Давид получил в жены михаль, состоявшую в браке с палти, отдав за нее то ли сто, то ли двести экземпляров крайней плоти филистимлян

Библия многократно противоречит сама себе, попросту пута­ется, рассказывая о браке Давида с двумя дочерьми царя Саула (Шауля) — Михаль и Мейрав.

В одном месте Библия утверждает, что Саул намеревался выдать Мейрав за Давида, однако в итоге выдал ее за человека по имени Адриэль из Мехолы: «И сказал Шауль Давиду: вот старшая дочь моя Мейрав, ее дам я тебе в жены... но вот, когда наступило время отдать Мейрав, дочь Шауля, Давиду, то она отдана была в жены Адриэлю Мехолатянину» (Шмуэль 118,17-19).

В другом месте Библия утверждает, что Адриэль был женат на Михаль, а не на Мейрав: «И взял царь... пятерых сыновей Михаль, дочери Шауля, которых она родила Адриэлю, сыну Барзилая из Мехолы» (Шмуэль II 21,8).

В третьем месте Библия утверждает, что Давид получил в жены Михаль за двести штук крайней плоти филистимлян: «И встал Давид и пошел, он и люди его, и убил двести человек из филистим­лян, и принес Давид крайние плоти их, и представил их сполна царю, чтобы стать зятем царю, и отдал Шауль ему Михаль, дочь свою, в жены» (Шмуэль 118,27).

В четвертом месте Библия утверждает, что Давид отдал в уплату за Михаль не двести, а всего сто штук крайней плоти филистимлян: «И послал Давид послов к Ишбошету, сыну Шауля, сказать: отдай жену мою, Михаль, которую я получил за крайнюю плоть ста фили­стимлян» (Шмуэль II 3,14).

В пятом месте Библия утверждает, что Михаль была замужем еще и за человеком по имени Палти, сыном Лаиша: «А Шауль отдал дочь свою, Михаль, жену Давида, Палти, сыну Лаиша, из Галима» (Шму­эль I 25,44).

В шестом месте Библия подтверждает, что Давид находился в браке с Михаль не только до, но и после ее брака с Палти, сыном Лаиша: «И послал Ишбошет взять ее от мужа, от Палтиэля, сына Лаиша. И пошел за ней муж ее, следуя за ней с плачем, до Бахурим» (Шмуэль II 3,15-16).

Один библейский стих утверждает, что у Михаль не было детей: «И не было детей у Михаль, дочери Шауля, до дня смерти ее» (Шмуэль II 6,23). Другой библейский стих (уже цитированный) утверждает, что у нее было пятеро детей: «И взял царь... пятерых сыновей Михаль, дочери Шауля, которых она родила Адриэлю, сыну Барзилая из Мехолы» (Шмуэль II 21,8).

Мудрецы попытались устранить все эти противоречия, исходя из трех аксиом:

1. Давид был женат и на Мейрав, и на Михаль.

2. Взять женщину в жены можно, в частности, приобретя ее в обмен на деньги или предмет, имеющий денежную ценность (например, кольцо, как это обычно делается сегодня, или крайние плоти фили­стимлян). Деньги или ценный предмет отдаются женщине, с тем чтобы взамен приобрести ее в жены.

3. Нельзя приобрести женщину в жены взамен денежного долга (вот соответствующая формула мудрецов: «Взял в жены взамен долга — не взята»).

Вот как объяснили мудрецы вышеупомянутые библейские стихи на базе этих аксиом.

Мудрецы спросили у рабби Йоси: как мог Давид жениться на двух сестрах (Мейрав и Михаль) сразу? Ведь это запрещено Торой!

Им ответили: Давид женился на Михаль после смерти Мейрав (что дозволено законом).

Мудрец по имени рабби Йеошуа дал другой ответ: брак Давида с Мейрав был неверно оформленным и оттого недействительным; это обстоятельство и позволило Давиду жениться на ее сестре Михаль.

Откуда известно, что брак Давида с Мейрав был недействителен (и она, собственно, никогда не была законной женой Давида)? из сле­дующего (также цитированного выше) стиха: «Отдай жену мою, Михаль» (Шмуэль II 3, 14). Слова «жену мою, Михаль (а не Мейрав)» указывают, что Мейрав никогда не была законной женой Давида.

