Тема 2. Понятие «биоэтики» в концепции В.Р. Поттера и его эволюция в современной медицине. Возникновение этики. Этика как наука о добре и зле, о морали. Значение этики.

Теоретические вопросы к семинарскому занятию

1. Понятие «биоэтики» в концепции В.Р.Поттера и его эволюция в современной медицине.

2. Исторические аспекты формирования биомедицинской этики

2. История возникновения биоэтики.

3. Этика как наука о добре и зле, о морали.

Добро и зло как этические категории.

Ключевые понятия: этика, биоэтика, медицинская этика, профессиональная этика, биомедицинская этика, зло, добро, мораль.

Темы докладов:

1. Проблемы медицинской этики в произведениях В.В. Вересаева

2. В.Р.Поттер и эволюция его концепции в современной медицине.

3. Добро и зло как основные понятия морального сознания.

Темы рефератов:

1. Возникновение этики и основные этапы ее исторического развития

2. Биоэтика: проблема взаимоотношения с биологией, философией

3. Возникновение и развитие этики.

4. Место добра и зла в категориях этики

.

Вопросы для самоконтроля:

1. Кем и в каком году введен термин «биоэтика»?

2. Категории добро и зло: в чем отличие?

3. Является ли Зло родовым понятием по отношению ко всем нравственно негативным явлениям - обману, подлости, жестокости?

4. Действительно ли выражение «действовать в морали» означает - выбирать между добром и злом?

5. Какие же теории соотношения добра и зла существовали ?

6. В чем заключается соотношение добра и зла?

Тесты:

1. Соотношение добра и зла заключается в том, что:

1) 1). добро самодостаточно и самозначимо

2) 2). добро существует независимо и отдельно от зла

3) 3). зло самодостаточно

4) 4). зло есть отсутствие добра

5) 5). добро и зло одно и то же

6) 6). добро и зло имеют взаимную обусловленность

2. Ценность человеческой жизни в биомедицинской этике определяется:

1) 1). возрастом (количество прожитых лет)

2) 2). психической и физической полноценностью

3) 3). расовой и национальной принадлежностью

4) 4). финансовой состоятельностью

5) 5). уникальностью и неповторимостью личности.

3. Добро это все перечисленное, кроме:

1) умение и готовность помочь ближнему

2) благо, которое ценно и значимо само по себе

3) индивидуальное здоровье

4) то, что противоположно злу

5) абсолютная воля

6) недостижимый идеал

7) имущество и достаток

8) то, что приносит пользу

9) знание о сущности и существовании добра.

4. Зло - это то, что перечислено, кроме:

1) того, что отдаляет от идеала нравственного совершенства,библейских заповедей, Бога

2) смерть

3) преступление и беззаконие

4) что вредно для человеческой жизни

5) нарушение божественного порядка

6) связанно с пороком и нравственным растлением

7) что ведет к несчастию и бедствиям

8) что может приносить прибыль и выгоду.

5. Укажите в каком году американским биологом В. Поттером был введен термин “биоэтика”:

1) 1969

2) 1929

3) 1879

6. В.Поттер определил биоэтику как:

1) соединение биологических знаний и человеческих ценностей

2) совокупность наук о живой природе, раскрывающих процессы на различных уровнях живой природы, с целью их использования в медицине

3) наука, изучающая противоречия между интересами людей в области здоровья и достижениями биологии, медицины, которые могут прямо или опосредованно нанести ущерб здоровью и качеству жизни, с целью выработки морально-нравственных норм, обеспечивающих здоровье человека и общества.

7. Биоэтика – это:

1) современная медицинская этика

2) этическая экспертиза биологических наук

3) философия и наука выживаемости

4) соединение биологических знаний с человеческими ценностями.

8. К форме социальной регуляции медицинской деятельности не относится:

1) этика

2) мораль

3) этикет

4) право

5) искусство

9. Склонность к добру и способность стойко переносить тяготы и лишения повседневной жизни

1) часть философии

2) отклассифицированные культурой нравы

3) культурно-исторический феномен, заключающийся в способности человека оказывать помощь другому человеку.

10. Мораль – это:

1) отклассифицированные культурой по критерию “добро-зло” отношения и нравы людей

2) совокупность научных фактов

3) философское учение

4) строгое соблюдение законов и конституции

5) форма «коллективного бессознательного», которая указывает на должное

6) игра ума

7) 7. область научного знания, касающаяся всеобщих законов развития общества

Обязательная литература:

1. Хрусталев Ю.М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья: учебник / Ю. М. Хрусталев. - Москва: ГЭОТАР - Медиа , 2015.-400 с.

2. Биоэтика: учебное пособие / В.В. Сергеев [и др.]. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 240 с.

Дополнительная литература:

1. Лопатин П.В., Карташова О.В. Биоэтика. М., 2006.

2. Петров В., Седова Н., Практическая биоэтика. Этические комитеты в России. М., Триумф, 2002.

3. Планирование и проведение клинических исследований лекарственных средств. Под ред. проф. Ю. Б. Белоусова. М, 20004.

4. Биомедицинская этика (под ред. В. И. Покровского и Ю.М.Лопухина). М., «Медицина», 2002.Вересаев В. В. Записки врача. Собр. Сочинений в 4 томах. Т. 1, М. «Правда», 1995.

5..Гуго Глазер. Драматическая медицина, М. «Молодая гвардия», 1962.

6.Хрусталёв Ю.М. Введение в биомедицинскую этику. М., «Академия». 2010.

Наши рекомендации