Дайте гигиеническую оценку ДДУ

ВАРИАНТ 1

Этап

Ситуационная задача № 1

При обследовании больного Е. в порядке первой помощи установлено: больному 18 лет, студент, питается в студенческой столовой. Из беседы с больным выяснено, что 18 мая почувствовал сухость во рту, затруднение глотания, ухудшилось зрение (видит как в тумане). Расстройства стула не было. Объективные данные: температура тела 36,20С. Пульс 70 уд./мин., хорошего наполнения. Живот безболезнен, мягкий при надавливании. Зрачки расширены и не реагируют на свет, небольшой птоз, сухость слизистых полости рта. Голос хриплый, небольшое опускание мягкого неба.

1. Поставьте и обоснуйте диагноз заболевания.

Пищевое отравление микробной этиологии, бактериальный токсикоз, ботулизм.

2.Как подтвердить диагноз заболевания?

Отправить промывные воды желудка, кровь, мочу, консервированные продукты из студенческой столовой в лабораторию отдела гигиены питания СЭС с Сопроводительным направлением на лабораторное исследование на бак. анализ (токсины ботулизма, ботулиническую палочку)

3.Какие документы врач обязан оформить в данном случае?

Экстренное извещение о пищевом отравлении, (1экз в поликлинику, 2экз в СЭС)

Сопроводительное направление на лаб. исследование.

4.Назовите лечебные и профилактические мероприятия в данном случае.

Введение противоботулинической поливалентной сыворотки в дозе 15000 ME, повтор через 5 часов в дозе 5000 ME, контактным студентам - 2000 ME.

Контроль консервированной продукции в студенческой столовой, запрет использования консервов домашнего приготовления.

Практич. навыки

Укажите методы очистки питьевой воды и методики контроля показателей их эффективности.

Отстаивание, фильтрация (медленные и скорые фильтры), коагуляция (соли Аl и Fе образуют хлопья с солями Са или магния). Сейчас используют флокулянты - полиакриламид

Контроль – органолептические: по мутности (до 1,5 мг/л) или прозрачности воды (30 см.), окраске/цветность (), запаху , вкусу (до 2 баллов) + по окисляемости воды.

Этап

Ситуационная задача № 2

При анализе пробы речной воды, используемой населением поселка П., выявлены такие показатели: Сухой остаток - 2500 мг/л, содержание хлоридов - 420 мг/л, сульфатов - 650 мг/л, нитратов - 50 мг/л, железа - 0,5 мг/л, фтора - 0,1 мг/л, Окисляемость - 7 мг О2/л, коли-титр – 200.

Можно ли употреблять такую воду в питьевых целях?

Воду нельзя использовать для питья, т.к. показатели сухого остатка, хлоридов, сульфатов, нитратов, окисляемости, железа, коли-титра не соответствуют ГОСТу.

Какие заболевания могут возникнуть при употреблении такой воды?

У населения возможны: желче- и мочекаменная болезнь, метгемоглобинэмия новорожденных, кариес, острые кишечные заболевания.

Как улучшить качество воды?

Необходимо провести обеззараживание воды (например, хлорированием), опреснение, денитрификацию и фторирование воды. Желательна замена водоисточника в поселке на более соответствующий требованиям ГОСТа.

Типовое задание

Каким образом можно изучить динамику работоспособности у студентов и предотвратить преждевременное развитие утомления? Каковы основные причины развития раннего утомления?

Для этого применяются:

корректурная проба,

словесно-ассоциативный эксперимент,

изучение слухо-моторной и

зрительно-моторной реакции,

фотохронометраж. Причины преждевременного утомления - неоптимальные гигиенические условия работы, неправильный режим труда, негативное психо-эмоциональное состояние работающих

ВАРИАНТ 2

Этап

Ситуационная задача № 1

В районную поликлинику по месту жительства обратился рабочий химического комбината, 35 лет, с жалобами на плохое самочувствие, бессонницу, снижение памяти, чувство беспричинной тревоги и страха. Стаж работы на данном производстве 5 лет.

При обследовании выявлен астено-вегетативный синдром, ассиметричный тремор вытянутых рук, в полости рта – гингивит и стоматит, черная кайма на деснах. В крови выявлен лимфо- и моноцитоз.

1. Поставьте диагноз профессионального заюолевания.

Меркуриапизм - профессиональное отравление парами ртути. Необходил/ определить содержание ртути в моче - более 0,01-0,02 мг/л.

