А. Дайте оценку полученных ликвидаторами доз облучения и тактику
РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ РАБОТЕ РАДИОАКТИВНЫМИ
ВЕЩЕСТВАМИ И ИСТОЧНИКАМИ ИОНИЗИРУЮЩЕГО ИЗЛУЧЕНИЯ
Цель занятия. Студентов знакомят с основными параметрами защиты для создания безопасных условий работы с источниками ионизирующих излучений.
Практические навыки. Студенты учатся оценивать радиационную обстановку и давать рекомендации по радиационной защите.
Нормативные документы.
СП 2.6.1.2612-10 Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ – 99/2010)
СП 2.6.1.799-99 «Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности».
Задания. В процессе изучения темы студент должен:
1) ознакомиться с методами расчета защиты от γ -излучения.
2) решить задачи по расчету защиты от γ -излучения.
Ситуационная задача
Условие. В ночь аварии на Чернобыльской АЭС наибольшие дозы облучения получили 600 чел. из числа охраны промплощадки. Эти люди подверглись сравнительно равномерному внешнему облучению всего тела. Из них у 134 чел. средняя индивидуальная доза ставила 3,4 Зв и была диагностирована острая лучевая болезнь, других ликвидаторов в первые дни после аварии средние индивидуальные дозы составили 0,56 Зв, у пилотов вертолетов - 0,26 Зв, у персонала ЧАЭС - 0,087 Зв.
Дайте оценку полученных ликвидаторами доз облучения и тактику их дальнейшего трудоустройства и лечения.
Ответьте на контрольные вопросы.
1.Как рассчитать необходимую толщину экранов из свинца из бетона для защиты персонала ЧАЭС от внешнего γ-излучения с целью обеспечения необходимых норм радиационной безопасности? Какие еще средства защиты от внешнего излучения следовало применять в данной ситуации?
2.Какие лучевые поражения (кроме лучевой болезни) могли возникнуть у людей-ликвидаторов аварии на ЧАЭС?
3.Назовите лучевые поражения, относящиеся к детерминированными и стохастическим эффектам. Объясните, в чем заключается принципиальное отличие этих двух групп заболеваний.
4. Объясните, что такое эффективная коллективная доза и как ее величина связана с вероятностью возникновения стохастических эффектов?
5. Назовите принципы измерения радиоактивности и доз излучения, а также объясните, на каких явлениях основаны эти принципы.
6. Перечислите и дайте определение доз, используемых для количественной оценки ионизирующих излучений. Назовите единицы измерения этих доз.
7. Какой термин используется в настоящее время для регламентации облучения людей в России?
8. Какие категории облучаемых лиц установлены ОСПОРБ – 99/2010?
9. Из каких величин складывается понятие «эффективная (эквивалентная) годовая доза»?
10. Дайте определение и приведите примеры радиоактивных источников в закрытом виде.
11. Назовите источники ионизирующей радиации, дающие в настоящее время (в среднем по России) наибольший вклад в полную годовую эффективную дозу населения. Укажите долю вклада каждого источника в процентах.
12. Каково значение вклада прошлых радиационных аварий в коллективную дозу облучения населения?
А. Дайте оценку полученных ликвидаторами доз облучения и тактику