Дайте оценку использования ТСО на уроке.

Урок в 3 классе. Учебный год кончается, чувствуется, что дети уста­ли. Но атмосфера на уроке русского языка была деловой, ребята трудились на совесть. И вдруг за окном сверкнула молния, майский ливень, бурный и короткий, на несколько минут завладел вниманием класса.

— Анна Ильинична, дождик! — ликовали, вскакивая со своих мест, ребята.

Праздник громыхнул и уплыл вместе с тучей, надо было возвра­щаться к будничному труду. Учительница смогла бы это сделать, но она поступила по-другому. Велела открыть форточки, и со двора ворвался запах свежести.

—Я вижу, как вы празднично настроились, — сказала она с улыб­кой. — Давайте не отпустим эту нечаянную радость, пусть она еще не­множко побудет с нами. Откройте тетради. Попробуем-ка мы написать маленькое сочинение «Майский дождик».

—А можно я назову «О чем шумит дождь»?

—Можно...

—Можно, — сказала учительница. — Сейчас все можно. Как думае­те, как чувствуете, так и пишите.

Как вы оцениваете такое отклонение от плана урока? Как, по-вашему, выиграл или проиграл урок от такой модернизации?

Как в подобной ситуации поступил бы, по вашему мнению, учитель, У которого вы проходили педагогическую практику? А как бы посту­пи вы?

К уроку биологии приготовлены живые и гербарные экземпляры мха, куски торфа, таблица развития «кукушкина льна», таблица низших споровых растений, банка с водой, весы, гири, лист бумаги, лупы и пр.

Учащиеся рассказывают о размножении и развитии «кукушкина льна», выясняют различия между низшими и высшими споровыми рас­тениями, определяют значение «кукушкина льна».

Учительница пишет на доске новую тему «Торфяной мох и образо­вание торфа». Ассистенты раздают куски торфа и лупы. Учащиеся срав­нивают сфагнум и «кукушкин лен» и устанавливают различия между ними. Затем ставят опыт: взвешивают сухой мох, смачивают его водой и вновь взвешивают. Выясняется, что мох впитал воды в 23 раза боль­ше, чем весил сам.

— Что же происходит в солнечные дни со сфагнумом в природных условиях? — спрашивает учительница.

— Он будет испарять воду, — отвечает ученица.

— Что произойдет с водоемом, где растет сфагнум?

— Водоем будет постепенно высыхать, а сфагнум — отмирать и па­дать на дно.

— Верно, — говорит учительница.— Сейчас мы просмотрим кино­фильм об образовании торфа, после чего вы ответите на следующие вопросы: Как быстро происходит превращение озер в болота? Какие рас­тения принимают участие в образовании торфа? Какой торф считается молодым, какой — старым? Как происходит добыча торфа в нашей стра­не? Каково значение торфа в хозяйстве страны? Вопросы записаны на доске.

— Думайте об этом во время показа фильма, — предупреждает учительница, прикрепляя лист с вопросами к доске.

Демонстрируется фильм, после чего ученики отвечают на поставлен­ные вопросы.

Отвечая на вопрос, как добывался торф в далеком прошлом и в на­стоящее время, ученица говорит: «Раньше торф добывали вручную, это очень тяжелая работа: человеку приходилось стоять в воде. Теперь до­быча торфа механизирована. Людям стало несравнимо легче работать. На торфе работают многие электростанции».

После этого дается задание на дом.

Проанализируйте урок с точки зрения применения средств обучения. Реализации каких дидактических принципов и за­дач урока они способствовали?

Познакомьтесь с несколькими приемами работы учителя.

Педагог говорит детям, что ему нужно много упражнений (задач, примеров) по языку или математике, однако составить их самон таком количестве не имеет возможности: «Будьте добры, ребята, подберите мне по два-три упражнения по языку такого образца или более интересные. А потом я буду вам же задавать их на уроках». Составленные учащимися упражнения после соответствующего подбора и попра­вок педагог будет использовать на уроках для коллективной и индиви­дуальной работы. При этом он называет имя составителя и благодарит его от всего класса за интересное упражнение.

Детям предлагают придумать тему, на которую они будут писать сочинение в классе. Предложенные формулировки записывают на дос­ке, и весь класс выбирает из них три-четыре темы, по которым пишут сочинения, рассказы, сказки.

Другой вариант. Педагог сам дает несколько формулировок тем, но тут же разъясняет: «Если кому не нравятся эти темы, пусть сам приду­мывает для себя другую».

На доске записывают несколько вариантов задач для самостоятель­ного решения. Одновременно педагог сообщает учащимся: «На моем сто­ле в пакетах лежат более сложные задачи. Кто хочет, пусть берет эти».

Возможен другой вариант этого приема. Учитель обходит класс и на выбор предлагает пакеты, в которых лежат сложные и более легкие за­дачи (задания) для самостоятельного решения.

Что общего между перечисленными здесь приемами учебной рабо­ты? Чем отличаются варианты тех же приемов?

Какие образовательные и воспитательные задачи решает учитель, используя эти приемы в своей работе?

Завершая изучение раздела о простом предложении, учительница проводит урок следующим образом.

В начале урока учащиеся придумывают примеры личного, неопре­деленно-личного, безличного, назывного предложений и подкрепляют свои ответы соответствующими правилами.

Затем выставляется для обозрения репродукция картины И. Шиш­кина «Рожь». Учащиеся рассматривают ее в течение двух минут, а за­тем трое из них кратко рассказывают о том, что на ней изображено. После этого содержание картины подробно анализируется в беседе учителя с классом (время года, описание поля, его аромат; впечатление от картины). По этому же плану учащиеся рассказывают о картине, ис­пользуя разные виды предложений. Были записаны и разобраны слова: необъятное, горизонт, справа, вдали.

Домашнее задание: написать сочинение о картине «Рожь» с исполь­зованием разных видов предложений.

Наши рекомендации