2. Как подтвердить диагноз проф. заболевания, какой путь воздействия вредных факторов на организм в данном случае?

Путь воздействия - ингаляционный. Нужно взять пробу воздуха на производстве и сравнит содержание ртути с ПДК - есть ли превышение ПДК

3. Какие документы необходимо оформить врачу в данном случае?

Направить «Экстренное извещение об остром профессиональном заболевании (отравлении в отдел гигиены труда СЭС.

4. Какие профилактические меры необходимы в отношении данного работника и в целом на химическом комбинате?

Работника отстранить от производства (больничный лист или госпитализация). Цех предприятия закрыть до снижения концентрации ртути до ПДК (провести демеркуриализацию, усилить вентиляцию, изменить технологию и др.).

Практич. навыки

Перечислите методы обеззараживания питьевой воды и укажите методику контроля показателей их эффективности.

Физические: кипячение, УФО, ультразвук, гамма-облучение,

химические: хлорирование,озонирование, серебрение.

Контроль - по бак. показателям (микробное число - до 100, коли-индекс - до 3, коли-титр - более 300 мл).

Этап

Ситуационная задача № 2

В классной комнате площадью 48 м2 занимаются 30 учеников. Парты расставлены в три ряда, имеют желтую маркировку. Дифференция парт составляет 1/5 роста детей, дистанция сиденья +2 см. Расстояние между рядами парт – 50 см, от парт до стены – 30 см, от первого ряда парт до доски – 2,5 м.

Дайте гигиеническую оценку классной комнаты и школьной мебели.

Гигиенические условия в классе не соответствуют требованиям по площади на 1 ученика (не

менее 1,25 м2), расстановке парт (расстояние между рядами - 70 см, до стен - 50 см), имеетсятолько 1 размер парт (желтая маркировка), должно быть не менее 3-х размеров. Парты не соответствуют антропометрическим размерам учеников - дифференция должна быть 1/7-1/8 роста, дистанция - (-4- -5 см).

Могут ли возникнуть какие - либо функциональные нарушения или заболевания у школьников в данном случае?

Возможны сколиоз, нарушения зренияТиповое задание

От населения поселка П. поступают жалобы на плохое качество воды в колодцах. Как провести предварительный анализ качества питьевой воды по органолептическим показателям и с какими целями?

Нужно исследовать запах и привкус воды (до 2-х баллов), окраску (до 20° по шкале ампул с хромато-кобальтовым раствором), прозрачность воды с помощью шрифта Снеллена (более 30 см или мутность 1,5 мг/л). Изменения органолептических показателей воды может ограничить водопотребление и являться косвенным признаком органического загрязнения воды - при этом необходимо исследовать бак. показатели воды

ВАРИАНТ 3

Этап

Ситуационная задача № 1

При обследовании больной П. в порядке первой помощи установлено: больной 30 лет, работница швейной фабрики, завтракает и ужинает дома, обедает в столовой фабрики. В этот день на работе в 12.00 почувствовала себя плохо, резко ухудшилось зрение, появилась сухость во рту, охриплый голос, затруднение глотания. Рацион питания: завтрак - овощные консервы (собственного изготовления), чай, хлеб; обед - борщ с мясом, котлеты, кофе, хлеб; ужин - каша пшенная, молоко, хлеб. Объективные данные: температура тела 360С, пульс 78 уд./мин. Зрачки неравномерно расширены, не реагируют на свет. Волос хриплый, глотание затруднено. Живот мягкий, безболезненный. Стул нормальный. Больная вялая, сознание сохранено.

1. Поставьте и обоснуйте диагноз заболевания.

Пищевое отравление микробной этиологии, бактериальный токсикоз, ботулизм

2.Как подтвердить диагноз заболевания?

0тправить промывные воды желудка, кровь, мочу, консервированные продукты собственного изготовления в лабораторию отдела гигиены питания СЭС с опроводительным направлением на лабораторное исследование на бак. анализ (токсины ботулизма, ботулиническую палочку)

3.Какие документы врач обязан оформить в данном случае?

Экстренное извещение о пищевом отравлении, Сопроводительное направление на лаб.

исследование.

4.Назначьте неотложные лечебные мероприятия. Назовите профилактические мероприятия в данном случае.

