исследований или точек зрения из современного общественного контекста.

С точки зрения времени наиболее экономично спокойно заниматься поисками наиболее существенной литературы во время больших каникул, а не в спешке и суете повседневной жизни между эпохами. При чтении цикла докладов Рудольфа Штайнера, касающихся учебного плана (GA 295) можно заметить, что там особенно детально проработан пример эпохи питания и здоровья. Любая «эпоха» – это не четко отграниченная от других область профессиональных знаний, но скорее разумное объединение различных профессиональных областей для освещения одной центральной идеи, относящейся к обширному целостному контексту понятий и вещей. Именно эту идею необходимо прорабатывать на протяжении четырех недель. В отношении эпохи здоровья это мысль об исцелении и упорядочивании, которая возникает на основе понимания сложных целостных взаимосвязей. Необходимо помимо вопросов здоровья человеческого организма обсудить вопросы глобального и территориального здоровья, возникающие в связи с вопросами транспорта и распределения в области сельского хозяйства и мировой экономики. Здоровье человека нельзя рассматривать изолированно от здоровья земли и здоровья или болезни экономической жизни или общего распределения социальных благ. Такая проработка «идеи одной эпохи» требует объединения нескольких предметов и тем самым направляет социальную жизнь коллег в школе в интересное и вдохновляющее русло. Такая ежегодная классная конференция всегда нуждается в помощи отдельных учителей старших классов, профессиональные знания которых необходимы для отдельных эпох. Так же при планировании речь может идти о том, чтобы например пригласить преподавателя истории или социологии, для того, чтобы выделить отдельное время из основного урока для рассмотрения темы мировой экономики, или же для ответа на сложные специфические вопросы. Когда ученики видят, что учителя также представляют собой обучающееся и развивающееся рабочее сообщество, они начинают ощущать себя в своем классе его отображением, что мотивирующим образом сказывается и на отношении к учебе каждого из учеников.

После того, как в общем и целом год спланирован, можно переходить к срокам, отмечая их в календаре, включая и то время, которое понадобится для проверки домашних заданий, классных работ и подготовки нового материала.

2. Как выглядит внутренняя подготовка?

Она разделяется на два аспекта: подготовка в отношении самого себя и в отношении учеников. Что касается учеников, самое главное – это умение представить себе как можно живее телесно–душевный облик отдельных детей соответствующего возраста. Воспоминания о собственном детстве, наблюдение за учениками этого возраста, беседы с опытными коллегами и/или детскими и подростковыми психиатрами могут помочь создать правильный душевный настрой, который еще сильнее разовьет интерес к более глубокому изучению человековедческих советов и указаний Рудольфа Штайнера по поводу учебного плана, которые он давал для детей разных возрастов. В настоящий момент они очень хорошо структурированы в учебных планах и руководствах Союза вальдорфских школ в Германии, Англии и США, поэтому их несложно отыскать и проработать, лучше всего в группе с двумя–тремя коллегами. Иногда подобные человековедческие вопросы и вопросы развития рассматриваются в группе заинтересованных учителей и родителей. Чем лучше человек разбирается в условиях развития отдельного подростка, тем более тонким становится понимание, и тем меньше возникает склонность к тому, чтобы лично воспринимать в том числе и провокации и дисциплинарные нарушения. Они начинают видеться как интересные педагогические задачи, состоящие в том, чтобы дать ученикам то, что действительно поможет им на данном этапе их развития.

Для самого учителя важнейшей частью внутренней подготовки к преподаванию того или иного материала является его собственный жизненный вопрос, который связывает его с данным материалом. Своя, личная точка зрения – вот то, что становится источником творческой подготовки урока. Если ее нет, человек начинает искать рецепты и советы. Но они лишь на время могут скомпенсировать нехватку собственного интереса и отсутствие своей точки зрения. Учеников особенно интересует то, что серьезно интересует их учителя. Детям и подросткам быстро становится неинтересно, когда они замечают, что учитель мог бы прожить и без этого. Поэтому важно понять, почему, например, германская мифология, аллитерация и действия с дробями в 4 классе сопровождают предпубертатный период.

Внутренняя подготовка означает поиск внутреннего подхода к «сущности», к «духу» той темы, о которой идет речь, например, к химическому опыту, какому-либо историческому факту, стихотворению и др. Ничто не является лишь внешним. Следует всегда искать глубокие взаимосвязи, осмысленность, «духовную связь», благодаря которой то, что кажется повседневным и незначительным становится чрезвычайно интересными и многозначным.

Наши рекомендации