Мудрецы спросили: из-за чего замужество Мейрав было признано недействительным?

Им ответили: Давид приобрел ее в жены взамен ссуды (долга); между тем мудрецы учат: «взял в жены взамен ссуды — не взята».

Что же был должен Шауль Давиду? Крупную сумму денег, кото­рую Шауль пообещал тому кто убьет Голиафа: «Того человека, кото­рый убьет его, царь обогатит великим богатством» ((Шмуэль 117,25).

После того, как выяснилось, что брак Давида с Мейрав недей­ствителен, Шауль сказал Давиду, что если тот заинтересован в браке с другой его дочерью, Михаль, он должен принести взамен сто штук крайней плоти филистимлян.

Давид отправился в поход и принес Шаулю требуемое. После этого он приобрел Михаль в жены взамен своей добычи и старого долга царя. Давид, видимо, произнес следуюую формулу: «Михаль посвящена мне по закону Моше и Израиля взамен ста штук крайней плоти филистимлян и существующего долга Шауля».

Давид полагал, что если мужчина берет женщину в жены вза­мен денежной суммы (роль которой играли крайние плоти фили­стимлян) и ссуды одновременно, он имеет в виду, прежде всего, деньги, а лишь затем ссуду, и, стало быть, брак (в данном случае брак Давида и Михаль) является действительным. Однако Шауль придерживался иной галахической школы. Он полагал, что тот, кто берет женщину в жены взамен денежной суммы и ссуды, имеет в виду прежде всего расставание со ссудой, а брак, заключенный вза­мен ссуды, недействителен. Отсюда Шауль сделал вывод, что брак Давида с Михаль также недействителен, и отдал дочь в жены Палти, сыну Лаиша.

Мудрецы предложили еще один способ объяснить Галахические разногласия между Шаулем и Давидом: Шауль полагал, что крайние плоти филистимлян не имеют денежной ценности; Давид, в свою очередь, считал, что они имеют определенную ценность, ибо, к при­меру, ими можно накормить собаку или кошку.

Мудрецы попытались прояснить и другие противоречия в исто­рии браков Давида с дочерьми Шауля. Например, если, по мнению Давида, его брак с Михаль был действителен, каким образом он сми­рился с тем, что ее выдали замуж за Палти, сына Лаиша, и тот спал с ней — замужней женщиной?

Вот ответ мудрецов: Палти не спал с Михаль в течение всех лет их брака.

Их спросили: разве не сказано в Библии, что Палти был мужем Михаль («И пошел за ней муж ее»)? Стало быть, он вел с ней себя как подобает мужу и спал с ней!

Мудрецы ответили: нет, он не спал с Михаль, но обращался с ней ласково и заботился о ней, как муж должен заботиться о жене.

Мудрецы возразили: Библия продолжает: «Следуя за ней с пла­чем». Следовательно, Палти считал Михаль своей женой — иначе он не плакал бы!

Им ответили: Палти страдал из-за того, что отныне не должен будет исполнять заповедь, обязывающую его сдерживать свои сек­суальные порывы. Он исполнял эту заповедь все время, пока жил с Михаль (но не спал с ней). Библия сама свидетельствует о том, что Палти не спал с Михаль, продолжая (тот же стих словами) «...до Бахурим» (что может быть переведено как «до юности») — то есть они расстались «как дети», еще не знающие секса.

По мнению мудреца рабби Йоси, брак Давида с Мейрав был дей­ствителен. Как, в таком случае, она вышла замуж за Адриэля? Увы, ее брак с Адриэлем был совершен в нарушение закона, так что секс между Адриэлем и Мейрав был прелюбодеянием.

Осталось объяснить библейские стихи, приписывающие Михаль брак с Адриэлем, утверждающие, что у них было пятеро детей, и про­тиворечащие утверждению Библии, что детей у Михаль не было, а Адриэль был женат на Мейрав.

Вот что говорит на эту тему Талмуд. Мейрав действительно была замужем за Адриэлем и родила ему пятерых детей; однако вырас­тила этих детей Михаль (после смерти сестры). Дабы вознаградить Михаль за это поступок, Библия приписывает детей Мейрав (а заодно и мужа Мейрав Адриэля) Михаль (своих детей не имевшей).

Вавилонский Талмуд,

трактат Сангедрин 19б


Наши рекомендации