Организация разработки тематики курсовых работ

2.1 Тематика курсовых работ разрабатывается преподавателями техникума, рассматривается и принимается соответствующими цикловыми (предметными) комиссиями, согласовывается с заместителем директора по учебно-производственной работе, утверждается приказом директора техникума (Приложение 1). Количество тем должно превосходить количество студентов, обучающихся по специальности.

2.2. Темы курсовых работ должны соответствовать тематике курсовых работ в рабочих программах учебных дисциплин, профессиональных модулях.

Тема курсовой работы может быть предложена студентом при условии обоснования им ее целесообразности.

В отдельных случаях допускается выполнение курсовой работы по одной теме группой студентов с использованием практического материала разных организаций.

2.3. Тема курсовой работы может быть связана с программой производственной (профессиональной) практики студента, а для лиц, обучающихся по заочной форме - с их непосредственной работой.

2.4. Выбрав тему курсовой работы, студент пишет заявление на имя руководителя курсовой работы с просьбой утвердить тему и план курсовой работы (Приложение 2). Руководитель курсовой работы на заявлении пишет слово «Утверждаю», ставит личную подпись, расшифровку подписи и дату утверждения. Впоследствии это заявление подшивается к курсовой работе (в начале).

2.5. Темы курсовых работ, руководители курсовых работ закрепляются за студентами приказом директора техникума.

ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

3.1. По содержанию курсовая работа носит практический и аналитический характер. По объему курсовая работа должна быть не менее 30 страниц.

3.2. По структуре курсовая работа состоит из:

­ введения, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируются цели и задачи работы;

­ основной части, которая состоит из двух разделов, каждый из которых разбит на 3 параграфа;

­ в первом разделе содержатся теоретические основы разрабатываемой темы;

­ вторым разделом является практическая: часть, которая представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.;

­ заключения, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;

­ списка использованных источников;

­ приложений.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

4.1. Студент разрабатывает и оформляет курсовую работу в соответствии с требованиями ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы организационно-распорядительной документации» (в действующей редакции), ГОСТ 7.1.-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (в действующей редакции).

4.2. Текст работы должен быть выполнен печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным. Используется 14 шрифт (Times New Roman). Межстрочный интервал-1,5. Абзацный отступ должен быть одинаков и равен 1,25. При этом, должны соблюдаться следующие размеры полей: левое поле – 3 см, правое поле – 1,5 см, верхнее и нижнее - 2 см.

Первой страницей считается титульный лист (Приложение 3), второй страницей – содержание (Приложение 4).

Нумерация страниц начинается со страницы 3 (Введение) внизу по центру без точек и тире арабскими цифрами.

Изложение материала должно быть четким, логичным, без стилистических и орфографических ошибок. Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм, и другие собственные имена в тексте работы приводятся на языке оригинала.

В работе не допускаются сокращения слов, кроме общепринятых, например единицы измерения – тысячи рублей, сокращаются как «тыс.руб.». Переносы слов в заголовках и по тексту работы не допускаются.

Каждый раздел работы, кроме введения и заключения, нумеруется в соответствии с пунктом содержания и каждая глава начинается с новой страницы. Слова «глава», «раздел», «параграф» не указываются.

Заголовки разделов следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными жирными буквами, не подчеркивая без абзацного отступа. Заголовки подразделов следует начинать без абзацного отступа и печатать строчными жирными буквами, первая буква - прописная, не подчеркивая, без точки в конце. Пример оформления разделов и подразделов приведен в приложении 5.

Каждый раздел (глава) начинается с нового листа (страницы). Расстояние между разделом (глава) и подразделом (параграф) и текстом отделяется одним интервалом (полуторным).

Разделы (главы) должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами. Подразделы нумеруются арабскими цифрами в пределах раздела (в конце номера точка ставится), например: 2.1. - первый подраздел второго раздела.

Формулы в работе (если их более одной) нумеруют арабскими цифрами в пределах раздела, подраздела, нумерация сквозная в пределах главы, параграфа. Номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы в указанном разделе, которые разделены точкой. Номер указывают с правой стороны листа на уровне формулы в круглых скобках, например: (3.2.2.)- вторая формула третьего раздела, второго подраздела.

Оформление формул:

Алгоритм расчета пенсий в 2013 и 2014 г. осуществлялся:

П = ПК / Т + Б (3.2.2.)

где:

П – месячный размер назначаемой пенсии (официально ее называют страховой частью пенсии);

ПК – пенсионный капитал, «заработанный» человеком за период его трудовой деятельности (формируется из отчислений с заработной платы и зависит от ее размера);

Т – срок дожития (в 2013 и 2014 г.г. Т = 228 месяцам – 19 лет) – устанавливается и утверждается решениями Правительства;

Б – фиксированный базовый размер пенсии (с 01.04.2014 г. Б = 3910 рублей 34 коп) – ежегодно корректируется, устанавливается и утверждается решениями Правительства..

