Методические рекомендации для студентов к занятию № 2
Тема: Мышцы, строение, классификация. Клинически-значимые особенности мышц с точки зрения врачей терапевтического и хирургического профиля. Варианты и аномалии развития.
Информационно-методический блок:
В клинической практике врачей ортопедов, травмотологов, реабилитологов, куруртологов, физиотерапевтов, врачей лечебной физкультуры и спортивной медицины встречаются миозиты, эпикондилиты, бурситы, тендиниты, тендовагиниты, синовиты, артриты и периартриты, пяточная шпора и целый ряд других заболеваний мышц, их вспомогательного аппарата и суставов. Для освоения дисциплин занимающихся лечением вышеназванных заболеваний Студентам необходимо знать о происхождении мышц из мезодермы – дорсальная мускулатура туловища из дорсальной части миотома, мускулатура передней и боковой сторон туловища из вентрального миотома, мускулатура конечностей из мезенхимы почек конечностей. Эта информация будет полезна при изучении иннервации мышц.
Необходимо понимать строение мышцы как органа, знать части мышцы, вспомогательный аппарат мышцы. Знать групповую принадлежность мышц. Иметь представление о режимах работы мышц: динамическом (преодолевающая и уступающая работа) и статическом (равновесное напряжение мышц антагонистов). Уметь группировать мышцы воздействующие на крупные суставы.
Определять границы областей тела человека. Используя череп, скелет и демонстрационный труп с отпрепарированными мышцами, муляжи и музейными препараты находить и показывать мышцы головы и шеи, указывая их групповую принадлежность. Называть по русски и латински мимические мышцы, мышцы свода черепа, жевательные мышцы. Изучить фасции головы. Найти плотную височную фасцию, жевательную фасцию, покрывающую одноименную мышцу и переходящую в слабо развитую щечно-глоточную фасцию, которая покрывает щечную мышцу и переходит на стенку глотки.
Знать и уметь показать мышцы шеи - поверхностные и глубокие (только лестничные). Находить на демонстрационном трупе и музейных препаратах: подкожную, грудино-ключично-сосцевидную мышцу и мышцы, прикрепляющиеся к подъязычной кости: надподъязычные, между нижней челюстью и подъязычной костью (двубрюшная, шилоподъязычная, челюстно-подъязычная и подбородочно-подъязычная); подподъязычные, которые находятся под кожей впереди гортани, трахеи и щитовидной железы (грудино-подъязычная, грудино-щитовидная, лопаточно-подъязычная, щитоподъязычная), глубокие мышцы шеи (3 лестничных). Указывать три пластинки шейной фасции: поверхностную, предтрахеальную (парус Рише) и предпозвоночную пластинку. Найти на демонстрационном трупе границы треугольников шеи, - на медиальной поверхности: мышечно-трахеальный, сонный и поднижнечелюстной; на латеральной поверхности шеи: лопаточно-ключичный и латеральный треугольники.
Уметь найти и показать на демонстрационном трупе поверхностные мышцы спины: трапециевидную, широчайшую мышцу спины, большую и малую ромбовидные, мышцу поднимающую лопатку, места их прикрепления; две зубчатые (верхнюю и нижнюю задние), которые прикрепляются к ребрам и осуществляют их движения. При изучении мышц спины обратить внимание на пояснично-грудную фасцию, которая образует влагалище для мышцы выпрямляющей позвоночник. Знать поверхностные мышцы груди, действующие на суставы плечевого пояса (большую и малую грудные, подключичную, и переднюю зубчатую), и глубокие (аутохтонные мышцы груди) – наружные и внутренние межреберные, подреберные, поднимающие ребра и поперечную мышцу груди. Находить грудную фасцию, определить ее поверхностную и глубокую пластинки, которые охватывают большую грудную мышцу; собственно грудную фасцию, покрывающую ребра и наружные межреберные мышцы; внутригрудную фасцию, выстилающую грудную полость, включая купол диафрагмы. Знать части и места прикрепления диафрагмы (поясничной, реберной и грудинной).
Знать три группы мышц живота: мышцы боковых стенок, мышцы передней стенки, задней стенки. Уметь показать и объяснить значение белой линии живота, пупочного кольца, особенности влагалища прямой мышцы живота. Изучить строение пахового канала, его содержимое, стенки: переднюю, заднюю, верхнюю, нижнюю; два кольца: поверхностное и глубокое (внутреннее кольцо), расположенное на 1,5 – 2 см выше середины паховой связки. Рассмотреть фасции живота: поверхностную, лежащую под подкожной клетчаткой; собственную, расщепляющуюся для мышц живота. Обратить внимание на другие анатомически слабые места живота, как возможные локализации грыж (треугольники между частями диафрагмы, отверстия в диафрагме, на задней стенке живота: поясничные треугольники.
Студент должен хорошо ориентироваться в группах мышц конечностей. На верхней конечности следует начать с мышц плечевого пояса, затем рассмотреть мышцы плеча с учетом того, что передние мышцы являются сгибателями, задние – разгибателями, найти их начало и прикрепление. У мышц предплечья знать название и функциональное назначение передней группы: семь сгибателей и два пронатора, проследить их расположение в четыре слоя; в задней группе – девять разгибателей кисти и пальцев и один супинатор, определить какие из них залегают в поверхностном и глубоком слоях.
Называть фасции верхней конечности: дельтовидную, фасцию плеча, которая отдает медиальную и латеральную межмышечные перегородки; фасцию предплечья, окружающую мышцы, отдающую перегородки и формирующую фасциальные влагалища отдельных групп мышц. Рассмотреть удерживатель сгибателей в области лучезапястного сустава над бороздой запястья, канал в котором проходит общее синовиальное влагалище сгибателей кисти и пальцев и влагалище сухожилия длинного сгибателя большого пальца. Под удерживателем разгибателей на тыльной стороне запястья найти синовиальные влагалища для сухожилий мышц.
