Требования по оформлению курсовой работы

Г.Н. Бобкова, А.В. Кривопушкин

ЭПИЗООТОЛОГИЯ И ИНФЕКЦИОННЫЕ

БОЛЕЗНИ ЖИВОТНЫХ

Учебно-методическое указание

по выполнению курсовой работы

по курсу «Эпизоотология и инфекционные болезни животных» для студентов очной и заочной формы обучения, обучающихся

по специальности 111801, - 111201.65 - «Ветеринария»

Брянск 2013

УДК – 619 (076)

ББК 48

Б 72

Бокова Г.Н., Кривопушкин А.В. Эпизоотология и инфекционные болезни: Учебно-методическое указание по выполнению курсовой работы для студентов очной и заочной формы обучения, обучающихся по специальности 111801, - 111201.65 - «Ветеринария». - Брянск: Изд-во Брянской ГСХА, 2013. – 20 с.

В учебно-методическом пособии описаны требования, которые предъявляются к объему, структуре и содержанию курсовой работы. Представлены рекомендации по оформлению работы студентами, список рекомендованной литературы – основной и дополнительной.

Рецензент: доцент кафедры нормальной и патологической морфологии и физиологии животных, кандидат биологических наук Л.В. Ткачева

Рекомендовано к изданию решением методической комиссии факультета ветеринарной медицины и биотехнологии Брянской ГСХА, протокол № 4 от 28 ноября 2011 г.

© Бобкова Г.Н., 2013

© Кривопушкин А.В., 2013

© Брянская ГСХА, 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

ТЕМАТИКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 5

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ 7

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ 13

СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 15

Приложения 18

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа по дисциплине эпизоотология и инфекционные болезни животных входит в учебный план подготовки студентов факультета ветеринарной медицины и биотехнологии.

Выполнение этой работы способствует подготовке будущего ветеринарного врача, умеющего оценить определенную эпизоотическую ситуацию и принять в производственных условиях правильное решение по организации и проведению противоэпизоотических мероприятий.

При выполнении курсовой работы студент должен обобщить материалы по общей и специфической профилактике инфекционных болезней, их ликвидации, организации ветеринарно-санитарных мероприятий на различных объектах животноводства, на предприятиях хранения и переработки продукции животноводства, вместе с тем он должен критически проанализировать опыт проведения противоэпиозоотических мероприятий в отдельно взятых хозяйствах и изучить особенности клинического течения инфекционных болезней (с составлением истории болезни).

Данная работа предусматривает самостоятельное получение необходимой информации и ее последующую обработку для решения поставленных задач и достижения цели работы.

Материал для написания курсовой работы студенты очного отделения набирают при прохождении производственной практики; студенты заочного отделения - в процессе выполнения служебных обязанности в условиях хозяйства.

Если студент работал (проходил практику) в непроизводственной сфере, тогда тема курсовой работы согласовывается с ведущим преподавателем.

ТЕМАТИКА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Выбор темы для написания курсовой работы зависит от эпизоотической ситуации района, хозяйства или фермы, где студент проходил врачебно - производственную практику. В курсовой работе должна быть отражена система оздоровительно-профилактических мероприятий при ликвидации определенной инфекционной болезни сельскохозяйственных, домашних животных, птицы или пушных зверей, которая была зарегистрирована ветеринарной службой района, наблюдение за животными, больными инфекционными болезнями, а также их лечением.

Рекомендуется выполнять курсовую работу по следующим тематикам:

1. Оздоровление хозяйств, неблагополучных по инфекционным болезням.

2. Противоэпизоотические мероприятия в хозяйстве.

Конкретная тема курсовой работы по эпизоотологии выбирается в зависимости от наличия (отсутствия) инфекционных заболеваний по месту прохождения производственной практики и согласуется с ведущим преподавателем кафедры во время практики.

Варианты тем написания курсовой работы:

- Мероприятия по профилактике и оздоровлению молодняка сельскохозяйственных животных в …. (наименование хозяйства, района, области и т.п.. Например: в СПК «Маяк» Брянского района, Брянской области), от колибактериоза, сальмонеллеза, стрептококкоза, анаэробной энтеротоксемии, рота-, корона-, адено-, парвовирусной инфекции и других болезней;

- Система оздоровительно-профилактических мероприятий, проводимых в … (наименование хозяйств, района, области) при дерматомикозах (трихофитии, микроспории, парше) сельскохозяйственных или мелких домашних животных.

