Хронокарта семинарского занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений Фронтальный опрос
44. Самостоятельная работа (работа в группах, парах) для усвоения изучаемой темы. Проведение деловой игры с практикумом «Личностные характеристики, влияющие на эффективность действий в ЭС: уровень личностной тревожности, интернальный локус контроля, высокий уровень нервно-психической устойчивости и психической саморегуляции, готовность к риску».  
55. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тестирование, ситуационные задачи
66. Задание на дом (на следующее занятие) Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего:    

7. Аннотация.

Так как в каждой ситуации решающее значение имеет субъект и степень проявления им активности, а любая ситуация воспринимается как стрессовая или нет именно благодаря индивидуальным характеристикам человека, то можно говорить, что поведение в кризисных ситуациях детерминировано психологическими особенностями личности. У.Томас и Ф. Знанецкий считают, что совокупность экономических, социальных, религиозных и другие ценностей личности влияют на её психическое состояние в данный момент . Исходя из этого, каждая конкретная активность личности - это решение ею определенной ситуации.

На восприятие человеком ситуации и оценки степени её трудности, экстремальности оказывают влияние также следующие факторы: степень позитивности самооценки, уверенность в себе, уровень субъективного контроля, наличие позитивного мышления, выраженность мотивации достижения успеха и другие. Поведение личности в ситуации детерминировано особенностями темперамента человека (тревожность, темп реагирования и др.) и его характера (выраженность определённых акцентуаций).

Недостаточная сформированность индивидуальных характеристик человека проявляется в экстремальных ситуациях. Существенно повышает подверженность человека опасности эмоциональная неуравновешенность, неспособность к быстрому распределению внимания и выделению главного объекта среди большой совокупности прочих объектов, недостаточная выдержка и неумеренная (чрезмерно большая либо чрезмерно малая) склонность к риску.

Индивидуальные качества, присущие людям с высокой степенью защиты от опасности, влияют и на их положение в социальной группе. Действительно, такие качества, как хорошая координация, внимание, эмоциональная уравновешенность и прочие, способствуют не только лучшей защищенности человека, но и повышают его статус. Как правило, люди обладающие ими, бывают лидерами, пользуются уважением и авторитетом в коллективе. Они способны лучше, чем другие, справляться с экстремальными ситуациями и могут позволить себе пойти на риск, когда это необходимо.

Выделяют ряд состояний, которые при влиянии на индивида формируют его специфическое поведение в опасных ситуациях. Они могут как способствовать решению сложных задач, так и мешать их успешному выполнению. Например, состояние тревоги обычно способствует более быстрому обнаружению опасности, состояние же утомления, наоборот, снижает возможности человека по обнаружению опасности и противодействию ей.

Под воздействием чрезвычайных ситуаций возникают состояния, нарушающие равновесие личности со средой. Среди них в первую очередь следует выделить утомление – комплекс физиологических сдвигов в организме, понижающих работоспособность и создающих конфликт между внешними требованиями и снизившимися возможностями человека. Для разрешения этого конфликта организм мобилизует внутренние ресурсы, переходит на более высокий энергетический уровень функционирования, что переживается в виде состояния усталости. Утомление развивается неравномерно и особенно сказывается в конце дня, недели. В периоды пика утомления частота несчастных случаев выше. Еще большую угрозу для безопасности деятельности представляет состояние переутомления. Если утомление является для человека нормальным, естественным состоянием, преодолеть которое помогает обычный отдых, то переутомление – патологическое состояние. Чтобы устранить его, требуется медицинское вмешательство.

Развитие состояния усталости в значительной мере обусловлено психологическими факторами – потребностью в работе, мотивацией, интересом. Увеличение внешней нагрузки приводит к стрессу. Стресс может возникать, когда интенсивная работа и ограничения во времени вынуждают человека предельно напрягать силы и мобилизовывать внутренние резервы. Экстремальность такой деятельности повышается из-за сильных внешних воздействий (шумы, сутолока), которые увеличивают информационную нагрузку, нарушают нормальные условия деятельности. Другие факторы, способствующие возникновению стресса, – это однородность поступающей информации, недостаток межличностных контактов, низкая двигательная активность. В таких условиях у человека появляется состояние монотонии, при котором необходимый уровень бодрствования, внимания приходится поддерживать за счет волевых усилий, что также приводит к истощению ресурсов.