Необходимо ориентироваться в топографо-анатомических образования верхней конечности: подмышечной ямке, подмышечной полости, медиальной и латеральной бороздах плеча, канале лучевого нерва, локтевой ямке и бороздах предплечья.
Определить две группы мышц пояса нижних конечностей: внутреннюю и наружную. Назвать 3 группы мышц бедра: переднюю, заднюю, медиальную, знать особенности биомеханики мышц таза и бедра в связи с прямохождением.
Указать 3 группы мышцы голени: переднюю, заднюю и латеральную. Уметь рассказать о фасциях нижней конечности: поясничной, подвздошной, ягодичной, которая переходит в толстую широкую фасцию бедра формирующую перегородки бедра. Рассмотреть фасцию голени и отходящие от нее межмышечные перегородки (переднюю и заднюю), удерживатели сухожилий мышц сгибателей и сухожилий мышц разгибателей в нижней части голени, под которыми проходят синовиальные влагалища соответствующих мышц.
Уделить внимание топографо-анатомическим особенностям нижней конечности. Найти две прочные связки, которые ограничивают большое и малое седалищные отверстия, грушевидную мышцу и надгрушевидное и подгрушевидное отверстия. В пространстве между паховой связкой и тазовой костью найти 2 лакуны (сосудистую и мышечную). Найти и показать границы бедренного треугольника: верхнюю, латеральную и медиальную. Рассмотреть внутреннее бедренное кольцо, подкожную щель. Найти приводящий канал в вершине бедренного треугольника и подколенную ямку, её границы сверху и снизу; голено-подколенный канал, начинающийся от подколенной ямки.
Контрольные материалы:
1. Назовите мышцы, составляющие первый и второй слои поверхностных мышц спины.
2. Какие мышцы приближают лопатку к позвоночнику?
3. Какие из мышц спины выполняют роль вспомогательной дыхательной мускулатуры?
4. Какие мышцы опускают ребра?
5. Какие мышцы относятся к группе собственных мышц груди?
6. Назовите фасции груди.
7. Назовите части диафрагмы.
8. Назовите треугольники диафрагмы и объясните, почему они являются слабыми местами диафрагмы.
9. Объясните работу диафрагмы и вспомогательной дыхательной мускулатуры во время актов вдоха и выдоха.
10. Назовите мышцы, образующие боковую стенку живота.
11. Чем образована паховая связка и где она располагается?
12. Что такое поперечная фасция?
13. Какие структуры формируют переднюю стенку влагалища прямой мышцы живота в его нижней трети?
14. Назовите стенки пахового канала.
15. Назовите слабые места живота.
16. Особенности строения и функции жевательных мышц.
17. На каких структурах начинается собственно жевательная мышца?
18. Укажите надподъязычные мышцы.
19. Назовите функции подкожной мышцы шеи.
20. Какие треугольники выделяют в передней области шеи ?
21. Укажите структуры, которые участвуют в образовании стенок сонного треугольника.
22. Какие структуры ограничивают задний треугольник шеи?
23. Какие мышцы сгибают плечо в плечевом суставе?
24. Укажите мышцы, действующие на локтевой сустав.
25. Классификация мышц предплечья по топографическому и функциональному признакам.
26. Как реализуется механизм отведения и приведения кисти?
27. Назовите стенки трех и четырехстороннего отверстий.
28. Опишите границы ключично-грудного, грудного и подгрудного треугольников.
29. Чем образованы борозды предплечья?
30. Укажите мышцы, которые относятся к внутренней группе мышц таза.
31. Назовите мышцы, относящиеся к группе сгибателей бедра.
32. Назовите мышцы, принимающие участие в образовании «поверхностной гусиной лапки».
33. Какие мышцы относятся к медиальной группе мышц бедра и какие функции они выполняют?
34. Какие мышцы относятся к передней группе мышц голени и какие функции они выполняют?
Дополнительная информация:
Ведущие медицинские учреждения страны по изучаемой теме:
ЦМТ ДЗМ – Центр Мануальной Терапии Департамента здравоохранения г. Москвы
Адрес: 119571, г. Москва, проспект Вернадского, д. 121
Официальный web-сайт: http://www.mosgorzdrav.ru/gp216
тел. (495) 434-56-94,
факс (495) 433-31-01
E-mail: [email protected]; [email protected]
Главный врач –Ситель Анатолий Болеславович - профессор, доктор медицинских наук, заслуженный врач Российской Федерации.
ФГБОУ ВПО НГУ имени П.Ф. Лесгафта – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Национальный государственный Университет физической культуры, cпорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта
Адрес:190121, г. Санкт-Петербург, ул. Декабристов, д. 35.
Официальный web-сайт: http://www.lesgaft.spb.ru
Тел./факс:(812) 714-10-84 (приемная ректора)
E-mail:[email protected]
Ректор Университета— Таймазов Владимир Александрович, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный тренер РСФСР, Заслуженный работник высшей школы РФ
ФГБУЗ ЦСМ ФМБА РОССИИ – Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр лечебной физкультуры и спортивной медицины Федерального медико-биологического агентства"
Адрес:г.Москва, ул.Б.Дорогомиловская, д.5 Официальный web-сайт: http://www.sportfmba.ru/o-centre +7 499 795 68 01 (регистратура) +7 499 795 68 88; факс +7 499 795 68 87 (секретарь) E-mail: [email protected] Директор – Поляев Борис Александрович, действительный член РАЕН, доктор мед. наук, профессор.