Рисунки, иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) располагают непосредственно после текста.

Иллюстрации могут быть выполнены в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в разделах и подразделов.

По тексту ссылка на рисунок оформляется следующим образом:

Основные составляющие товарооборота представлены рисунком 1.1.1.

Или

Далее приведем основные составляющие товарооборота (рис.1.1.1.).

Первая цифра обозначает номер раздела, вторая – номер подраздела, третья - номер рисунка. В конце названия рисунка точка не ставится.

Наименование рисунка располагают посередине строки, например:

организация разработки тематики курсовых работ - student2.ru

Рис. 1.1.1. Денежные заработки работников за 1998-2000 гг [13]

организация разработки тематики курсовых работ - student2.ru

Рис. 1.1.2. Российская модель пенсионной реформы

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Размещение таблиц зависит от их объема. Большие таблицы могут быть вынесены в приложение. Таблицы оформляются 12 шрифтом, интервал 1,0. Таблицы нумеруются в соответствии с разделом, подразделом, например, если таблица находится во второй главе, в первом параграфе и первая, то она нумеруется: Таблица 2.1.1., вторая таблица 2.1.2. По тексту ссылка на таблицу (табл. 2.1.1.) или в таблице 2.1.1. приведены изменения величины и структуры денежных расходов домохозяйств Пермской области в 2000-2003 годы. Название таблицы содержит ее наименование, название организации и период, за который проводится анализ, выравнивание по центру без абзаца.

Таблица 2.1.1.

Расходы в семейных бюджетах 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г.
Всего, млн. руб. 69743,0 97804,9 126322,3 157336,3
Темп роста в % к предшествующему году 141,0 140,2 129,2 124,6
Покупка товаров и оплата услуг, млн. руб. 51745,5 70113,2 89362,1 109443,8

Если таблица не помещается на страницу, то она переносится на следующую страницу, при этом необходимо выбрать функцию «Разбить таблицу» и оформить следующим образом:

Продолжение таблицы 2.1.1.

Удельный вес в денежных доходах, в % 62,6 63,1 63,8 64,1
Тем роста в % к предшествующему году 131,9 135,5 172,2 122,5

Окончание таблицы 2.1.1

Прирост вкладов, облигаций и др. ценных бумаг, млн. руб. 9341,7 17072,3 23924,1 32124,6
удельный вес в денежных доходах, % 11,3 17,5 18,9 18,8
темп роста в % к предшествующему году 226,0 182,8 140,1 134,3

Колонку «Номер по порядку» можно не использовать, если нет ссылок на расчеты с применением строк таблицы.

Основные правила цитирования:

Цитата - точная, буквальная выдержка из какого- либо текста. Цитаты должны применяться тактично, по принципиальным вопросам и положениям. Не рекомендуется слишком обильное цитирование (употребление двух и более цитат подряд). При цитировании нужно соблюдать точное соответствие цитаты источнику. Допустимы лишь следующие отклонения: могут быть пропущены отдельные слова, словосочетания, фразы в цитате при условии, что, во-первых, мысль автора не будет искажена пропуском, во-вторых, этот пропуск будет обозначен многоточием. Цитаты, точно соответствующие источнику, обязательно берутся в кавычки. На каждую цитату, оформленную в кавычках или без них, а также любое заимствование из чужой работы (таблица, схемы и т.п.) должна быть дана библиографическая ссылка.

Ссылки на источники в тексте курсовой работы осуществляются путем приведения номера в соответствии со списком использованных источников. Номер источника по списку заключается в квадратные скобки. Отсылка оформляется следующим образом:

1. Статья 1 Закона о социальной защите инвалидов [13]содержит понятие "инвалид" - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящие к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

2. Исследования Международной организации труда (МОТ) показывают, что для обеспечения достойного уровня жизни после прекращения трудовой деятельности последующие доходы пенсионера должны составлять не менее 60% от получаемой им зарплаты. [2];

Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Например: "[35, с.2.]" (здесь 35 — номер источника в списке использованных источников, 2 — номер страницы]

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев на церемонии открытия Президентской библиотеки имени Бориса Ельцина отметил, что "книга имеет непреходящее значение в истории человечества. Без книги невозможна передача знаний, культурных традиций, истории наших стран, народов. И наши ценности, уважение к нашей собственной истории, глубокое познание нашей духовной культуры остаются неизменной целью государства"[35, с. 2].

При использовании сведений из источника с большим количеством страниц нужно указать в том месте дипломной работы, где дается ссылка на этот источник, номера страниц, иллюстраций, рисунков, таблиц, формул, уравнений, на которые дается ссылка. Например: "[14, с.26, таблица 2]" (здесь 14 — номер источника в библиографическом списке, 26 — номер страницы, 2 — номер таблицы).