Само понятие «стресс» широко применяется в физике и определяется как напряжение, давление или сила. В психологию его ввел Г. Селье. В широком смысле слова стресс определяется как неспецифический ответ организма на любое изменение условий, требующее приспособления. Г. Селье выделил три основные стадии развития стресса:

1. Аларм-стадия, или стадия тревоги. На этой стадии происходит мобилизация адаптационных ресурсов организма. Человек находится в состоянии напряженности и настороженности. Эта стадия длится от нескольких часов до двух суток и включает в себя две фазы:

• фаза «шока» – общее расстройство функций организма вследствие психического потрясения или физического повреждения;

• фаза «противотока» – мобилизация защитных реакций организма.

На этой стадии часто возникают психосоматические заболевания: гастрит, аллергия, язва, мигрень и т. п.

2. Стадия резистентности, или сопротивления. Она наступает в том случае, если стрессогенный фактор слишком силен или продолжает свое действие. На этой стадии практически исчезает тревога, повышается уровень сопротивляемости организма, осуществляется сбалансированное расходование адаптационных ресурсов. Если стрессогенный фактор является чрезвычайно сильным или действует длительно, развивается стадия истощения.

3. Стадия истощения. На этой стадии происходит утрата резистентности, истощение психических и физических ресурсов организма, вновь появляются признаки тревоги.

Помимо стадий развития стресса выделяют пять фаз адаптации при стрессе:

1. Разрушение привычного функционирования организма. На данной фазе происходит активизация адаптационных форм реагирования. Продолжительность фазы – минуты, часы. Наблюдаются стенические эмоции, повышение работоспособности.

2. Становление нового функционирования организма. Здесь происходит перестройка организма на максимально возможное реагирование в ситуации продолжающегося воздействия стресса. Снижается работоспособность, появляются болезненные состояния.

3. Неустойчивая адаптация – частичная адаптация к жизнедеятельности в новых условиях.

4. Устойчивая адаптация. Это фаза соответствует стадии резистентности.

5. Разрушение систем функционирования организма (истощение). Человеческий организм не в состоянии функционировать в новых условиях ввиду истощения его адаптационных возможностей.

Истощение адаптационных возможностей приводит к появлению негативных изменений в психике человека. Стресс по-разному воздействует на организм. Он проявляется в адаптационном синдроме как реакция организма на резкое увеличение общей внешней нагрузки. Возрастает биоэлектрическая активность мозга, усиливается частота сердцебиения, повышается давление крови, расширяются кровеносные сосуды, увеличивается содержание лейкоцитов в крови. Таким образом, в организме происходит целый ряд физиологических сдвигов, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложных и опасных действий.

Однако стресс оказывает положительное влияние на деятельность, только пока он не достиг определенного критического уровня. При превышении этого уровня развивается процесс гипермобилизации, который чреват нарушением саморегуляции и снижением результатов деятельности. Превышающий критический уровень стресс называют дистрессом. При этом задачи, которые у людей с сильной нервной системой вызывают небольшой стресс, у слабых порождают дистресс.

Стрессовое состояние может вызывать страх перед несчастным случаем или тревогу. Страх – это эмоциональная реакция на неизбежность, тревога – реакция на отрицательное событие, которое еще можно предотвратить. Реакция страха будет заключаться в направленности организма на самосохранение, реакция тревоги – на мобилизацию внутренних ресурсов с целью предупреждения возникновения нежелательного события.

Страх ведет к нарушению процессов саморегуляции и возникновению дистресса. Состояние тревоги способствует целесообразной мобилизации ресурсов организма на предупреждение отрицательных событий. Тревога – полезное состояние в деятельности, страх перед опасностью вреден для нее.

Но важно отличать временные состояния тревоги от тревожности как устойчивого свойства личности, которое является показателем ее потенциальной предрасположенности к чрезмерным эмоциональным реакциям на угрозы и трудности. У людей с устойчиво и ярко выраженным свойством тревожности тревога возникает чаще и превышает оптимальный уровень.

Вопросы по теме занятия.

1. Физиологические и психологические особенности индивида, обуславливающие реакцию в кризисной ситуации.

2. Понятие утомления.

