Неспецифические барьеры мозга
Основными образованиями гематоэнцефалического барьераявляются:
· эндотелий (внутренняя оболочка) сосудов;
· капилляры;
· мягкая мозговая оболочка;
· базальная мембрана между нейроном и эндотелием капилляров.
Имеется ряд особенностей капиллярной сети мозга, благодаря которым капилляры выполняют барьерную функцию. Это прежде всего:
· отсутствие щелей и пор между эндотелиальными клетками, сплошь выстилающими капилляры;
· наличие плотных контактов между эндотелием, нейронами и глией.
Ликвороэнцефалический барьервключает в себя мягкую мозговую оболочку, эпендиму желудочков, базальную мембрану, клеточные и неклеточные структуры коллагеновых волокон.
Известно, что мягкая мозговая оболочка (Lentomeninx) состоит из двух листков: паутинного (arachnoidea) и сосудистого (pia mater), соединенных между собой коллагеновыми волокнами. Пространство между этими листками представляет собой субарахноидальное пространство головного и спинного мозга.
Местами это пространство увеличивается, образуя цистерны:
· мозжечково-мозговую цистерну (между мозжечком и продолговатым мозгом);
· базальную цистерну (на основании артериального круга большого мозга). Самая большая цистерна находится в нижней части позвоночного канала, так как спинной мозг заканчивается на уровне второго поясничного позвонка (L II).
Морфологическим субстратом паутинного листка являются соединительнотканые волокна. Из-за отсутствия в нем сосудов паутинный листок не может воспаляться, поэтому термин «арахноидит», бытующий еще в практической неврологии, не имеет под собой никакой основы. Сосудистый листок плотно прилежит к веществу мозга, проникает в его глубину и тем самым представляет собой единое целое с капиллярной сетью мозга.
Защитная роль мягкой мозговой оболочки заключается в том, что она поглощает различные вещества, проникающие из крови в ликвор.
Специфический барьер
Специфический барьер мозга — иммунный — автономная группа клеток, образующая иммунную защиту центральной нервной системы и относительно изолированная от общей иммунной системы.
К клеткам иммунного барьера относятся:
· лимфоидные клетки спинномозговой жидкости (Т и В лимфоциты);
· мононуклеарные фагоциты спинномозговой жидкости (клетки микроглии для усиления защитной функции, превращающиеся в фагоцитирующие клетки - макрофаги);
· мезодермальные клетки (астроциты и олигодендроглиоциты).
Таким образом, центральная нервная система является самостоятельным образованием с двумя видами барьеров, готовых при малейшей опасности для мозга включиться в его защиту.
Под воздействием различных патогенных факторов может наблюдаться прорыв мозговых барьеров. К таким факторам относятся:
· новообразования,
· радиация,
· гипертонический криз,
· эпилептиформный припадок,
· отек мозга,
· травмы, инфекции, аллергии,
· химические вещества.
Прорыв мозговых барьеров приводит к развитию ряда неврологических заболеваний и патологических состояний психической сферы.
Особую опасность вышеперечисленные факторы риска представляют для еще несформированной системы защиты мозга в пренатальном периоде, что несомненно может отразиться на интеллектуальном развитии ребенка.
Таким образом, знания анатомо-физиологических особенностей коры головного мозга, стрио-паллидарной системы, лимбико-ретикулярного комплекса и барьеров мозга являются основой изучения высших мозговых функций и их нарушений.
Глава 3. ВЫСШИЕ МОЗГОВЫЕ ФУНКЦИИ
Речь и ее нарушения
Речь — важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми. Она характеризуется процессами приема, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка. Воспроизведение речи осуществляется с помощью аппаратов дыхания, жевания, глотания, голосообразования и артикуляции. Большое значение при этом имеют сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояния придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей. В реализации речевой функции, а также письма и чтения принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы (схема 6). Однако центральным звеном аппарата речи является кора головного мозга - преимущественно доминантного полушария (рис. 13). Таким образом, всю совокупность физиологических механизмов, участвующих в формировании речи, можно разделить на две группы — механизмы восприятия и механизмы воспроизведения речи.
Выделяют два основных вида речи: импрессивную и экспрессивную.
Импрессивная речь - понимание устной и письменной речи (чтение). В психологическую структуру импрессивной речи входят процессы восприятия и анализа звукового и буквенного состава речи.
Экспрессивная речь - воспроизведение устной речи или самостоятельного письма. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (выполнение мыслительных операций и действий в уме), которая завершается развернутым речевым высказыванием.
Речь неразрывно связана с мышлением, хотя в филогенезе речи и мышления выделяется доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная — в развитии речи.
В возрасте около 2 лет у ребенка между мышлением и речью наступает переломный момент, и речь постепенно становится механизмом, «орудием» мышления (Л.С. Выготский). Но до становления «внутренней речи» у ребенка как бы появляется речь, обращенная к самому себе — «эгоцентрическая внешняя речь». Появление такой речи связано с какой-либо деятельностью ребенка (интеллектуальная, игровая), когда во время игры либо при решении интеллектуальных задач он начинает рассуждать вслух.
Элементы эгоцентрической речи часто встречаются и у взрослого, когда он, решая какую-либо интеллектуальную задачу, начинает непроизвольно размышлять вслух и произносить какие-то слова, фразы, понятные только ему.
Сложность, многоступенчатость речевых механизмов обусловливает разнообразие речевых расстройств. В зависимости от причин их возникновения речевые расстройства разделяются на следующие группы.
1. Речевые нарушения, связанные с органическим поражением центральной нервной системы:
· афазии— распад всех компонентов уже сформировавшейся речи в результате поражения корковых речевых зон; т.е. расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими при сохранности функции артикуляционного аппарата и слуха, достаточной для восприятия элементарных речевых звуков;
· алалии— системное недоразвитие речи вследствие поражений корковых речевых зон в доречевом периоде;
· дизартрии— нарушение звукопроизносительной стороны речи в результате нарушения иннервации речевой мускулатуры.
2. Речевые нарушения, связанные с функциональными изменениями центральной нервной системы:
· мутизм (немота)- отсутствие речи при сохранности центров речи и речевого аппарата;
· сурдомутизм (глухонемота)— функциональное нарушение слуха и речи;
· заикание— нарушение ритма и плавности экспрессивной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
3. Речевые нарушения, связанные с дефектами строения артикуляционного аппарата:
· механические дислалии— расстройство речи, проявляющееся в нарушении звукопроизношения вследствие аномалий артикуляционного аппарата, недоразвития фонематических процессов;
· ринолалия- патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения вследствие механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба.
4. Задержки речевого развития различного генеза, в частности при:
· недоношенности;
· соматической ослабленности;
· педагогической запущенности.