Введение противоботулинической сыворотки в дозе 15000 ME, повтор через 5 часов в дозе 5000 ME, контактным студентам - 2000 ME. Контроль консервированной продукции в студенческой столовой, запрет использования консервов домашнего приготовления

Практич. навыки

Перечислите методики изучения динамики работоспособности человека и назовите цели их применения.

Для умственного труда - корректурная проба, словесно-ассоциативный эксперимент и др., для

физического труда - динамометрия, треморометрия, фотохрономераж и др. Цель - изучение

динамики работоспособности, преждевременного утомления и его причин.

Этап

Ситуационная задача № 2

В операционном блоке больницы находится операционная на 2 стола (площадь 54м2). Вентиляция приточно-вытяжная (приток - +4, вытяжка - -5). Искусственное освещение общее - люминесцентные лампы дневного света - 200 лк. Освещенность операционного поля при включенном светильнике - 1500 лк. Температура воздуха во время операции 260С, относительная влажность 80%, содержание СО2 -0,15%, общее микробное число в воздухе до операции 1600 в м3.

Дайте гигиеническую оценку операционной.

Операционный блок не соответствует требованиям (2 стола, площадь на каждый - не менее36м2), должна преобладать приточная вентиляция (+6 - 5), общее искусственное освещениедолжно быть - 600 лк, местное - более 3000 лк, температура - 23-25 С, влажность - до 55%,содержание С02 - до 0,1%, общее микробное число в воздухе до операции - 500.

Как улучшить условия в операционной?

Нужно убрать 1 оперстол, изменить вентиляцию, улучшить освещение, кондиционирование воздуха, применить УФО лампы.

Типовое задание

В населенном пункте М. отмечена вспышка острых кишечных инфекций (ОКИ).

Как установить и доказать водный путь передачи при данной вспышке ОКИ в населенном пункте?

Признаки водное эпидемии: массовое начало, связь случаев с конкретным водоисточником,

после его закрытия - резкий спад случаев болезни, теплое время года. Доказательство влияния

водоисточника на рост ОКИ - несоответствие качества воды по бак. показателям (микробное

число, коли-индекс и коли-титр) требованиям ГОСТа.

Какие противоэпидемические мероприятия необходимо провести?

ВАРИАНТ 4

Этап

Ситуационная задача № 1

При ежегодном диспансерном обследовании в районной поликлинике у С., 36 лет, работника склада агрохимикатов сельхозпредприятия впервые выявлены жалобы на головные боли, слабость, болезненность в области печени, неустойчивый стул, тошноту.

При углубленном мед. обследовании у работника выявлен астено-вегетативный синдром, симптомы гепатита. В биохимической лаборатории больницы при исследовании крови отмечено снижение активности цитохромоксидазы на 45%, лейкопения, лимфоцитоз.

1. Поставьте диагноз профессионального заболевания. Каков путь воздействия вредных факторов на организм?

Профессиональное отравление хлорорганическими пестицидами в результате ингаляционного или перкутанного воздействия.

2. Как подтвердить диагноз профессионального заболевания?

Содержание ХОП в воздухе склада выше ПДК.

3. Какой документ обязан оформить врач в данном случае?

Направить «Экстренное извещение об остром профессиональном заболевании (отравлении) вотдел гигиены труда СЭС.

4. Какие профилактические и реабилитационные меры необходимы в отношении данного работника и склада в целом?

Работника отстранить от производства (больничный лист или госпитализация). Склад

закрыть до снижения концентрации ХОП до ПДК (провести контроль герметичности тары,

усилить вентиляцию, изменить технологию и др.).

Практич. навыки

Укажите методы исследования физического развития детей и подростков и основные требования к этим методам.

Физическое развитие – комплекс морф, функциональных признаков, определяющих рост, формирование организма ребёнка, запас его жизненных сил, выносливости и дееспособности

1Соматометрические – определении (антропометрические): рост, масса, Окр гр Кл и голов

2 Соматоскопические – описание формы скелета, позвоночника, гр Кл, ног, мускулатуры, жироотложения, состояния кожи, полового развития по критериям Таннера.

3 Физиометрические – ЖЕЛ, жкскурсия грудной клетки, мышечная сила, АД, Рs.

Требование- простые и доступные методики, исследование в одно и то же время (утром на тощак), достаточная точность измерения

Этап

Ситуационная задача № 2

После проведения анализа воды из колодца в поселке М. врач районной СЭС вынес предписание о запрещении водопользования данным колодцем. Анализ воды показал: привкус воды – 1 балл, запах – 3 балла, окраска – 200, сухой остаток – 800 мг/л, содержание хлоридов – 230 мг/л, сульфатов – 310 мг/л, нитратов – 65 мг/л, микробное число – 200, коли-индекс – 5.