- Система оздоровительно-профилактических мероприятий, проводимых в … (наименование хозяйств, района, области) при анаэробных болезнях (эмкар, злокачественный отек, столбняк, некробактериоз и др.);

- Система оздоровительно-профилактических мероприятий при острых карантинных инфекционных болезнях (сибирская язва, бешенство, туберкулез, ящур, чума свиней и птиц, грипп птиц и др.);

- Диагностика, лечение, профилактика и ликвидация парагриппа – 3, инфекционного ринотрахеита, вирусной диареи и аденовирусной инфекции крупного рогатого скота;

- Оздоровительно-профилактические мероприятия в хозяйстве при острых респираторных болезнях животных (инфекционном ринотрахеите, парагриппе-3 и др.);

- Оздоровительно-профилактические мероприятия в хозяйстве при ликвидации лейкоза крупного рогатого скота;

- Диагностика, лечение, профилактика и ликвидация дизентерии, энзоотической пневмонии и инфекционного атрофического ринита свиней, Болезни Тешена, вирусного гастроэнтерита свиней;

- Оздоровительно-профилактические мероприятия при острых инфекционных болезнях собак, кошек и других мелких домашних животных;

- Диагностика, профилактика и ликвидация болезней птиц: гриппа, болезни Ньюкасла, сальмонеллеза, пуллороза, эшерихиоза, респираторного микоплазмоза.

В курсовой работе должна быть клиническая (краткая) история болезни одного из наблюдаемых инфекционных заболеваний.

В хозяйствах благополучных по инфекционным болезням животных, темой курсовой работы могут быть:

- квалифицированно составленный акт эпизоотического обследования с целью выяснения ветеринарно-санитарного состояния хозяйства;

- организация и проведения дезинфекции, дезинсекции и дератизации (можно каждую по отдельности) на промышленном животноводческом комплексе (молочный комплекс, комплекс для нетелей, откормочный, свинокомплекс, птицефабрика). В этом случаи к курсовой работе должны прилагаться акты на проведение дезинфекции, дезинсекции, дератизации, расчет необходимого количества препарата.

При выполнении курсовой работы по любой теме главным является анализ эпизоотической обстановки, обсуждение результатов исследований и наблюдений, биометрическая обработка материала по эпизоотологическим показателям.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Материал курсовой работы необходимо излагать по разделам.

Традиционно сложилась определенная структура курсовой работы, основными элементами которой в порядке их расположения являются:

1. Титульный лист

2. Оглавление

3. Введение

4. Характеристика хозяйства

5. Ветеринарное обслуживание

6. Эпизоотическое состояние хозяйства

7. Характеристика и диагностика заболевания (определение болезни, краткая историческая справка и географическое распространение, возбудитель, эпизоотологические данные, патогенез, симптомы, патологоанатомические данные, диагноз и дифференциальный диагноз, профилактика и меры борьбы).

8. Мероприятия, проводимые в хозяйстве

9. Расчет экономической эффективности проведенных мероприятий.

10. Заключение, выводы, практические предложения

11. Список литературных источников

12. Приложения

13. Дата и подпись студента

Титульный лист является первой страницей курсовой работы и заполняется по строго определенным правилам (см. приложение 1).

Оглавление включает в себя все заголовки курсовой работы, с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.

Введение. Здесь кратко излагаются основные задачи на ближайшие перспективы, стоящие перед работниками сельскохозяйственного производства по обеспечению населения продуктами питания обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач.

Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Цель обычно отражает и раскрывает название работы. Задачи предстоит решать в соответствии с поставленной целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить…, описать …, установить…, выявить… и т.п.). Выводы, которые Вы делаете в завершении работы – это выполненные задачи.

Характеристика хозяйства. В этом разделе необходимо указать название хозяйства, его географическое местонахождение, производственную направленность, структуру стада по видам животных, условия содержания, кормления и ухода за животными. Здесь же отражается ветеринарно-санитарное состояние мест хранения кормов, водоемов, пастбищ, изоляторов, убойных пунктов, животноводческих помещений, родильных отделений, профилакториев, скотомогильников, биотермических ям и т.д.

Ветеринарное обслуживание. В этом разделе описывается штат ветслужбы хозяйства, его укомплектованность, образование, стаж работы, принцип обслуживания ветобъектов, нагрузка на ветспециалиста, наличие производственных ветпомещений: ветпункт, ветучасток, ветамбулатория, ветаптека — их оборудование и оснащенность. Обеспеченность автотранспоротом и вет. товарами.

