Хронокарта практического занятия — 180 мин.

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Новосибирский государственный медицинский университет

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

(ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)

Факультет:лечебный

Кафедра:акушерства и гинекологии

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой, д.м.н. профессор

О.Г.Пекарев__________

«___» _________ 2010 г.

Методические указания для работы студента на практическом занятии по теме:

«Тазовые предлежания плода»

Дисциплина: ОПД Ф. 17 «Акушерство и гинекология»»

По специальности: 060101 «Лечебное дело»

Форма обучения очная

Разработчики: доценты: Н.М.Ким, В.В.Кузьмина, З.Б.Хаятова.

Рассмотрено на заседании кафедры от 26.09. 2010,

№ протокола__2_____

АКТУАЛЬНОСТЬ:роды в тазовом предлежании считаются пограничными между физиологическими и патологическими. Современные подходы к перинатальному акушерству требуют бережного родоразрешения, гаран-тирующего по возможности рождение здорового ребенка. В связи с этим методы родоразрешения склоняются в пользу операции кесарева сечения. Вместе с этим определенный процент родов проводится через естественные родовые пути, что требует знания методов родоразрешений и методики оказания пособий при различных видах тазовых предлежений.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить классификацию этиологию, патогенез, клинику, диагностику и принципы родоразрешения при различных видах тазовых предлежаний плода. Освоить методику оказания пособий по Цовьянову и классического ручного пособия. Изучить систему профилактики осложнений с позиций перинатального акушерства, профилактику травматизма плод

ДЕОНТОЛОГИЯ:обучить студента четко и правильно оценить акушерскую ситуацию, донести все возможные осложнения роженице в бережной для нее форме.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:практическое занятие.

МЕСТО ЗАНЯТИЯ:родовый блок, отделение патологии беременных, учебная комната, методический кабинет.

Входные компетенции:знание нормальной анатомии костного таза, размеров головки плода, плоскостей костного таза.

По окончании изучения темы студенты должны:

Знать: основные моменты биомеханизма родов в тазовом предлежании. Методику оказания пособий при рождении плода в различных видах тазовых предлежаний – пособие по Цовьянову, классическое ручное пособие.

Уметь:определить положение, предлежание, позицию, вид по данным наружного и влагалищного исследований. Составить план ведения родов в зависимости от вида тазового предлежания.

Быть ознакомленными и иметь представление о:

· сущности биомеханизма родов в процессе продвижения плода по родовому каналу при тазовых предлежаниях. ;

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:практическое занятие

План проведения занятия

1. Вступительное слово преподавателя, введение, актуальность темы - 10 мин

2. Организационные указания преподавателя по проведению занятия - 5 мин

3. Тестовый контроль исходного уровня знаний– 20 мин

4. Разбор преподавателем темы занятия - 90 мин

5. Итоговый тестовый контроль – 20 мин

6. Самостоятельная работа - 30 мин

7. Заключительное слово преподавателя - 5 мин

Итого: 180 мин

Перерыв в течение занятия – 30 мин.

9.30. – 10.15. – Учебная комната. Контроль знаний студентов.

10.15. – 10.25. – Перерыв.

10.25. – 12.00. – Разбор теоретического материала

12.00. – 12.10. Перерыв..

12.10. – 12.30. - Отделение патологии беременных

12.30. – 12.40. - Учебная комната. Заключительный контроль знаний.

Хронокарта практического занятия — 180 мин.

Знакомство с целью занятия. Оценка исходного уровня знаний студентов Учебная комната 20 мин.
Работа в родовом блоке. Сбор акушерского анамнеза. Обследование беременной, роженицы. Оформление истории родов. Диагноз. Составление плана родоразрешения при тазовом предлежании. Родовой зал 90 мин.
Работа на фантоме. Родовой зал, учебная комната 30 мин.
Подведение итогов занятий. Решение ситуационных задач. Учебная комната 30 мин.
Домашнее задание Учебная комната 10 мин.

Методический материал

В процессе подготовки к занятию студенту следует обратить внимание на следующие вопросы:

1. Знать классификацию тазовых предлежаний.

2.Знать основные и вспомогательные и дополнительные методы исследо-вания, позволяющие диагностировать тазовое предлежание плода и его вид.

3. Знать особенности течения и возможные осложнения беременности при тазовых предлежаниях плода.

4. Знать биомеханизм родов при тазовых предлежаниях плода.

5. Знать и уметь воспроизвести на фантоме технику оказания пособия по Цовьянову.

6. Знать и уметь воспроизвести на фантоме технику оказания классического ручного пособия.

7. Знать технику выведения последующей головки по Мориссо-Левре-Лашапель и по Файт-Смелли.

8. Иметь представление об осложнениях в ходе родов и оказания пособий.

9. Знать показания и условия для проведения операции экстракции плода за тазовый конец.

10. Знать сущность определения «неправильные положения плода», их виды.

11. Знать ход операции наружного и комбинированного наружно-внутреннего поворота плода.

12. Знать показания, условия и ход операции экстракции плода за ножку и тазовый конец. .

Контрольные вопросы по теме «Тазовые предлежания».

1. Какова современная классификация тазовых предлежаний.

2. Каковы методы диагностики тазовых предлежаний.

3. Каковы показания и сроки госпитализации при тазовых предлежаниях.

4. В чем заключаются основные моменты биомеханизма родов в тазових предлежаниях.

5. Каковы особенности ведения 1 периода родов.

6. В чем заключаются пособия по Цовьянову и классическое ручное пособие.

7. Каковы методы выведения последующей головки по методам Мориссо-Левре-Лашапель и по Файт-Смелли.

8. Каковы современные подходы к методам родоразрешения при различных видах тазовых предлежаний.

9. Каковы показания и условия к повороту плода на ножку и экстракции его за тазовый конец.

10. Каковы этапы операции экстракции плода за тазовый конец.

Литература:

Основная

1. Акушерство: Учебник для студентов мед. вузов под ред. Савельевой Г.М. М. Медицина, 2000, стр. 115-170.

2. Малиновский М.С. Оперативное акушерство. – М. 1974, стр. 43-55.

3. Руководство к практическим занятиям по акушерству,: учебное пособие для студентов мед. вузов /ред. В.Е.Радзинский. – М, ГЭОТАР. Медиа, 2007. – 656 с.

4.

Дополнительная

5. Акушерство: курс лекций: учебное пособие для студентов мед вузов/ ред. А.Н.Стрижаков, А.И.Давыдов, М: ГЭОТАР Медиа, 2009, 456 с.

6. Акушерство и гинекология. 2006: клиническое руководство для системы послевуз. проф. образования врачей/ ред В.И.Кулаков. Вып.2. -560 с.

7. Акушерство и гинекология. 2006: клиническое руководство для системы послевуз. проф. образования врачей/ ред В.И.Кулаков. Вып.2. -512 с.

8. Акушерство: национальное руководство /ред. Э.К.Айламазян и др.. –М. ГЭОТАР – Медиа, 2007. -1200 с.

Наши рекомендации