Обоснуйте правомерность решения СЭС.

Запрещение водопользования правомерно из-за несоответствия воды требованиям ГОСТ позапаху, содержанию нитратов, бак. показателям.

Какие мероприятия необходимы для восстановления водопользования в поселке?

Нужно провести дезодорацию, денитрификацию, обеззараживание воды или выбрать другой водоисточник

Типовое задание

Соблюдение каких мер противорадиационной защиты мед. персонала и больных будет изучено врачами СЭС при гигиенической оценке радиологического отделения Вашей больницы?

Будут изучены принципы защиты при работе с открытым источником - дозой (40 мБЭР/нед или 2 БЭР/год), временем, расстоянием, экранами, герметизация, автоматизация.

ВАРИАНТ 5

Этап

Ситуационная задача № 1

К врачу поликлиники обратилась женщина с жалобами на то, что после кормления ребенка 6 месяцев искусственной молочной смесью у него отмечается возбуждение, судороги, рвота и понос. При обследовании у ребенка выявлен цианоз губ и пальцев.

В анализе крови выявлены повышенные показатели содержания метгемоглобина. При расспросе матери выяснилось, что для разведения молочной смеси она использовала воду из колодца во дворе дома.

1.Поставьте диагноз заболевания. Что могло явиться причиной отравления?

Пищевое отравление немикробной этиологии. Отравление нитратами.

2. Как подтвердить диагноз?

Наличие нитратов в воде колодца выше ПДК (10 мг/л)

3.Какой документ обязан оформить врач в данном случае?

Экстренное извещение о пищевом отравлении в отдел гигиены питания СЭС.

4.Какие профилактические меры необходимы в данном случае?

Запрет использования колодца, поиск другого водоисточника, при невозможности -денитрификация.

Практич. навыки

Назовите методики радиометрического контроля в радиологическом отделении больницы и защиты мед. персонала от ионизирующего изучения.

Применяются дозиметры и радиометры, в т.ч. индивидуальные. Принципы защиты персонала:

экранами, расстоянием, временем, дозой (ПДД - 2 БЭР в год или 40 мБЭР в неделю). Т.к.

источник - открытый - дополнительно меры по предотвращению попадания радионуклидов в

организм (вытяжной шкаф, вентиляция и др.)

Этап

Ситуационная задача № 2

Операционный блок больницы состоит из операционной на 2 стола (65м2) и операционной на 1 стол (40м2). Световой коэффициент 1/5, КЕО – 1%. Искусственное освещение: общее - люминесцентные лампы дневного света (освещенность 200 лк), местное - 2000 лк. Вентиляция приточно-вытяжная (+3 – 4). Содержание СО2 -0,07%, общее микробное число в воздухе до операции 1000 в м3, во время операции – 5000.

Дайте гигиеническую оценку операционного блока.

Сан. состояние неудовлетворительное (2 оперстола, недостаточны показатели естественного и

искусственного освещения, вентиляции, микроклимата, ОМЧ в воздухе в 2 раза выше нормы).

Как улучшить гигиенические условия?

Необходимо: убрать 1 оперстол, усилить вентиляцию и освещение, применить кондиционирование, УФО воздуха, санитарную обработку операционной.

Типовое задание

Какие мероприятия необходимо провести в отношении питьевой воды при неблагоприятной эпидемиологической обстановке в населенном пункте по кишечным инфекционным заболеваниям?

Необходимо провести обеззараживание воды физическими или химическими способами.

Как проконтролировать эффективность данных мероприятий?

Контроль - по бак. показателям воды (ОМЧ, коли-индекс и коли-титр).

ВАРИАНТ 6

Этап

Ситуационная задача № 1

В порядке проведения планового текущего санитарного надзора городской СЭС при обследовании условий труда в рентгеновском кабинете поликлиники установлено, что доза внешнего облучения персонала за неделю составила 150 мили БЭР, что в расчете на год дает 7,5 БЭР.

1.Дайте гигиеническую оценку условий труда в рентгеновском кабинете.

Условия неудовлетворительные, т.к. превышены ПДЦ (40 мБЭР в неделю и 2 БЭР в год)

2. Какие проф. заболевания возможны у персонала при данных условиях?