3. Стресс. Стадии стресса.

4. Понятие дистресса.

5. Тревога и тревожность.

9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. Нетипичная реакция организма на любое предъявляемое ему требование:

1) Стресс

2) Травма

3) Страх

4) фрустрация

Правильный ответ – 1

2. Первая фаза психологической реакции на травму

1) нормального реагирования

2) резистентности

3) психологического шока

4) другой вариант

Правильный ответ – 3

3. стресс, при котором мобилизируются внутренние ресурсы организма и активизируются психические процессы

1) дистресс

2) эустресс

3) психологический

4) эмоциональный

Правильный ответ – 2

4. Стресс, ведущий к истощению внутренних резервов организма

1) дистресс

2) эустресс

3) физиологический

4) психологический

Правильный ответ – 1

5. ИсточникОМ стресса НЕ ЯВЛЯЕТСЯ

1) информационные

2) психиатрические

3) физиологические

4) психологические

Правильный ответ – 2

6. к категориям стресса НЕ ОТНОСИТСЯ

1) острый стресс

2) гладкий стресс

3) отложенный стресс

4) продолженный стресс

5) накопленный стресс

Правильный ответ – 2.

10. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

Задача 1. При взятии вас в заложники, какие правила при взаимоотношениях с похитителями вам стоит соблюдать?

Ответ: Не оказывайте агрессивного сопротивления, не делайте резких и угрожающих движений, не провоцируйте террористов на необдуманные действия. По возможности избегайте прямого визуального контакта с похитителями. С самого начала (особенно первые полчаса) выполняйте все приказы и распоряжения похитителей.

Задача 2. После захвата самолета и последующего успешного освобождения, вы подверглись допросу со стороны властей, какие возможные вопросы вам могут быт заданы?

Ответ:

1. Количество террористов и во что они одеты. Их раса, пол и другие физические характеристики.

2. Любые наблюдения, с помощью которых можно было бы определить их национальность, а также индивидуальные особенности, язык и уровень владения им. Порядок, заведенный ими на борту.

3. Расположение захватчиков и заложников. Описание оружия и взрывных устройств, заложенных на борту, а также их действия против захвата самолета спецслужбами.

11. Перечень и стандарты практических умений. Владеть теоретическими знаниями и практическими умениями для определения тех индивидуальных личностных характеристик, позволяющих индивидам успешно справляться с кризисными ситуациями или наоборот, мешающим справляться с кризисной ситуацией.

Примерная тематика НИРС по теме.

1. Физиологические особенности индивидуума и особенности реакции на ЧС .

2. Различные эмоциональные состояния и их влияние на преодоление стрессовой ситуации.

13. Рекомендованная литература по теме занятия

Обязательная:

1. Гуренкова Г.Н. Психология экстремальных ситуаций СПБ: Питер. 2010.

2. Павлова Т.А. Введение в профессию психолог: учеб. пособие. Москва: Аспект-Пресс. 2007.

3. Шмелева И.А. Введение в профессию психолог: учеб. пособие. СПб: Питер. 2007.

Дополнительная:

4. Практикум по психологии личности /сост. О.П. Елисеев СПб.: Питер, 2010.

Занятие № 6

Тема: «Характеристики личности, добровольно создающей экстремальные ситуации (люди экстремальных профессий, спортсмены экстремальных видов спорта и т.д.): индивидуальное, социальное, моральное измерения».

2.Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: В интерактивной форме, в форме деловой игры «Причины выбора экстремальных видов деятельности». Методы обучения: частично-поисковый (эвристический), исследовательский.

3. Значение темы:формирование представлений об индивидуальных особенностях лиц, выбирающих экстремальные профессии, закрепление базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

Цели обучения:

- общая: обучающийся должен обладать общекультурными компетенциямиспособностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2); профессиональными компетенциями готовностью инициировать психологические исследования: определением области прикладной психологии, предоставляющие возможности для развития исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей, выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии (ПК-2).

- учебная: знать систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления психолога; умение определять причины, обуславливающие выбор экстремальной профессиональной деятельности.

4. Место проведения семинарского занятия: учебная комната.

5. Оснащение занятия: методический стимульный материал для обучающихся, бланки для проведения тестирования.

6. Структура содержания темы.

Наши рекомендации