Эпизоотическое состояние хозяйства. Необходимо выяснить благополучие по сибирской язве и эмфизематозному карбункулу, если хозяйство неблагополучно — уточнить дату первичного учета и последующие вспышки заболевания. Изучить благополучие хозяйства по туберкулезу, бруцеллезу, паратуберкулезному энтериту за последние 5 лет, а по болезням, обусловленным условно-патогенной микрофлорой и вирусами за последние 2-3 года. Желательно приложить карту эпизоотического состояния.

Характеристика и диагностика заболевания (возникшего или профилактируемого). В данном разделе дается определение болезни, историческая справка, географическое распространение, патогенез, клинические признаки, патологоанатомические изменения в органах и тканях, методы диагностики, обоснование диагноза.

При возникновении заболевания необходимо указать дату регистрации случаев заболевания; на основании каких данных был поставлен окончательный диагноз с обязательным приложением документов, подтверждающих это (выписки из истории болезни, протокол вскрытия, копии экспертиз, актов комиссий и т. п.). При лабораторных исследованиях указывается наименование лаборатории, дата и номер экспертизы, результаты исследования.

Необходимо показать особенности проявления болезни по сравнению с данными литературы; описать признаки проявления болезни по системам: нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, пищеварительная, мочеполовая, опорная, органы слуха, зрения, обоняния.

Мероприятия, проводимые в хозяйстве. В данном разделе описывается общая и специфическая профилактика болезни. Также необходимо составить план оздоровительных мероприятий по определенной форме (см. приложение 2). Его составляют на основании акта эпизоотологического обследования хозяйства, руководствуясь Ветеринарным уставом и действующей инструкцией о мероприятиях по профилактике и ликвидации конкретной болезни с учетом реальных материальных возможностей хозяйства. Все мероприятия в плане должны быть конкретными, реальными для выполнения в данных условиях. Например, изоляция больных и подозреваемых в заболевании животных — Когда? Куда? Кто исполнитель? — конкретно; уборка и уничтожение трупов, абортированных плодов — каким способом? Где? Кто исполнитель; дезинфекция — Когда? Каким способом? Каким дезинфектантом? Кто проводит? Кто ответственный и т.д.

Для объективной оценки эпизоотической обстановки, сложившейся в хозяйстве, необходимо изучить журнал эпизоотического состояния и эпизоотическую карту района, журнал противоэпизоотических мероприятий, документы.

Курсовая работа заканчивается заключительной частью, которая и называется «заключение». Эта часть курсовой работы выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части работы информации. Этот синтез – последовательное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Выводы должны содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования, которые оформляются в виде некоторого количества кратко сформулированных пронумерованных абзацев. Их последовательность определяется логикой построения курсовой работы. При этом указывается вытекающая из конечных результатов их практическая ценность, которая формулируется в виде кратко изложенного предложения производству.

Список литературных источников. Приводится в алфавитном порядке с указанием фамилии и инициалов автора (или авторов), название работы, названия издательства, года издания, страниц. Каждый включенный в такой список литературный источник должен иметь отражение в курсовой работе, что указывается соответствующей ссылкой.

Если автор делает ссылку на какие-либо заимствованные факты или цитирует работы других авторов, то он должен обязательно указать, откуда взяты приведенные материалы.

Приложения включают вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части курсовой работы. Это могут быть копии подлинных документов, выдержки из отчетных материалов, производственные планы и протоколы, отдельные приложения из инструкций и правил и т.п.; по форме они могут представлять собой текст, таблицы, графики, карты и т. п. Рекомендуется прилагать следующие копии документов:

а) Акт эпизоотологического обследования;

б) Решение администрации района о наложении карантина или ограничений, их снятие;

в) Заключение по лабораторным диагностическим исследованиям;

г) Акты аллергического исследования: туберкулинизация, маллеинизация, исследования на бруцеллез;

д) Акты на проведение вакцинации, дезинфекции, дезинсекции и дератизации животноводческих объектов;

е) Планы оздоровительно-профилактических мероприятий;

ж) Эпизоотологическая карта района;

в) Фотоснимки, схемы, рисунки.

К курсовой работе должны быть приложены и заверены печатью ветеринарной службы:

1. Сводка и комплексные планы противоэпизоотических, лечебно – профилактических и организационно - финансовых мероприятий по хозяйству, району;

2. Планы мероприятий по профилактике и ликвидации инфекционных заболеваний, в том числе в зоне карантина и угрожаемой зоне по хозяйству и району.

3. Акты эпизоотологического обследования по случаям и причинам возникновения и распространения инфекционных болезней, квартальные и годовые планы оздоровительных мероприятий.