Хроническая лучевая болезнь.

3. Какие отдаленные эффекты влияния радиации могут возникнуть у персонала?

Стохастические беспороговые эффекты –

мутагенный,канцерогенный, тератогенный, эмбриотропный, иммунодепрессивный.

4. Какие меры противорадиационной защиты необходимо усилить в рентгеновском кабинете?

Принципы защиты персонала: экранами, расстоянием, временем, дозой.
Практич. навыки

Назовите методики изучения показателей уровня токсичности промышленных ядов при остром и хроническом воздействии.

Токсикодинамические показатели:

Характеризующие острую токсичность: смертельная доза (ЛД0, ЛД100 и ЛД50) – затравка животных (крысы, мыши), порог острого действия – Lim ac, или острого специфического действия – Lim ac sp, зона острого отравления – Zac = ЛД 50/Lim ac – чем меньше тем хуже

Подострую токсичность (действие 30-45 сут) коэффициент кумуляции ЛД 50 однократно/ЛД50 за 30 сут, порог подострого действия

Хроническую токсичность (от 4 мес и выше) порог хронического действия Lim ch, Lim ch sp, зона хронического действия Z ch = Lim ch/Lim ch sp

Токсикокинетические показатели: период полувыведения яда из органов, крови – Т50, и Т95

+ коэффициента кумуляции, наличия специфических и отдаленных эффектов

Этап

Ситуационная задача № 2

При анализе воды из сельского водопровода установлено:

Запах - 2 балла Окисляемость - 4 мг О2/л

Вкус - 1 балл Фтор – 0,1 мг/л

Мутность - 1 мг/л Нитраты - 50 мг/л

Сухой остаток - 1000 мг/л Микробное число - 180

Сульфаты - 500 мг/л Коли-индекс - 2

Дайте гигиеническую оценку воде,

возможно ли ее употребление в питьевых целях,

Водопотребление невозможно ввиду неудовлетворительных бак. показателей (микробное

число), низкого содержания фтора и высокого содержания нитратов

требуются ли методы улучшения качества воды (какие?)?

Необходимыобеззараживание воды, фторирование и денитрификация

К каким нарушениям здоровья может привести употребление данной воды?

Возможны острые кишечные инфекции, кариес, водно-нитратная метгемоглобинэмия новорожденных.

Типовое задание

1 Какие данные необходимы врачу при определении группы здоровья у детей и подростков?

Врачу необходимы данные о физическом развитии, частоте заболеваний ОРВИ за год, наличии хронических заболеваний (компенсированных, субкомпенсированных, декомпенсированных) и дефектах развития

Каковы критерии распределения детей по группам здоровья?

. Это и есть критерии распределения по группам здоровья. (общая, подготовительная, специализированная )

2 Каковы признаки водного пути передачи ОКИ?

Признаки водное эпидемии: резкое массовое начало, территориальная связь случаев с

конкретным водоисточником,резкое падение случаев после закрытия этого водоисточника,

теплое время года.

Как оценить эффективность обеззараживания водопроводной питьевой воды в Вашем населенном

пункте? .Оценка обеззараживания - по бак. показателям воды (ОМЧ, коли-индекс,

коли-титр)

ВАРИАНТ 7

Этап

Ситуационная задача № 1

Ребенок 3 месяцев находится на искусственном вскармливании смесью «Малыш». С целью профилактики рахита врач назначил прием витамина Д. Мать не придерживалась назначений, вместо 3 капель давала до 10 капель в день в течение 3-х месяцев. После этого мать заметила, что ребенок стал вялым, плохо ест, после кормления периодически возникает рвота, жадно пьет, несколько раз был жидкий стул. При осмотре кожные покровы бледные, чистые, тургор тканей снижен, большой родничок 1,5х1,5 см., слизистые суховаты. Патологии внутренних органов не выявлено. При лабораторном исследовании выявлено повышенное содержание солей кальция в моче.

1. Определите причину данного состояния ребенка.

Гипервитаминоз по Д.

2.Укажите суточную дозу витамина Д.

500 ME

3.Дайте необходимые рекомендации.

Прекратить прием витамина Д.

4.Как проводить в данном случае профилактику рахита?

Проводить УФО в дозе 1/6-1/8 биодозы. Биодоза УФО определяется с помощью устройства Горбачева - доза, вызывающая слабую эритему на коже через 8-20 часов после облучения.

