Организация разработки тематики
Рецензия
на методическое пособие по выполнению курсовых работ в образовательном учреждении среднего профессионального образования, разработанное преподавателем ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж» Громовой Антониной Петровной.
На рецензию представлено методическое пособие по выполнению курсовых работ в СПО.
Пособие посвящено одной из актуальных проблем в процессе обучения в среднем профессиональном образовании – выполнению курсовых работ (проектов).
Курсовая работа - это один из этапов овладения студентом научно-исследовательской деятельностью. В методическом пособии даны рекомендации по организации выполнения курсовой работы (проекта). Приводятся требования к тематике, структуре, содержанию и оформлению курсовых работ.
Методический материал написан доступным языком.
Пособие предназначено для преподавателей и студентов учебных заведений среднего профессионального образования и может быть использовано при выполнении курсовой работы по любой учебной дисциплине профессионального цикла.
Рецензент ______________________________________________________
_______________________________________________________
ГБОУ СПО «Армавирский медицинский колледж»
Утверждено на заседании ЦК клинических дисциплин протокол № _____ от «___»_________ 20 ____г. Председатель _________________Е.И.Шаронова |
Методическое пособие
по выполнению курсовых работ в образовательном
учреждении среднего профессионального образования
Составила
преподаватель Громова А.П.
г.Армавир
2013 год
Пояснительная записка
В процессе обучения студент включается в самостоятельную деятельность. Одним из основных видов самостоятельной деятельности является выполнение курсовой работы.
Курсовая работа в процессе обучения студента рассматривается как этап овладения научно-исследовательской деятельностью, выполняемой при активной помощи и консультации преподавателя – руководителя курсовой работы.
Написание и защита КР является одним из вариантов завершения изучения учебной дисциплины и (или) профессионального модуля.
По степени трудности среди форм учебной деятельности исследователи ставят курсовую работу на второе место после экзамена.
Предлагаемые методические рекомендации могут быть использованы при выполнении курсовой работы по любой учебной дисциплине.
Введение
Настоящие рекомендации предназначены для преподавателей и студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования и разработаны на основе «Рекомендаций по организации выполнения и защиты курсовой работы по дисциплине в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (письмо Минобразования РФ № 16-52-58 ин/16-13 от 05.04.1999). Согласно Типовому положению об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 года №543, курсовая работа по дисциплине является одним из основных видов учебной работы студентов и формой ее контроля.
Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения учебной дисциплины профессионального цикла и (или) профессионального модуля, в ходе которого осуществляется практическое применение полученных знаний при решении комплексных задач, связанных со сферой профессиональной деятельности будущих специалистов.
По содержанию курсовая работа может носит реферативный, практический или опытно-экспериментальный характер.
Цели курсовой работы
Выполнение студентом курсовой работы проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений по дисциплине профессионального цикла и (или) профессиональному модулю;
углубления теоретических знаний в соответствии с заданной темой;
углубления и творческого освоения учебного материала;
формирования умения применять теоретические знания при решении поставленных профессиональных задач;
формирования умения использовать справочную, нормативную и правовую документацию;
развития творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
подготовки к государственной итоговой аттестации;
формирования умений и приобретения знаний, необходимых для научно-исследовательской работы.
Количество курсовых работ, наименование дисциплины и профессиональных модулей профессионального цикла, по которым они предусматриваются, определяются Федеральным Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части Требований к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы по специальности.
На весь период обучения предусматривается выполнение не более трех курсовых работ по дисциплинам и профессиональным модулям профессионального цикла.
Курсовая работа выполняется в сроки определенные примерным учебным планом по специальности и рабочими учебными планами, по которым осуществляется подготовка в колледже.
Организация разработки тематики
Курсовых работ
Тематика курсовых работ (КР) разрабатывается преподавателями колледжа, рассматривается и принимается соответствующими цикловыми комиссиями , утверждается заместителем директора по учебной работе колледжа.
Темы КР должны соответствовать рекомендуемой примерной тематике КР в примерных и рабочих программах учебных дисциплин.
Тема КР может быть связана с программой производственной практики студента.
Студент самостоятельно выполняет КР и оформляет всю документацию. Ответственность за теоретически и методически правильную разработку и освещение темы КР, ее качество, достоверность, содержащихся в ней сведений, целиком лежит на студенте.
Выполнение КР допускается (в отдельных случаях) по одной теме группой студентов.
Окончательно оформленная КР должна быть представлена руководителю не позднее, чем за две недели до защиты.
Структура курсовой работы
№№ п/п | Элемент структуры курсовой работы | Объем (стр.) |
1. | Титульный лист | |
Содержание | ||
Введение | 2 – 4 | |
Теоретическая или основная часть | 5 – 15 | |
Практическая часть | 5 – 15 | |
Заключение | 1 – 2 | |
Список использованной литературы | 1 - 2 | |
Приложения |
В структуре необходимо отразить:
4.1. Титульный лист (приложение 1)
4.2. Содержание – размещается после титульного листа. В нем содержится название глав с указанием страниц. Название главы (раздела) не должно дублировать название темы. Формулировки должны быть лаконичны.
4.3. Введение включает современное состояние изучаемого, исследуемого материала, исторический аспект исследуемого вопроса:
4.3.1. Научное исследование начинается с постановки проблемы. Проблема может быть сформулирована либо как противоречие, либо как вопрос, объективно вытекающий из выявленного исследователем противоречия.
