Питание детей дошкольного возраста

Питание детей 3-7 лет должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить нормальный рост и развитие детского организма, подготовить мышцы, кости и мозг к резкому возрастанию умственных и физических нагрузок и изменению режима, связанному с началом учебы в школе.Важно соблюдать основные принципов питания:

· Питание должно снабжать организм ребенка необходимым количеством энергии для двигательной, психической и прочей активности.

· Питание должно быть сбалансированным, содержать пищевые вещества всех типов (так называемые нутриенты).

· Важно, чтобы питание было разнообразным, только это является условием его сбалансированности. Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, возможную непереносимость каких-либо продуктов.

· Необходимо соблюдать технологию обработки продуктов и приготовления пищи, соблюдать санитарные требования к помещениям, где производится приготовление пищи, сроки и условия хранения и т.д.

В дошкольном возрастном периоде (от 3 до 6 лет) следует обратить внимание на особенности пищеварительной системы в этом возрасте. Несмотря на достаточно хорошо развитый жевательный аппарат (20 молочных зубов, в том числе четыре пары жевательных), пищеварительные функции желудка, кишечника, печени и поджелудочной железы еще не достигают полной зрелости, они лабильны и чувствительны к несоответствию количества, качества и состава питания, нарушениям режима приемов пищи. Поэтому нередко именно в этом возрасте берут свое начало различные хронические заболевания пищеварительной системы у детей, нарушается их общее физическое развитие, снижаются способности к освоению обучающих программ.

Энергетическая ценность: в возрасте трех лет ─ 1550-1600 ккал, в четыре года и старше ─ 1750-1850 ккал в день: на завтрак ─ 25% суточной калорийности, на обед ─ 35-40, полдник ─ 10-15, ужин ─ 25 %. Наиболее физиологичен режим с четырехразовым приемом пищи: в 8 часов утра ─ завтрак, в 12 ─ обед, в 15.30 ─ полдник, в 19 ─ ужин. Часы кормлений должны быть постоянными, отклонения от установленного времени не желательны и не должны превышать 15-30 мин. Важно обратить внимание на недопустимость приема какой-либо пищи между кормлениями, особенно сладостей. На дополнительный прием пищи обычно рекомендуется давать стакан теплого молока, кефир или йогурт с печеньем или кусочком булочки.

Рациональное полноценное питание детей в дошкольном возрасте обеспечивается, как и у взрослого человека, широким ассортиментом продуктов животного и растительного происхождения. Исключением являются жирные сорта мяса и птиц (гуси, утки), а также острые приправы (уксус, горчица, хрен, горький перец). Чем шире и разнообразнее набор продуктов, используемых при приготовлении пищи, тем полноценнее питание ребенка.

Ценность продуктов животного происхождения (молоко и молочные продукты, мясо, мясные изделия и субпродукты, рыба, яйца) состоит, прежде всего, в том, что они являются источниками полноценных, легкоусвояемых белков, а также целого ряда витаминов, минеральных веществ и микроэлементов.

Ценность продуктов растительного происхождения состоит в их богатстве разнообразными углеводами (фруктоза, глюкоза, сахароза, крахмал, пектины, клетчатка), они являются важнейшим источником витаминов, особенно аскорбиновой кислоты (витамин С), рутина (витамин Р), бета-каротина, витамина Е и многих других полезных веществ. В них также содержатся растительные белки, которые в сочетании с белками животного происхождения дают наиболее благоприятные условия для их усвоения.

9. Активная иммунизация. Прививочной кабинет: организация работы, планирование прививок, хранение вакцин

Иммунопрофилактика - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем создания или повышения искусственного иммунитета. Виды иммунопрофилактики:

· Неспецифическая – осуществляется в результате усиления собственной иммунной системы организма

· Специфическая – проводится против определенного инфекционного агента:

Активная иммунизация – это введение антигена (вакцин) для стимуляции иммунного ответа и развития иммунитета. Вакцины представляют собой антигены инфекционных возбудителей. При введении их в организме формируется иммунный ответ, благодаря которому человек невосприимчив к данной инфекции. Повторная иммунизация способствует более выраженному иммунному ответу и повышению устойчивости к возбудителю. При инфекциях с длительным инкубационным периодом, например, при бешенстве, активная иммунизация позволяет предупредить заболевание даже после заражения. В зависимости от типа антигена активная иммунизация приводит к формированию временного или постоянного иммунитета.