Практич. навыки

Укажите методики диагностики и подтверждения диагноза шумовой болезни у работающих и населения.

Диагностика- путем аудиометрии (3 стадии шумовой болезни: 1) слуховая адаптация -

снижение остроты слуха на 10-15 дБ на 1-3 мин, 2) слуховое утомление - снижение на 15-20 дБ

на часы и сутки, 3) прогрессирующая тугоухость). Подтверждение диагноза - наличие на

рабочем месте шума выше ПДУ. Шумомер, виброшумомер.

Этап

Ситуационная задача № 2

Больничная палата общего профиля на 4 койки, имеет следующие размеры: длина 5 м, ширина - 4 м, высота - 3 м. В палате 1 окно 3м2. КЕО – 0,75%. Уровень шума - 25 дБ. Общее искусственное освещение - 50 лк. Вентиляция естественная (60 м3 в час), скорость движения воздуха – 0,1 м/с, концентрация СО2 составляет 0,15 %. Температура воздуха составляет 23 0С, влажность 55%.

Дайте гигиеническую оценку палате.

Палата не соответствует гигиеническим нормам по площади на 1 койку (7м2), СК в норме, КЕО

должен быть 1%, шум - до 25 дБ. Искусственное освещение в норме. Кратность вентиляции -

1,2 (норма 2-3), объем на 1 койку 15м3 (норма 20-30 м3), ПДК С02 - 0,1%. Снижена скорость

движения воздуха (норма 0,2-0,2 м\с) и повышена температура воздуха (18-22°С)

Назовите необходимые мероприятия для создания оптимального лечебно – охранительного режима в палате.

В палате нужно убрать 1 койку, снизить шум, улучшить вентиляцию и применить кондиционирование.

Типовое задание

Население предъявляет жалобы на плохие органолептические свойства водопроводной воды.

1Какие методы необходимо применить для улучшения этих показателей питьевой воды?

Методы очистки воды: отстаивание и фильтрация (медленные и скоростные фильтры) Для ускорения – коагуляция воды, флоккулянты - полиакриламид

Как проверить их эффективность?

Органолептические показатели – мутность, окраска, запах, вкус + по окисляемости воды?

ВАРИАНТ 8

Этап

Ситуационная задача № 1

Радиометрическое отделение областной СЭС проводила плановый санитарный надзор за условиями труда медицинского персонала с источниками ионизирующей радиации в лечебных учреждениях.

При расчетном определении годовой лучевой нагрузки медицинского персонала радиологического отделения областной больницы на основании показаний индивидуальных дозиметров эта нагрузка составила 5 БЭР.

1. Дайте гигиеническую оценку условий труда медперсонала радиологического отделения.

Условия труда не соответствуют ПДД (2 БЭР/год).

2. Какие проф. заболевания возможны у персонала данного отделения?

Хроническая лучевая болезнь.

3. Какие отдаленные эффекты влияния радиации могут возникнуть?

Мутагенные, канцерогенные, эмбриотропные, тератогенные, иммунодепрессивные эффекты, сокращение продолжительности жизни

4. Какие меры противорадиационной защиты необходимо усилить?

Мутагенные, канцерогенные, эмбриотропные, тератогенные, иммунодепрессивные эффекты, сокращение продолжительности жизни

Практич. навыки

Укажите методики диагностики и подтверждения диагноза пневмокониозов у работающих.

Диагностика - рентгенологически (3 стадии пневмокоппсза), подтверждение диагноза -

наличие пыли на рабочем месте выше ПДК (нетоксическая пыть - 10мг/м , пыль кремния -

1мг/м3).

Этап

Ситуационная задача № 2

В ясельной групповой комнате площадью 45 м2 находится 25 детей. При измерении микроклимата установлено: температура воздуха 18°С, относительная влажность воздуха 75%, скорость движения воздуха 0,4 м/с, эффективная температура 16°. Показатели освещенности: КЕО - 1,0%, СК – 1:7, искусственная освещенность люминесцентными лампами – 200 Лк. Кратность воздухообмена 1 раз в час. Содержание СО2 0,23%.

Дайте гигиеническую оценку групповой комнаты

Групповая комната не соответствует требованиям по площади (на 1 ребенка - 4м ),

эффективной температуре (зона комфорта 17,1-21,7°ЭТ), КЕО - 1,5%, СК -1/5-1/6,

искусственное освещение - 600 лк. Кратность вентиляции - 2-3 раза, ПДК СОг - 0,1%.

