Отрочество: стадия испытаний

Конфликт между автономией и зависимостью приходится на отрочество, которое и без того яв­ляется сложным и напряженным периодом жизни. Подросток уже перерос зависимость дет­ства, но он еще не способен взять на себя ответ­ственность взрослого человека. Это период заме­шательства, проверки самого себя — колебания между правильным и неправильным поведени­ем. «Закон для отца и сына, матери и дочери, — написал Джордж Бернард Шоу в «Человеке и сверхчеловеке», — это не закон любви, это закон революции, эмансипации, окончательного вы­теснения старых и изношенных людей молоды­ми и способными...» Отрочество — это период, полный эмоциональных сдвигов, переворотов и поисков самого себя, а затем, наконец, воссоеди­нения с родителями уже в новом качестве.

Остро ощущая пределы своей свободы и горячим желанием оставить свой след в мире, подроется-является бунтарем, вступающим в борьбу за власть против родителей, учителей и любого лица, олицетворяющего «авторитет». «Против чего ты восстаешь?» — нетерпимый продавец магазина спрашивает молодого и нервного героя Марлона Брандо в фильме «Дикарь» — классическом фильме о поисках молодыми самих себя. «А чего ты добился?» — отвечает он, довольный собой и своим остроумием. Этот ответ отозвался эхом в поколении Брандо и последующих поко­лениях. Кроме испытания своей воли, подросток известен также своим скверным характером, уп­рямством и нежеланием идти навстречу. Роди­тельские слова не доходят до глухих ушей их чада.

Родители, в свою очередь, сопротивляются тем изменениям, которые происходят с их под­растающими детьми. Больше всего они пережи­вают из-за отторжения. Подростки стараются освободиться от своей зависимости от родителей, особенно матери. В семье все реже бывают семейные праздники, меньше объятий и при­косновений.

Подросток занят тем, что учится жить в окру­жающем его мире, пусть пока круг его интересов ограничивается друзьями и любовными увлече­ниями. В процессе перехода во взрослое состоя­ние он находит себя, собственный стиль, пре­одолевает неудобства роста; и хотя это время становления личности, это также и пик пассив­но-агрессивного поведения. Это нормально. Будучи неуверенными в себе, подростки начинают прибегать к пассивной агрессии, удобной для них вследствие ее уклончивости.

пассивно-агрессивного подростка «нор-е» этапы отрочества представляют собой особые испытания. Его терзает неотступное дерзкое желание — сказать своим родителям, что он уже не ребенок и не желает подчиняться, в то же время, его мучает сознание своей неуклю­жей неспособности прямо заявить об этом. Часто он выбирает негативизм вместо открыто­го бунта. Он может чувствовать, что родители слишком несправедливы, но эмоционально не чувствует в себе достаточной силы, чтобы про­тивостоять им открыто. Как бы он ни пытался испытать свою силу, он склонен к тому, чтобы чувствовать себя слабым, и боится, что он не со­ответствует определенному уровню.

Этот страх несоответствия частично объяс­няется его постоянным конфликтом с отцом и новыми проблемами—дисциплинарными. Под­росток с детства воспринимает своего отца как человека либо отсутствующего, замкнутого, либо сдержанного, и поэтому бросает вызов ав­торитету отца в доме, постоянно вынуждая его вновь и вновь подтверждать свое право на власть. Мать может быть на стороне сына в этой битве, побуждая сына не слушаться отца или, по крайней мере, молчаливо одобряя такие столкновения.

Проверяя себя в борьбе против авторитета и жизненного опыта отца, подросток иногда бес­сознательно становится агентом своей матери, борясь против своего отца от ее имени, подтал­киваемый к этому ее гневом на отца. Или же отец может манипулировать сыном и сделать его своим союзником в осуществлении своей мести жене за все унижения и постоянно сдерживаемый гнев. Подросток, в конце концов, приходит в замешательство, потому что осознает, что вы­ступает в качестве пешки в конфликте своих родителей. Подобный разрыв между родителями имеет и другие последствия: пассивно-агрессив­ный мужчина может вырасти с ощущением того, что он не несет ответственности за свое поведе­ние; что кто-то другой толкнул его на это, а у него не было выбора. Легко увидеть, что нарушение общения в семье ведет к уклончивости во взрос­лом возрасте.

