Прием товара по количеству и качеству

Канал распределения – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю.

Канал распределения – это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при ее доставке от производителя к конечному потребителю.

Каналы распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней.

Уровень канала – это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем, которые, как и уровни канала, являются членами канала распределения.

Таким образом, уровень канала распределения = число посредников в канале.

Конечный потребитель (население)
Произво-дитель

Канал нулевого уровня

Население  
Произво-дитель
аптечная организация

Одноуровневый канал

Население  
Произво-дитель
аптечная организация
оптовая организация посредник

Двухуровневый канал

Население
мелкооптовая организация
Произво-дитель
аптечная организация
оптовая организация посредник

Трехуровневый канал

Поставка товара от поставщика (оптовой организации) покупателю (аптечной организации) осуществляется на основе заключенного между ними договора поставки.

При этом договор поставки, как правило, заключается на длительный срок. Конкретная поставка товара в аптеку осуществляется на основе заявки (заказа), отправляемого аптекой поставщику через специализированное программное обеспечение.

В подавляющем большинстве случаев договор поставки товаров аптечного ассортимента, заключаемый между аптечной организацией (покупателем) и оптовой организацией (поставщиком), является:

1) возмездным, т.к. поставщик поставляет товар покупателю, а покупатель (аптека) оплачивает этот товар деньгами (безналичный платеж),

2) консенсуальным, т.к. данный договор поставки вступает в силу с момента достижения сторонами согласия (консенсуса). Это согласие, как правило, выражается в совместном подписании договора сторонами (поставщиком и покупателем).

Все разделы (условия) договора поставки можно разделить на 3 группы:

1) существенные условия – это такие условия договора, которые необходимы для признания договора заключенным. При отсутствии в договоре поставки существенных условий данный договор считается незаключенным (недействительным). Примером существенного условия является назначение (предмет) договора – из текста договора должно быть понятно, что это именно договор поставки, заключенный между поставщиком и покупателем.

2) обычные условия – это такие условия договора, которые, вне зависимости от содержания в тексте договора, являются обязательными для выполнения сторонами. Обязательность выполнения этих условий вытекает из требований действующих нормативных правовых актов РФ (Федеральных законов, Постановлений Правительства, Приказов Минздрава и т.д.). Примером обычного условия являются требования Федерального закона № 61 «Об обращении лекарственных средств», устанавливающего требования к маркировке лекарственных препаратов – вне зависимости от содержания в тексте договора поставки, поставляемые ЛП в аптеку должны полностью соответствовать всем требованиям по маркировке, установленными данным Федеральным законом.

3) случайные условия – это такие условия договора, которые напрямую не предусмотрены законодательством и приобретают силу только при наличии их в тексте договора. При отсутствии этих условий в тексте договора, они не являются обязательными для сторон. Примером случайного условия является указание в договоре о необходимости приемки покупателем (аптекой) товара в полном соответствии с требованиями Инструкций П-6 и П-7 – при отсутствии в тексте договора этого требования, Инструкции П-6 и П-7 не применяются.

В тексте типового договора поставки можно выделить следующие разделы:

1) преамбула, где указываются названия организаций поставщика и покупателя, заключающих договор, Ф.И.О. должностных лиц, подписывающих договор, место подписания договора и т.д.;

2) предмет договора, где указывается причина заключения договора (в данном случае – договор поставки);

3) основные условия договора, где указываются:

а) требования к качеству и комплектности товара,

б) необходимость соответствия товара требованиям действующих стандартов,

в) устанавливается порядок проверки товара покупателем по качеству и комплектности (по количеству),

г) сроки и порядок поставки товара, где указывается, в какие сроки и каким образом будет осуществлена поставка товара,

д) тара и упаковка, где указываются соответствие тары и упаковки требованиям действующих стандартов, вид и сроки возврата тары,

е) порядок расчета цены и порядок оплаты товара покупателем (аптекой),

4) дополнительные условия, где указываются, например:

а) особенности действия договора при наступлении форс-мажорных обстоятельств,

б) имущественная ответственность (виды и размеры различных штрафов за нарушение отдельных условий договора, а также порядок их оплаты),

в) порядок разрешения различных споров, которые могут возникнуть между поставщиком и покупателем при исполнении договора.

Сопроводительные документы, с которыми товары поступают в аптеку (оформляются поставщиком):

1) маршрутный лист. В нем указаны наименования и адреса аптек, по которым данный автомобиль поставщика должен развести товар (т.е. за 1 маршрут). Также в нем указывается количество мест (транспортных упаковок), которые необходимо доставить в каждую аптеку. На нем материально ответственное лицо аптеки указывает количество доставленных в аптеку мест, ставит свою подпись и печать аптеки. Маршрутный лист поставщик забирает обратно

1) товарная накладная (форма ТОРГ-12) в 2-х или 3-х экземплярах. В ней содержатся наименования каждого вида товаров, цена каждого вида товара, количество каждого вида товара, стоимость каждого вида товаров. В некоторых случаях указываются банковские реквизиты сторон (для оплаты товара покупателем). Товарная накладная является основанием для оприходования поступивших товаров. На товарных накладных материально ответственное лицо аптеки указывает количество доставленных в аптеку мест, ставит свою подпись и печать аптеки. 1 экземпляр поставщик забирает обратно.

2) счет-фактура. В ней указываются наименования товаров, единицы измерений, количество товаров, цена и стоимость товаров, процент налога на добавленную стоимость (НДС), сумма налога, стоимость товаров с учётом НДС. Счет-фактура необходима исключительно для правильного учета НДС поставщиком и покупателем.

3) счет. Счет содержит банковские реквизиты, необходимые для того, чтобы аптека оплатила полученные товары. Если банковские реквизиты указаны в товарной накладной, то счет может не оформляться.

4) в случае поставки лекарственных препаратов, входящих в перечень ЖВНЛП, поставщик оформляет протокол согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП. Для каждого ЛП указывается наименование ЛП, серия ЛП, производитель ЛП, зарегистрированная предельная отпускная цена производителя, фактическая отпускная цена производителя, суммарный размер фактической оптовой надбавки организаций оптовой торговли, фактическая отпускная цена организации оптовой торговли. На нем материально ответственное лицо аптеки ставит дату, свою подпись и печать аптеки.

5) копии деклараций о соответствии (сертификатов соответствия) или реестр сертификатов, заверенные подписью и печатью поставщика с указанием его адреса и телефона.

6) сопроводительный (упаковочный) лист. Сопроводительный (упаковочный) лист помещается в каждое место (транспортную упаковку). На нем указываются наименования товаров и количество товаров, вложенные в конкретное место (транспортную упаковку).

Наши рекомендации