и рекомендации по оптимизации условий пребывания детей в ДДУ.

Необходимо уменьшить количество детей в комнате, привести микроклимат в зону комфорта

(кондиционирование), улучшить искусственное освещение, улучшить вентиляцию

Типовое задание

Укажите тактику врача поликлиники при обращении больного с острым профессиональным заболеванием (проф. отравлением).

Поставить предварительный диагноз на основе анамнеза и клиники, направить в отдел гигиены

труда СЭС Экстренное извещение об остром проф. заболевании, при необходимости -

госпитализировать больного. СЭС в течение 24 часов обязана провести расследование случая

острого профзаболевания (доказать наличие вредного фактора на производстве выше гигиенических нормативов)

Как предотвратить дальнейшие проф. заболевания?

и закрыть производство до снижения вредного профессионального фактора до гигиенического норматива

ВАРИАНТ 9

Этап

Ситуационная задача № 1

В порядке проведения текущего санитарного надзора при изучении условий труда в радиологической лаборатории отделом радиационной гигиены СЭС установлено, что при работе с радиоактивными изотопами доза облучения составляет 10 мили БЭР в час при 30 часовой рабочей неделе.

1. Дайте гигиеническую оценку условий труда.

.Условия труда не соответствуют ПДД (40 мБЭР/нед).

2. Какие проф. заболевания возможны у персонала лаборатории?

.Хроническая лучевая болезнь.

3. Какие отдаленные эффекты влияния радиации могут возникнуть?

.Мутагенные, канцерогенные, эмбриотропные, тератогенные, иммунодепрессивные эффекты, сокращение продолжительности жизни

4. Какие меры противорадиационной защиты необходимо усилить?

.3ащита дозой (40 мБЭР/нед или 2 БЭР/год), временем, расстоянием, экранами, герметизация, автоматизация

Практич. навыки

Укажите методику санитарной оценки загрязнения воздуха рабочей зоны при комбинированном действии промышленных ядов

В случае антагонизма - по ПДК каждого вещества. При суммации - по формуле Аврьянова -

сумма отношений концентраций веществ к их ПДК не более 1, при потенцировании - эта сумма

не более 1/К (К - коэффициент потенцирования).

Этап

Ситуационная задача № 2

В связи с повышением уровня простудных заболеваний среди школьников проведена оценка микроклимата в классе, при этом установлено: температура воздуха 16 градусов; относительная влажность 80%; скорость движения воздуха 0,4 м/с; охлаждающая способность воздуха 8,8 мкал/ см2 сек., эффективная температура - 16,70 ЭТ.

Дайте гигиеническую оценку микроклимата,

Микроклимат не соответствует требованиям по температуре, относительной влажности воздуха, повышена охлаждающая способность воздуха (5,5-7 мкал/см2/сек), эффективной температуре (зона комфорта 17,1-21,7°ЭТ)

могли ли эти условия спровоцировать простудные заболевания?

. Это могло привести к росту простудныхзаболеваний.

Как улучшить микроклимат в классе?

Необходимо кондиционирование.

Типовое задание

Укажите тактику врача поликлиники при обращении больного с хроническим профессиональным заболеванием (проф. отравлением).

Необходимо направить такого больного в отделение проф. патологии для постановки диагноза.

Врачи этого отделения направят извещение в СЭС по месту жительства или работы больного,

СЭС в течение 7 дней проведет расследование случая (наличие вредного профессионального фактора выше гигиенического норматива)

Как предотвратить дальнейшие проф. заболевания?

и при необходимости примет меры по снижению вредного фактора до нормативных значений.

ВАРИАНТ 10

Этап

Ситуационная задача № 1

Группа студентов, проживающих в общежитии, обратилась к врачу поликлиники с жалобами на общую слабость, сонливость, быструю утомляемость, кровоточивость и припухлость десен. При опросе установлено, что студенты питаются не регулярно, часто консервами, концентратами. Осмотр показал наличие отечности и кровоточивости десен.

1. Поставьте предварительный диагноз патологии.

Гиповитаминоз или авитаминоз по С.

2. Какие объективные методы исследования данных студентов Вы можете предложить?

Определение содержания витамина С в моче или крови.

3. Какими методами можно провести массовое обследование с охватом всех студентов, проживающих в общежитии?

Функциональные пробы (щипковая, воронка с отрицательным давлением) на гиповитаминоз по С.

