ДОЖДЕВУЮ ВОДУ, ИСТОЧНИК КОТОРОЙ — В ОКЕАНЕ, РАЗРЕШАЕТСЯ ПЕРЕМЕЩАТЬ В ПРАЗДНИК

Специальные законы ограничивают дозволенный радиус передви­жения людей в субботу и в праздничные дни. на языке Галахи эти законы называются «запретами на границы».

Так, например, человек, находящийся в городе или в деревне, не должен удаляться от внешней границы этого населенного пункта более чем на километр (две тысячи амот). Это же правило относится и к перемещению предметов: разрешается выносить их не более чем на километр от границы населенного пункта.

Если человек нашел в праздничный день «бесхозный» предмет, он может переместить его не более чем на километр от точки, в которой предмет был подобран (на языке мудрецов, от места, которое пред­мет «приобрел» себе к началу праздника).

Если до начала праздничного дня прошел дождь, наполнивший водой «бесхозную» яму, воду из ямы разрешается переносить на рас­стояние до километра. Однако если дождь прошел уже в праздник и, стало быть, местоположение воды, попавшей в яму, не было опреде­лено до начала праздничного дня, разрешается переносить эту воду на любое расстояние — она «не имеет границ».

Мудрецы спросили: разве дождевые воды, перед тем как сгу­ститься в облаках, не находились (до начала праздничного дня) в океане? В таком случае хотя бы теоретически можно определить их местонахождение в интересующий нас момент (начала празд­ника), иными словами, место, которое они «приобрели»; стало быть, их запрещено перемещать по суше в течение праздника, ибо они уже переместились в праздник больше, чем допускает закон.

Из слов мудрецов следует, что приведенный выше закон (разреша­ющий свободно перемещать выпавшую в праздник воду), вероятно, соответствует мнению рабби Йеошуа, утверждавшего, что дождь имеет своим источником воду, находящуюся в небесах (а не в оке­ане), так что невозможно определить ее конкретное местонахожде­ние в начале праздничного дня и, следовательно, пределы террито­рии, по которой ее можно перемещать.

Рабби Йеошуа оппонировал рабби Элиэзер, считавший, что источ­ником дождей, выпадающих из облаков, являются воды океана.

Мудрец по имени рабби Ицхак утверждал, что этот закон не про­тиворечит и теории рабби Элиэзера. Дождевую воду, выпавшую в праздничный день, можно перемещать куда угодно в случае, если речь идет о дожде, выпавшем из облаков, замеченных еще в канун праздника, так что ясно, что эта вода находилась в начале празднич­ного дня уже не в океане, а в облаках; в таком случае у нее нет четкого местоположения (в момент начала праздника) и соответственно для нее невозможно установить пределы дозволенного перемещения.

Мудрецы спросили: как можно быть уверенным в том, что дождь излился из заранее замеченных облаков? Быть может, новые облака подменили старые, и те, которые были замечены в канун праздника, ушли восвояси, а дождь пролился из новых облаков, вода которых в канун праздника находилась еще в океане?

Им ответили: речь идет о случае, когда облака были столь харак­терны (имели столь ясные отличительные признаки), что невоз­можно спутать их с новыми облаками.

Еще один ответ: известно, что следует смягчать запреты, вытека­ющие из «законов о границах», в случаях, если возникает сомнение в правильности их применения.

Мудрецы продолжили расспросы: отчего не установить место­положение дождевой воды и соответствующие границы в соответ­ствии с небесным местоположением облаков, из которых она выпала (иными словами, отчего вода в облаках не «приобретает» местополо­жение в воздухе)?

Им ответили: потому, что эта вода впитана облаками и не нахо­дится в привычном жидком состоянии; раз так, она не может «приоб­рести» себе местонахождение и границы.

Мудрецы возразили: в таком случае вода, находящаяся облаках, пролившись дождем в праздник, изменяет свое фазовое состояние с газообразного на жидкое! Значит, следует вообще запретить ее перемещение, причем по совсем иной (нежели «теория границ») причине: она образовалась («родилась») в праздничный день, а все, что «родилось» в праздничный день, запрещено перемещать.

Из-за этого аргумента мудрецы, предложившие последний ответ, взяли его назад и установили, что вода в облаках, несомненно, находится в жидком состоянии и не изменяет фазовое состояние, изливаясь в форме дождя; с другой стороны, она не «приобретает» местоположения в облаках оттого, что те непрерывно движутся, а двигающийся предмет не может «приобрести» местоположение и границы.

Именно по этой причине дождевую воду, выпавшую в празд­ничный день, разрешается переносить без ограничений, даже если облака, из которых она выпала, образовались в самый канун празд­ника и можно определенно сказать, что перед этим они находились в океане, поскольку воды океана также постоянно находятся в дви­жении, а двигающийся предмет не «приобретает» местоположение и границы.

Вавилонский Талмуд,

трактат Эрувин 45б—46а

КАКОГО РОСТА БЫЛ АДАМ

По мнению мудрецов, земля является плоской. Над ней находится небесный свод, накрывающий ее, как перевернутая кастрюля — тарелку. Таким образом, небесный свод окаймляет землю сверху и со всех сторон.

Один из мудрецов, рабби Элазар, утверждал, что Адам был соз­дан столь высоким, что когда он стоял, его ноги находились на земле, а голова касалась небесного свода.

Откуда это стало известно рабби Элазару? Разумеется, из библейского стиха. В Торе сказано: «Со дня, в который Бог сотворил Адама на земле... и до края неба» (Второзаконие 4,32). Отсюда он выводил, что когда Адам стоял на земле, его голова доставала до края небес.

Другой мудрец, рав Йехуда, измерял рост Адама в лежачем поло­жении. По его мнению, когда Адам лежал на земле, его ноги касались небесного свода на востоке, а голова — на западе.

Откуда рав Йехуда это вывел? Из того же самого стиха, где ска­зано (если читать без пропусков): «Со дня, в который Бог сотворил Адама на земле, от края неба и до края неба». Следовательно, ноги Адама касались небесного свода на востоке, а голова — на западе.

Мудрецы спросили: верно ли, что эти два мнения (по сути, две разные интерпретации одного библейского стиха) противоречат друг другу?

Им ответили: нет, ибо высота небесного свода (максимальное расстояние от земли до него) и диаметр (плоской) земли, то есть расстояние от восточного края небесного свода до западного, оди­наковы.

Жившие во Франции еврейские мудрецы XIII века, знамени­тые Баалей а-Тосафот («авторы дополнений»), задали следующий вопрос: если лежа тело Адама занимало все пространство под небес­ным сводом, каким образом он мог встать, и вообще стоять? Ведь он был подобен человеку, находящемуся в шатре, высота и ширина которого равны его росту?

Они дали следующий ответ: дело происходило в райском саду, а там была другая геометрия.

Вавилонский Талмуд,

трактат Хагига 12а


Наши рекомендации