Инвалидность представляет собой медико-социальную категорию и должна
устанавливаться в тех случаях, когда состояние здоровья человека приводит к тем или
иным значительным социальным ограничениям. В этой связи вопрос о признании
гражданина инвалидом должен решаться не только врачами на основе медицинских
показаний, следует также в полной мере учитывать мнение психологов, специалистов
по социальной адаптации, профориентации и др. [14, c.26,таблица 2].

Применение чужих идей, фактов, цитат без ссылки на источник заимствования является нарушением авторского права и расценивается как плагиат, т.е. присвоение чужого авторства, выдача чужого произведения или изобретения за собственное.

Библиография оформляется в алфавитном порядке в соответствии с общепринятыми правилами. В начале библиографии оформляются нормативные документы (только действующие) по теме исследования, затем печатные издания в алфавитном порядке. Печатные издания из периодики должны быть не старше 1 года. Книги, монографии и т.д. не старше 5 лет. Количество источников не менее 20. Образец оформления списка представлен в приложении.

Приложения оформляются как продолжение работы, но они не входят в ее основной объем. Перед приложениями вкладывается лист с надписью «ПРИЛОЖЕНИЯ» (Приложение 6), который нумеруется и отражается в содержании работы. В приложениях прикладываются ксерокопии документов на одной стороне стандартного листа А 4. Нумерация в правом верхнем углу – Приложение 1, если одно приложение имеет несколько страниц, то на последующих листах пишут - Продолжение приложения 1. По тексту дается ссылка на приложения. Например: Содержание общего страхового стажа (Приложение 1).

Или

В приложении 1 представлено Содержание общего страхового стажа.

Листы курсовой работы сшиваются и вкладываются в специальную папку.

Структура курсовой работы:

Титульный лист

Заявление, утвержденное руководителем курсовой работы

Содержание

Текст работы

Список использованных источников

Приложения

Впоследствии перед титульным лист подшивается подписанная рецензия.

Введение должно содержать: обоснование выбора темы, актуальность и новизну темы, ее практическую значимость. Можно сделать критический обзор специальной литературы по теме. Введение должно заканчиваться четко сформулированной целью работы, поставленными задачами работы. Также необходимо указать объект и предмет исследования.

Основная часть должна предусматривать главы, названия и последовательность расположения которых должны отражать логику исследования темы. В них необходимо раскрыть основное содержание темы, показать степень изученности данной проблемы, ее дискуссионность, дать своё понимание рассматриваемых вопросов. При этом необходимо от общих вопросов переходить к более частным. По таким же правилам нужно структурировать содержание каждой главы. Все главы целесообразно завершить краткими выводами. Главы должны быть логически увязаны между собой и не должно быть диспропорций между объемами глав. Содержание глав должно раскрыть содержание работы.

В заключении последовательно и кратко излагаются теоретические и практические выводы и предложения по всем разделам, которые вытекают из содержания и носят обобщающий характер. Из текста заключения должно быть ясно, что цель и задачи курсовой работы полностью выполнены. Выводы должны отвечать задачам, поставленным во введение курсовой работы. Обязательно следует внести обоснованные рекомендации. Заключение завершается оценкой перспектив исследуемой проблемы в целом.

Список использованных источников:

- является частью любой учебной или научно-исследовательской работы и помещается после основного текста работы;

- позволяет автору документально подтвердить достоверность и точность приводимых в тексте заимствований (таблиц, иллюстраций, формул, цитат, фактов и документов);

- характеризует степень изученности конкретной проблемы автором;

- представляет самостоятельную ценность, так как может служить справочным аппаратом для других исследователей;

- является простейшим библиографическим пособием, поэтому каждый документ, включенный в список, должен быть описан в соответствии с требованиями ГОСТа 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание». Список использованных источников оформляется в соответствии со стандартами. Образец списка представлен в приложении 7.

Также необходимо принять во внимание требование ГОСТа Р 7.0.5-2008 «Библиографическая ссылка».

Расположение литературы в списке:

- по видам источников;

- алфавитный.

Расположение по видам источников - нормативные акты (в порядке хронологии опубликования документов):

А) Конституция;

Б) Нормативные акты федерального уровня:

- Федеральные Законы;

- Указы президента;

- Постановления Правительства;

- инструкции министерств и ведомств.

В) нормативные акты регионального уровня:

- законы законодательных органов субъектов Федерации;

- указы губернаторов краев, областей, президентов республик;

- постановления администрации краев, областей, правительств республик;

Г) нормативные акты местного уровня:

- решения органов местного самоуправления;

- корпоративные акты (внутриорганизационные, внутрифирменные).

Алфавитное расположение - по фамилиям авторов, заглавиям книг и статей, если фамилия автора не указана. Иностранные источники обычно размещают по алфавиту после перечня всех источников на языке работы. Не следует смешивать разные алфавиты.

Наши рекомендации