Пассивная иммунизация- введение антител к каким-либо антигенам. С помощью пассивной иммунизации можно создать только временный иммунитет продолжительностью 1--6 недель. Хотя пассивная иммунизация вызывает кратковременное повышение устойчивости к возбудителю, ее действие проявляется немедленно. Повторная пассивная иммунизация не усиливает иммунитет и часто сопровождается осложнениями.

Ее обычно проводят после контакта с возбудителем и при невозможности активной иммунизации.

Профилактические прививки проводит специально подготовленный средний медицинский персонал, обученная технике проведения прививок, приемам неотложной помощи в случае развития поствакцинальных осложнений, а также методам соблюдения "холодовой цепи". Категорический запрещается проводить прививки на дому.

Задачей кабинета иммунопрофилактики (КИП) является организация и реализация мероприятий по вакцинопрофилактике в лечебно-профилактическом учреждении.

КИП работает в тесном взаимодействии со специалистами лечебно-профилактического учреждения, органами управления здравоохранением, органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Медицинские документы прививочного кабинета и кабинета иммунопрофилактики: журнал регистрации осмотров и выполненных прививок (ф. 064/у), ф., история развития ребёнка (ф.112/у), экстренное извещение о побочном действии вакцин (ф. 058), инструкции по применению всех используемых медицинских иммунобиологических препаратов, регистрации выполненных прививок журнал учета и расходования медицинских иммунобиологических препаратов, журнал регистрации температурного режима холодильника, журнал регистрации работы бактерицидной лампы, журнал регистрации генеральных уборок, план экстренных мероприятий по обеспечению "холодовой" цепи в чрезвычайных ситуациях. Оснащение прививочного кабинета: холодильник для хранения вакцин с маркированными полками с двумя термометрами, хладоэлементы, термоконтейнер или сумка-холодильник с набором хладоэлементов, медицинский шкаф для медикаментов и инструментов, медицинская кушетка, пеленальный столик, медицинские столы с маркировкой по видам прививок, рабочий стол медицинской сестры и хранения документов, инструкций по применению всех медицинских иммунобиологических препаратов, бактерицидная лампа раковина для мытья рук, уборочный инвентарь. Перед проведением прививки медсестра прививочного кабинета:

-проверяет наличие заключения врача о допуске к прививке;

-сверяет наименование препарата на ампуле с назначением врача, проверяет маркировку, срок годности вакцин и целостность ампул;

Медсестра проводит иммунизацию с обеспечением всех правил асептики и антисептики, только одноразовыми шприцами и иглами, используя соответствующие дозу, метод и место введения, предусмотренные наставлением к вакцинам. После проведения прививки:

- убирает в холодильник ампулу или флакон при многодозовой расфасовке препарата;

- обеззараживает использованные шприцы, вату, ампулы или флаконы;

- делает запись о проведенной прививке во всех формах учета с указанием необходимых сведений (дата иммунизации, место введения, название препарата, доза, серия, контрольный номер, срок годности;

- при наличии локальной компьютерной сети вводит в свой компьютер сведения о проведенных за день прививках;

- информирует пациентов или родителей (опекунов) о сделанной прививке, возможных реакциях на прививку, необходимости обращения за медицинской помощью при сильных и необычных реакциях, предупреждает о необходимости пребывания около прививочного кабинета в течение 30 мин и наблюдает в это время за привитым;

- оказывает первичную медицинскую помощь в случае развития немедленных реакций на прививку и вызывает врача;

- соблюдает режим хранения вакцин, ведет учет движения каждого препарата, используемого в прививочном кабинете (поступление, расход, остаток, списание), и числа выполненных ею прививок (ежедневный, ежемесячный, ежегодный отчеты).

- проводит мероприятия по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима (влажная уборка, режим кварцевания и проветривания, генеральная уборка 1 раз в неделю).

Наши рекомендации