Хронокарта практического занятия

Кафедра психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО

СБОРНИК

МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

по дисциплине «Общая психология с практикумом»

для специальности 030401– Клиническая психология

(очная форма обучения)

Красноярск

20__

УДК

ББК

С

Сборник методических рекомендаций для преподавателя к семинарским занятиям по дисциплине «Общая психология с практикумом» для специальности 030401 – Клиническая психология (очная форма обучения) / сост. И.О. Логинова, Т.И. Сердюк, Ю.В. Живаева, Е.И. Чернова. – Красноярск: тип. КрасГМУ, 20__ – __с.

Составители: д. псх. н., доцент Логинова И.О.

асс. Сердюк Т.И.

ст. преподав. Живаева Ю.В.

преподав. Чернова Е.И.

Сборник методических рекомендаций к семинарским занятиям предназначен для преподавателя с целью организации занятий. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО 2011 г. по специальности 030401 – Клиническая психология (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины рабочей программой дисциплины (20__г.) и СТО СМК 4.2.01-11.Выпуск 3.

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).

КрасГМУ

20__г.

Содержание дисциплины

1 семестр

Тема 1. Общая характеристика психологии как науки.

Тема 2. Становление предмета психологической науки.

Тема 3. Методология исследования психологии (дискуссия).

Тема 4. Система методов психологии (Case-study).

Тема 5. Происхождение и развитие психики в филогенезе.

Тема 6. Развитие психики человека в онтогенезе (презентация подходов к периодизации).

Тема 7. Психическое как функциональный орган (дискуссия).

Тема 8. Психология деятельности (исследовательская лаборатория).

Тема 9. Человек как субъект деятельности (Case-study).

Тема 10. Общение как деятельность (тренинг общения).

Тема 11. Сознание как интегративный способ бытия человека.

Тема 12. Человек как индивид. Проблема типологии индивидуальных различий (Case-study).

Тема 13. Темперамент как интегративная характеристика индивидных свойств человека (Case-study).

Тема 14. Характер (Case-study).

Тема 15. Акцентуации характера (Case-study).

Тема 16. Способности (Case-study).

Тема 17. Психологические особенности развития личности одаренных детей (Case-study).

Тема 18. Человек как личность (Case-study).

Тема 19. Проблема биологических и социальных детерминант в развитии личности (Case-study).

Тема 20. Человек как индивидуальность (Case-study).

Тема 21. Характеристики человека как индивидуальности.

Содержание дисциплины

2 семестр

Тема 22. Психология ощущения и восприятия (Case-study).

Тема 23. Психология восприятия (Case-study).

Тема 24. Психология внимания (Case-study).

Тема 25. Свойства внимания (Case-study).

Тема 26. Психология памяти (Case-study).

Тема 27. Процессы памяти (Case-study).

Тема 28. Индивидуальные особенности памяти (Case-study).

Тема 29. Психология мышления (Case-study).

Тема 30. Классификации видов мышления (Case-study).

Тема 31. Подходы к проблеме развития мышления (Case-study).

Тема 32. Особенности творческого мышления (мозговой штурм).

Тема 33. Психология интеллекта (Case-study).

Тема 34. Психология речи (Case-study).

Тема 35. Слово как единица мышления и речи (Case-study).

Тема 36. Психология воображения (Case-study).

Тема 37. Виды воображения (Case-study).

Тема 38. Психология эмоций и чувств (Case-study).

Тема 39. Классификации эмоций и чувств (Case-study).

Тема 40. Психология воли (Case-study).

Тема 41. Роль и функции воли (Case-study).

Занятие № 1

Тема: «Общая характеристика психологии как науки».

2. Форма организации учебного процесса: семинарское занятие. Разновидность занятия: традиционное. Методы обучения: психологическая игра, частично-поисковый.

3. Значение темы: формирование представлений о психологии как науке, понимания специфичности и уникальности психологического знания, закрепление базовых предметных категорий, позволяющее включаться в профессиональное сообщество, формирование профессиональной ментальности, становление профессиональной позиции.

Цели обучения:

- общая: способность и готовность к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации. совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1). способность и готовность к владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-2).