4.3.2. После определения проблемы выделяются объект и предмет исследования.
Объектисследования - это фрагмент окружающей действительности, явление или процесс, существующий независимо от субъекта познания, человек, группа людей, психические и социальные явления и т.д.
Предметисследования – это свойства стороны, отношения реальных объектов, это тот аспект, в котором исследователь познает целостный объект, выделяя наиболее главные признаки и свойства объекта.
4.3.3. Следующим шагом является выбор темы исследования.
В формулировки темы нужно отразить объект, предмет, цели и задачи исследования.
4.3.4. После выбора темы исследования необходимо обосновать ее актуальность.
Актуальность определяется необходимостью обращения к этой теме в настоящее время, потребностью ее изучения.
4.3.5. Следующим этапом является выдвижение гипотезы.
Гипотеза - это научное, логически обоснованное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто.
В гипотезе устанавливается связь между причиной и следствием. Гипотеза формулируется в виде сложноподчиненного предложения с придаточным условием.
Например: «Если…, то…» или «Или…, или…» Гипотеза должна быть правдоподобна и доступна для проверки.
4.3.6. После формулирования гипотезы ставятся цели и задачи.
Под целью понимается желаемый конечный результат проводимого исследования. Постановка цели определяется гипотезой исследования и предполагает ее проверку. Чтобы правильно сформулировать цель, нужно ответить на вопрос: - «Что ты хочешь создать или получить в итоге организуемого исследования?»
Целями исследования могут быть определение характеристики, изучение динамики явления, выявление взаимосвязи между явлениями, описание нового феномена, решение какой-либо проблемы и т.д.
Формулировка цели может начинаться с глаголов:
выяснить…
выявить…
сформулировать…
обосновать…
провести…
определить…
создать…
построить…
Задачи: - это выбор путей и средств, а также последовательные шаги в осуществлении и достижении цели.
Задачи – это конкретизированные или более частные цели.
Формулировка задач:
определить и обосновать…
осуществить…
изучить…
выявить…
4.3.7. Научная новизна исследования означает вклад в науку.
4.3.8. Методы исследования:
теоретические:
─ анализ, синтез, моделирование и т.д.
эмпирические:
─ эксперимент, наблюдение, анкетирование, беседа и т.д.
Методы математической обработки.
4.3.9. Практическая значимость исследования
Перечисленные методические характеристики должны быть представлены в разделе «Введение» и изложены в следующей последовательности:
актуальность;
проблема исследования;
объект исследования;
предмет исследования;
гипотеза;
цель и задачи;
использованные методы:
научная новизна;
практическая значимость.
Пример:
Проблема: противоречие между необходимостью изучения физики и отсутствием познавательного интереса у многих учащихся к изучению этого предмета.
Объект: процесс познавательного интереса учащихся при обучении физики.
Предмет: нетрадиционные формы и методы обучения физики как средство развития познавательного интереса учащихся.
Тема: использование нетрадиционных форм и методов обучения физике как средство развития познавательного интереса учащихся.
Гипотеза: можно предположить, что использование нетрадиционных форм и методов обучения физике будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению данного предмета.
Цель: исследовать влияние использования нетрадиционных форм и методов обучения физике на развитие познавательного интереса учащихся к изучению данного предмета.
4.4. В теоретической части излагается результат анализа литературы по теме курсовой работы, состояние исследуемой проблемы, теоретический материал по предмету исследования. Теоретическая часть КР не делится на главы, а содержит 3-4 параграфа.
4.5. Практическая часть содержит инструментарий исследования, описание проводимого эксперимента, обработку данных в табличном, графическом или ином варианте, а также выводы по проводимому эксперименту, позволяющие оценить правильность выдвинутой гипотезы или признать ее ошибочность.
4.6. Заключение, в котором подводятся итоги проведенного теоретического, эмпирического исследования, обобщаются основные теоретическое положения, делаются выводы, содержится оценка результатов исследования, отмечается практическая значимость исследования, возможности практического применения материалов работы, даются рекомендации по использованию и внедрению результатов исследования в практическую деятельность, а также определяются основные направления для дальнейшего исследования проблемы.
4.7. Список использованной литературы (научные труды, статьи и другие источники), в котором при написании курсовой работы указываются фамилии, инициалы авторов, издательства, год издания, страницы. Источники располагают в алфавитном порядке и нумеруют.
4.8. Приложения включают: исследовательские материалы, анкеты, таблицы, графики, рисунки, дидактические материалы, иллюстрации, тесты, методические материалы и другие материалы. Каждое приложение начинается с новой страницы (счет страниц продолжается после списка литературы) и каждому Приложению присваивается порядковый номер. Объем Приложений не ограничен и не включается в обязательное количество страниц курсовой работы. В правом верхнем углу над заголовком должно быть напечатано слово «Приложение». Если их больше одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерации.
Определив цель, гипотезу, структуру и содержание КР, целесообразно научному руководителю курсовой работы совместно со студентом составить план-график ее выполнения. и обязательно указать сроки выполнения каждого пункта план –графика курсовой работы.
Выполненная курсовая работа должна быть оформлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению курсовой работы.