Если студент проходит производственную практику в хозяйстве, благополучном по инфекционным болезням сельскохозяйственных животных, то для написания курсовой работы может быть рекомендована тема, отражающая опыт ликвидации любой инфекционной болезни, которая ранее наблюдалась в этом хозяйстве.

Подобная курсовая работа должна состоять из тех же разделов, которые предусматриваются данной методикой. Выполняется она путем изучения документов ветеринарного учета и отчетности, хранящихся в хозяйстве, райветстанции, ветлаборатории.

Допускается выполнение курсовой работы на тему «Противоэпизоотические мероприятия в животноводческом хозяйстве (или хозяйстве другого направления)». В этом случае при написании курсовой работы предлагается придерживаться следующей схемы:

1. Введение

2. Общая характеристика хозяйства

3. Ветеринарно обслуживание

4. Эпизоотическая ситуация в хозяйстве – отражает сведения о неблагополучии хозяйства в прошлом, что обуславливает проведение профилактической иммунизации.

5. Обзор литературы

6. Общие профилактические противоэпизоотические мероприятия в хозяйстве

6.1. Зоогигиеническая работа (обеспеченность животных кормами, анализ качества кормов, обеспеченность животных помещениями, наличие летних лагерей, уход за животными, условия приема новорожденных и выращивание молодняка, учет продуктивности);

6.2. Ветеринарно-санитарные мероприятия (санитарное состояние территории, организация и проведение дезинфекции, дератизации, дезинсекции, наличие дезосредств, дезустановок, организация уборки и обезвреживания навоза, трупов, охрана водоемов от загрязнений, организация ветпросветительской работы);

6.3. Ветеринарно-карантинные мероприятия (соблюдение в хозяйстве принципа «пусто-занято»)

7. Специальные профилактические противоэпизоотические мероприятия

7.1. Диагностические исследования

7.2. Лечебно-профилактические обработки

8. Анализ эффективности противоэпизоотических мероприятий

9. Список литературных источников

10. Приложения

11. Дата и подпись студента

ТРЕБОВАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовую работу оформляют, руководствуясь разработанным планом (содержанием), излагая материал последовательно, логично, разборчиво. Если в работе приводятся таблицы и цифровые данные, они должны быть тщательно выверены, а употребляемые цитаты снабжены соответствующими ссылками на первоисточники. Для более полного наглядного раскрытия сути выполняемой темы, в курсовой работе следует включать схемы, графики, фотоснимки, рисунки и т. д.

Текст пишут от руки или печатают на ПК на одной стороне стандартного листа бумаги, размер 210x280 мм. К печатным работам предъявляются следующие требования: шрифт Times New Roman 14, интервал - 1,5, на листе формата А4, автоматический перенос слов, абзац 1,25 см. Поля: верхнее и нижнее - 2,5 см, левое - 3,5 см, правое - 1,5 см.

Страницы должны быть пронумерованы по центру внизу листа, работа переплетена или сшита в папку. Объем курсовой работы не должен превышать 30 страниц по 28 строк машинописного текста на каждой.

Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в курсовой работе в виде таблиц, на которые в тексте обязательно должны быть ссылки. Например, “… как видно из таблицы 3”. Таблица должна располагаться непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (например, “Таблица 4 - Стоимость лекарственных средств”) без значка № перед цифрой и точки после нее.

Рисунками принято считать графики, диаграммы, карты. На все рисунки в тексте должны быть даны ссылки. Рисунки должны располагаться непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Рисунки нумеруются арабскими цифрами, при этом нумерация сквозная. Подпись к рисунку располагается под ним посередине строки. Слово «Рисунок» пишется полностью (например, «Рисунок 2 - Структура хозяйства»). Точка в конце названия не ставится.

Все остальные виды иллюстрированного материала оформляют в виде «приложения», которое должно иметь нумерацию (Например: Приложение 1 и т.д.). Приложение размещают в конце курсовой работы.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в работе более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с шифром в круглые скобки по форме: (см. приложение 3).

При оформлении курсовой работы необходимо пользоваться рекомендованной учебной и дополнительной литературой по выбранной теме, инструкциями по борьбе с болезнями, статьями в журналах, авторефератами. При этом делают ссылки на авторов (в квадратных скобках указывается порядковый номер источника литературы).

Необходимо соблюдать общепринятые сокращения следующих слов: сб. – сборник; вет. – ветеринарный; с.-х. - сельскохозяйственный; с. – страница; М. – Москва; Л. – Ленинград; СПб. – Санкт-Петербург; названия остальных городов пишутся полностью. Сокращение названий статей и книг не допускается.

Наши рекомендации