Пассивно-агрессивный подросток-ученик, как и его сверстники, продолжает действовать в школе в открытую. Со все большей степенью сво­боды, которая приобретается с возрастом, он может стать еще более невыносимым: он убегает с уроков, приходит домой поздно, употребляет наркотики, засыпает на парте, а когда нужно сдавать задания, он придумывает всяческие от­говорки. Если его объяснения не принимаются, он, уверенный в своей правоте, чувствует себя жертвой и даже может устроить скандал. А по­скольку пассивно-агрессивный подросток счи­тает, что заслуживает особого отношения, он будет испытывать терпение учителя и смотреть, насколько тот гибко ведет себя, и что он сам смо­жет из этого извлечь. Его цель вести себя как можно более провокационно, выходя за пределы допустимого.

К концу отрочества личность пассивно-агрес­сивного мужчины уже полностью сформирова­на.

НА ПУТИ К ЗРЕЛОСТИ

Эмоциональное развитие не прекращается отрочестве, а продолжается всю жизнь. И в зрелом возрасте некоторые события откладывают серьезный отпечаток на нашу уже сформировав­шуюся личность. Брак и рождение детей, вне­запная болезнь или чудесное исцеление, успех в карьере или крах, смерть родителей, супруга или ребенка, непредвиденные события, которые могут случиться в любой момент нашей жизни.

Конечно, зрелость неизбежно приносит с собой трудности поиска своего жизненного пути в этом мире. Это означает выбор работы, кото­рая становится не Просто службой или местом получения зарплаты, выбор спутника жизни, который будет представлять собой нечто боль­шее, чем постоянный партнер на субботний вечер. Для пассивно-агрессивного мужчины, на­ходящегося все еще под влиянием ранних эмо­циональных конфликтов, реальная жизнь дает крайне важные ответы на животрепещущие во­просы, касающиеся близости, зависимости, гнева и ответственности... Какой-то отдельный или все вместе взятые опыты переживания могут потенциально увеличить или уменьшить остроту поведения, в ловушку которого он попа­дает.

Поэтому давайте начнем с главного источни­ка его проблем — зависимости.

ГЛАВА ПЯТАЯ

В монотонном колесе

Мельницы зависимости

Существует одна старая шутка о мужчине, ко­торый проснулся однажды утром и увидел, что ночью ураган повалил дерево перед самым его домом. Он решает, что лучше распилить дерево на дрова, чем оттаскивать в сторону. Его старая ручная пила, вряд ли справится с такой работой, но у соседа неподалеку есть электропила, кото­рую, наверно, можно взять напрокат.

По дороге к соседу он начинает терзаться со­мнениями — стоит ли просить того об одолже­нии: в конце концов, он не так уж хорошо знаком с ним. А что если сосед не одолжит пилу — поду­мает, что у него дурные намерения или, еще хуже, что он не вернет ее. «Что же он за сосед тогда!» — возмущается мужчина.

Уверенный в том, что ему откажут и доведя себя до состояния крайнего возбуждения, мужчина барабанит в дверь соседа, и когда тот от­крывает ему, кричит: «Ну и черт с тобой, оставай­ся со своей проклятой пилой!».

Это иллюстрация реальной жизненной ситуа­ции, когда мы отвергаем людей, одолжение или помощь заранее, не веря в положительную от­ветную реакцию, основанную если не на беско­рыстии, то хотя бы на простом принципе «ты мне — я тебе». Эта шутка особенно ярко демон­стрирует пассивно-агрессивное поведение муж­чины, который сам себя загоняет в ловушку, пре­вращая простую потребность в высосанную из пальца проблему. Такой ход мыслей и последую­щая вспышка основаны на одном из главных конфликтов его жизни — зависимости.

Неправильно понятое и эмоционально напол­ненное чувство зависимости подогревает пас­сивную сторону личности пассивно-агрессивного мужчины. Он — человек, который боится быть зависимым и никак не может определить, какое количество зависимости можно считать чрезмерным, а какое — недостаточным. В любом случае, он злится по этому поводу.

Пассивно-агрессивный мужчина может в своих фантазиях видеть себя непобедимым геро­ем, крупным руководителем и т. п., но все равно его не покидает ощущение беспомощности и не­достатка поддержки; Против чего же именно он восстает, когда в нем берет верх его пассивная сторона?

Наши рекомендации