4. Дайте рекомендации по профилактике подобных заболеваний.

Прием витамина С по 100 мг/сутки, включение в питание свежих овощей и фруктов.

Практич. навыки

Назовите методики изучения отдаленных эффектов промышленных ядов в эксперименте при нормировании этих веществ.

Наличие отдаленных эффектов (мутагенный, канцерогенный, эмбриотропный, тератогенный, иммунодепрессивный) пром. ядов устанавливается в опытах на модельных тест-системах клеток, на лабораторных животных с определением пороговых доз при хроническим действии.

2 этап

Ситуационная задача № 2

Детский сад находится в центре микрорайона. На одного ребенка приходится 20 м2 земельного участка. На участке имеются зеленые насаждения, занимающие 50% площади. В групповой комнате площадью 60м2 на 20 детей дошкольного возраста КЕО 1,5 %, световой коэффициент – 1:5, освещенность люминесцентными лампами – 200 лк. Температура воздуха – 24°С, влажность – 70%.

ВАРИАНТ 11

Этап

Ситуационная задача № 1

К врачу обратился больной Н. 63 лет, пенсионер, который страдает избыточной массой тела, имеются выраженные признаки атеросклероза коронарных сосудов, гипертония.

При опросе выявлено, что больной питается 3 раза в день, избегает жирной и острой пищи. При анализе рациона питания за день установлено: содержание белков 70г, жиров – 50г, углеводов – 400г. По витаминному и минеральному составу рацион соответствует нормам.

1. Дайте оценку адекватности питания больного согласно основным принципам рационального питания.

Калорийность питания = 70x4 + 50x9 + 400 х 4 = 2330 Ккал, что нормально для данного больного. Баланс нутриентов должен быть Б: Ж У = 1:0,8:3 (нужно снизить углеводы). Дробное питание - 6-8 раз в сутки.

2. Каковы причины избыточного веса у больного?

Избыточный вес не связан с питанием

3. К какой группе алиментарных заболеваний относится данная патология?

Вторичное алиментарное заболевание (возможно, эндокринная патология

4. Какие рекомендации по коррекции питания антисклеротической направленности необходимы в данном случае?

В питание включить метионин (творог) ПНЖК омега-6 (растительные масла) и омега-3 (жир морских рыб), антиоксидантные витамины (А.С.Е).

Практич. навыки

1 Назовите методики радиометрического контроля в рентгеновском кабинете и меры по защите медицинского персонала от ионизирующей радиации.

Применяются дозиметры и радиометры, в т.ч. индивидуальные. Принципы защиты персонала:экранами, расстоянием, временем, дозой (ПДД - 2 БЭР в год или 40 мБЭР в неделю).

Этап

Ситуационная задача № 2

При исследовании микроклимата в жилой комнате установлено, что время охлаждения кататермометра 60 сек., фактор кататермометра 600. Эффективная температура – 16,5 0 ЭТ.

Дайте оценку микроклимату.

В комнате холодно, зябко, т.к. охлаждающая способность воздуха 600:60 = 10 (норма 5,5-7 мкал /см2 сек), зона комфорта по ЭТ 17,1-21,7 .

Какие приборы были использованы для исследований?

Использованы: кататермометр, психрометр.

Как улучшить микроклимат в комнате?

Необходимо применить кондиционирование воздуха в комнате.

Типовое задание

Какие основные данные необходимы врачу при проведении медицинской оценки погоды и составлении медицинского прогноза погоды?

Необходимы данные о динамике в течение суток основных погодоформирующих факторов -

метеорологических синоптических, гелио- и геофизических и др. Чем более резкие перепады

этих факторов - тем более биотропна погода. Способы медицинской оценки погоды - по

Григорьеву, по Овчаровой, по классификации Ялт НИИ им. Сеченова, каф. общей гигиены Нац.

Мед. университета (Киев).

Для каких групп больных особенно важно иметь медицинский прогноз погоды?

Для больных хроническими заболеваниями ССС, органов дыхания, ревматизмом, артритами и др.

ВАРИАНТ 12

Этап

Ситуационная задача № 1

К врачу обратилась больная 67 лет, пенсионер, ростом 165 см и массой тела 94 кг, имеющая признаки атеросклероза мозговых и коронарных сосудов, с просьбой дать рекомендации по особенностям питания для нее.

При анализе пищевого статуса установлено, что больна

Наши рекомендации