Хронокарта практического занятия — 180 мин.
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Новосибирский государственный медицинский университет
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
(ГОУ ВПО НГМУ Росздрава)
Факультет:лечебный
Кафедра:акушерства и гинекологии
УТВЕРЖДАЮ
Зав. кафедрой, д.м.н. профессор
О.Г.Пекарев__________
«___» _________ 2010 г.
Методические указания для работы студента на практическом занятии по теме:
«Тазовые предлежания плода»
Дисциплина: ОПД Ф. 17 «Акушерство и гинекология»»
По специальности: 060101 «Лечебное дело»
Форма обучения очная
Разработчики: доценты: Н.М.Ким, В.В.Кузьмина, З.Б.Хаятова.
Рассмотрено на заседании кафедры от 26.09. 2010,
№ протокола__2_____
АКТУАЛЬНОСТЬ:роды в тазовом предлежании считаются пограничными между физиологическими и патологическими. Современные подходы к перинатальному акушерству требуют бережного родоразрешения, гаран-тирующего по возможности рождение здорового ребенка. В связи с этим методы родоразрешения склоняются в пользу операции кесарева сечения. Вместе с этим определенный процент родов проводится через естественные родовые пути, что требует знания методов родоразрешений и методики оказания пособий при различных видах тазовых предлежений.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Изучить классификацию этиологию, патогенез, клинику, диагностику и принципы родоразрешения при различных видах тазовых предлежаний плода. Освоить методику оказания пособий по Цовьянову и классического ручного пособия. Изучить систему профилактики осложнений с позиций перинатального акушерства, профилактику травматизма плод
ДЕОНТОЛОГИЯ:обучить студента четко и правильно оценить акушерскую ситуацию, донести все возможные осложнения роженице в бережной для нее форме.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:практическое занятие.
МЕСТО ЗАНЯТИЯ:родовый блок, отделение патологии беременных, учебная комната, методический кабинет.
Входные компетенции:знание нормальной анатомии костного таза, размеров головки плода, плоскостей костного таза.
По окончании изучения темы студенты должны:
Знать: основные моменты биомеханизма родов в тазовом предлежании. Методику оказания пособий при рождении плода в различных видах тазовых предлежаний – пособие по Цовьянову, классическое ручное пособие.
Уметь:определить положение, предлежание, позицию, вид по данным наружного и влагалищного исследований. Составить план ведения родов в зависимости от вида тазового предлежания.
Быть ознакомленными и иметь представление о:
· сущности биомеханизма родов в процессе продвижения плода по родовому каналу при тазовых предлежаниях. ;
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ:практическое занятие
План проведения занятия
1. Вступительное слово преподавателя, введение, актуальность темы - 10 мин
2. Организационные указания преподавателя по проведению занятия - 5 мин
3. Тестовый контроль исходного уровня знаний– 20 мин
4. Разбор преподавателем темы занятия - 90 мин
5. Итоговый тестовый контроль – 20 мин
6. Самостоятельная работа - 30 мин
7. Заключительное слово преподавателя - 5 мин
Итого: 180 мин
Перерыв в течение занятия – 30 мин.
9.30. – 10.15. – Учебная комната. Контроль знаний студентов.
10.15. – 10.25. – Перерыв.
10.25. – 12.00. – Разбор теоретического материала
12.00. – 12.10. Перерыв..
12.10. – 12.30. - Отделение патологии беременных
12.30. – 12.40. - Учебная комната. Заключительный контроль знаний.
Хронокарта практического занятия — 180 мин.
Знакомство с целью занятия. Оценка исходного уровня знаний студентов | Учебная комната | 20 мин. | |
Работа в родовом блоке. Сбор акушерского анамнеза. Обследование беременной, роженицы. Оформление истории родов. Диагноз. Составление плана родоразрешения при тазовом предлежании. | Родовой зал | 90 мин. | |
Работа на фантоме. | Родовой зал, учебная комната | 30 мин. | |
Подведение итогов занятий. Решение ситуационных задач. | Учебная комната | 30 мин. | |
Домашнее задание | Учебная комната | 10 мин. |
Методический материал
В процессе подготовки к занятию студенту следует обратить внимание на следующие вопросы:
1. Знать классификацию тазовых предлежаний.
2.Знать основные и вспомогательные и дополнительные методы исследо-вания, позволяющие диагностировать тазовое предлежание плода и его вид.
3. Знать особенности течения и возможные осложнения беременности при тазовых предлежаниях плода.
4. Знать биомеханизм родов при тазовых предлежаниях плода.
5. Знать и уметь воспроизвести на фантоме технику оказания пособия по Цовьянову.
6. Знать и уметь воспроизвести на фантоме технику оказания классического ручного пособия.
7. Знать технику выведения последующей головки по Мориссо-Левре-Лашапель и по Файт-Смелли.
8. Иметь представление об осложнениях в ходе родов и оказания пособий.
9. Знать показания и условия для проведения операции экстракции плода за тазовый конец.
10. Знать сущность определения «неправильные положения плода», их виды.
11. Знать ход операции наружного и комбинированного наружно-внутреннего поворота плода.
12. Знать показания, условия и ход операции экстракции плода за ножку и тазовый конец. .
Контрольные вопросы по теме «Тазовые предлежания».
1. Какова современная классификация тазовых предлежаний.
2. Каковы методы диагностики тазовых предлежаний.
3. Каковы показания и сроки госпитализации при тазовых предлежаниях.
4. В чем заключаются основные моменты биомеханизма родов в тазових предлежаниях.
5. Каковы особенности ведения 1 периода родов.
6. В чем заключаются пособия по Цовьянову и классическое ручное пособие.
7. Каковы методы выведения последующей головки по методам Мориссо-Левре-Лашапель и по Файт-Смелли.
8. Каковы современные подходы к методам родоразрешения при различных видах тазовых предлежаний.
9. Каковы показания и условия к повороту плода на ножку и экстракции его за тазовый конец.
10. Каковы этапы операции экстракции плода за тазовый конец.
Литература:
Основная
1. Акушерство: Учебник для студентов мед. вузов под ред. Савельевой Г.М. М. Медицина, 2000, стр. 115-170.
2. Малиновский М.С. Оперативное акушерство. – М. 1974, стр. 43-55.
3. Руководство к практическим занятиям по акушерству,: учебное пособие для студентов мед. вузов /ред. В.Е.Радзинский. – М, ГЭОТАР. Медиа, 2007. – 656 с.
4.
Дополнительная
5. Акушерство: курс лекций: учебное пособие для студентов мед вузов/ ред. А.Н.Стрижаков, А.И.Давыдов, М: ГЭОТАР Медиа, 2009, 456 с.
6. Акушерство и гинекология. 2006: клиническое руководство для системы послевуз. проф. образования врачей/ ред В.И.Кулаков. Вып.2. -560 с.
7. Акушерство и гинекология. 2006: клиническое руководство для системы послевуз. проф. образования врачей/ ред В.И.Кулаков. Вып.2. -512 с.
8. Акушерство: национальное руководство /ред. Э.К.Айламазян и др.. –М. ГЭОТАР – Медиа, 2007. -1200 с.