Тема 2. Понятие «биоэтики» в концепции В.Р. Поттера и его эволюция в современной медицине. Возникновение этики. Этика как наука о добре и зле, о морали. Значение этики.
Теоретические вопросы к семинарскому занятию
1. Понятие «биоэтики» в концепции В.Р.Поттера и его эволюция в современной медицине.
2. Исторические аспекты формирования биомедицинской этики
2. История возникновения биоэтики.
3. Этика как наука о добре и зле, о морали.
Добро и зло как этические категории.
Ключевые понятия: этика, биоэтика, медицинская этика, профессиональная этика, биомедицинская этика, зло, добро, мораль.
Темы докладов:
1. Проблемы медицинской этики в произведениях В.В. Вересаева
2. В.Р.Поттер и эволюция его концепции в современной медицине.
3. Добро и зло как основные понятия морального сознания.
Темы рефератов:
1. Возникновение этики и основные этапы ее исторического развития
2. Биоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией
3. Возникновение и развитие этики.
4. Место добра и зла в категориях этики
.
Вопросы для самоконтроля:
1. Кем и в каком году введен термин «биоэтика»?
2. Категории добро и зло: в чем отличие?
3. Является ли Зло родовым понятием по отношению ко всем нравственно негативным явлениям - обману, подлости, жестокости?
4. Действительно ли выражение «действовать в морали» означает - выбирать между добром и злом?
5. Какие же теории соотношения добра и зла существовали ?
6. В чем заключается соотношение добра и зла?
Тесты:
1. Соотношение добра и зла заключается в том, что:
1) 1). добро самодостаточно и самозначимо
2) 2). добро существует независимо и отдельно от зла
3) 3). зло самодостаточно
4) 4). зло есть отсутствие добра
5) 5). добро и зло одно и то же
6) 6). добро и зло имеют взаимную обусловленность
2. Ценность человеческой жизни в биомедицинской этике определяется:
1) 1). возрастом (количество прожитых лет)
2) 2). психической и физической полноценностью
3) 3). расовой и национальной принадлежностью
4) 4). финансовой состоятельностью
5) 5). уникальностью и неповторимостью личности.
3. Добро это все перечисленное, кроме:
1) умение и готовность помочь ближнему
2) благо, которое ценно и значимо само по себе
3) индивидуальное здоровье
4) то, что противоположно злу
5) абсолютная воля
6) недостижимый идеал
7) имущество и достаток
8) то, что приносит пользу
9) знание о сущности и существовании добра.
4. Зло - это то, что перечислено, кроме:
1) того, что отдаляет от идеала нравственного совершенства,библейских заповедей, Бога
2) смерть
3) преступление и беззаконие
4) что вредно для человеческой жизни
5) нарушение божественного порядка
6) связанно с пороком и нравственным растлением
7) что ведет к несчастию и бедствиям
8) что может приносить прибыль и выгоду.
5. Укажите в каком году американским биологом В. Поттером был введен термин “биоэтика”:
1) 1969
2) 1929
3) 1879
6. В.Поттер определил биоэтику как:
1) соединение биологических знаний и человеческих ценностей
2) совокупность наук о живой природе, раскрывающих процессы на различных уровнях живой природы, с целью их использования в медицине
3) наука, изучающая противоречия между интересами людей в области здоровья и достижениями биологии, медицины, которые могут прямо или опосредованно нанести ущерб здоровью и качеству жизни, с целью выработки морально-нравственных норм, обеспечивающих здоровье человека и общества.
7. Биоэтика – это:
1) современная медицинская этика
2) этическая экспертиза биологических наук
3) философия и наука выживаемости
4) соединение биологических знаний с человеческими ценностями.
8. К форме социальной регуляции медицинской деятельности не относится:
1) этика
2) мораль
3) этикет
4) право
5) искусство
9. Склонность к добру и способность стойко переносить тяготы и лишения повседневной жизни
1) часть философии
2) отклассифицированные культурой нравы
3) культурно-исторический феномен, заключающийся в способности человека оказывать помощь другому человеку.
10. Мораль – это:
1) отклассифицированные культурой по критерию “добро-зло” отношения и нравы людей
2) совокупность научных фактов
3) философское учение
4) строгое соблюдение законов и конституции
5) форма «коллективного бессознательного», которая указывает на должное
6) игра ума
7) 7. область научного знания, касающаяся всеобщих законов развития общества
Обязательная литература:
1. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю. М. Хрусталев. - Москва: ГЭОТАР - Медиа , 2015.-400 с.
2. Биоэтика: учебное пособие / В.В. Сергеев [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 240 с.
Дополнительная литература:
1. Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика. М., 2006.
2. Петров В., Седова Н., Практическая биоэтика. Этические комитеты в России. М., Триумф, 2002.
3. Планирование и проведение клинических исследований лекарственных средств. Под ред. проф. Ю. Б. Белоусова. М, 20004.
4. Биомедицинская этика (под ред. В. И. Покровского и Ю.М.Лопухина). М., «Медицина», 2002.Вересаев В. В. Записки врача. Собр. Сочинений в 4 томах. Т. 1, М. «Правда», 1995.
5..Гуго Глазер. Драматическая медицина, М. «Молодая гвардия», 1962.
6.Хрусталёв Ю.М. Введение в биомедицинскую этику. М., «Академия». 2010.