- учебная: знать историю возникновения и развития гуманистических оснований психологической науки, природу человеческой психологии, о ее специфику, структуру, феноменологию, динамику, развитие. уметь анализировать различные теоретические и методологические позиции, формулировать на основе теоретических данных умозаключения относительно собственной позиции на природу человека. владеть навыками анализа различных теоретических и методологических позиций, навыками изучения научной литературы и официальных статистических обзоров.

4. Оснащение занятия: методические рекомендации для аудиторной работы студентов.

5. Структура содержания темы (хронокарта).

Хронокарта практического занятия

№ п/п Этапы практического занятия Продолжительность (мин) Содержание этапа и оснащенность
11. Организация занятия Проверка посещаемости и внешнего вида обучающихся
22. Формулировка темы и целей Озвучивание преподавателем темы и ее актуальности, целей занятия
33. Контроль исходного уровня знаний, умений Тестирование, индивидуальный устный или письменный опрос, фронтальный опрос.
44. Раскрытие учебно-целевых вопросов по теме занятия Изложение основных положений темы (ориентировочная основа деятельности).
55. Самостоятельная работа (работа в группах, парах) для усвоения изучаемой темы. Работа: Проведение психодиагностических исследователей
66. Итоговый контроль знаний (письменно или устно) Тесты по теме, ситуационные задачи
77. Задание на дом (на следующее занятие Учебно-методические разработки следующего занятия, и методические разработки для внеаудиторной работы по теме
Всего: 0,95 (кол-во часов в соответствии с рабочей программой)

6. Аннотация (краткое содержание темы).

При делении наук на группы по признаку предмета изучения выделяют естественные, гуманитарные и технические науки. Первые изучают природу, вторые — общество, культуру и историю, третьи связаны с изучением и созданием средств производства и орудий труда. Человек — существо социальное, и все его психические явления в значительной мере социально обусловлены, поэтому психологию принято относить к гуманитарным дисциплинам.

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисциплины, во втором — для описания поведения или психических особенностей отдельных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знакомится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Уже в раннем детстве ребенок говорит «я хочу», «я думаю», «я чувствую». Эти слова свидетельствуют о том, что маленький человек, не отдавая себе отчета в том, чем он занимается, исследует свой внутренний мир. На протяжении всей жизни каждый человек, осознанно или неосознанно, изучает себя и свои возможности. Следует отметить, что уровень познания своего внутреннего мира во многом определяет то, насколько человек может понять других людей, насколько успешно может построить с ними взаимоотношения.

Человек — это социальное существо, и он не может жить вне общества, без контактов с окружающими. В практике живого общения каждый человек постигает многие психологические законы. Так, каждый из нас уже с детства умеет «читать» по внешним проявлениям — мимике, жестам, интонации, особенностям поведения — эмоциональное состояние другого человека. Таким образом, каждый человек — своего рода психолог, поскольку в обществе невозможно жить без определенных представлений о психике людей.

Однако житейские психологические знания очень приблизительны, расплывчаты и во многом отличаются от научных знаний.
Во-первых, житейские психологические знания конкретны, привязаны к конкретным ситуациям, людям, задачам. Научная же психология стремится к обобщению, для чего используются соответствующие понятия.

Во-вторых, житейские психологические знания носят интуитивный характер. Это обусловлено способом их получения — случайным опытом и его субъективным анализом на бессознательном уровне. В отличие от этого научное познание основано на эксперименте, а полученные знания вполне рациональны и осознаваемы.

В-третьих, существуют различия в способах передачи знаний. Как правило, знания житейской психологии передаются с большим трудом, а часто эта передача просто невозможна. Как пишет Ю. Б. Гиппенрейтер, «вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов». В то же время в науке знания аккумулируются и передаются намного легче.

В-четвертых, научная психология располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Так что же такое психология как наука?

Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о душе» (psyche — «душа», logos — «понятие», «учение»). В научном употреблении термин «психология» появился впервые в XVI в. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических, явлений, т. е. таких, которые каждый человек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения. Позднее, в XVII-XIХ вв. область, изучаемая психологией, расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления. Таким образом, психология — это наука о психике и психических явлениях.

7. Самостоятельная работа по теме:

1. В представленных текстах выделить понятие психологии как отрасли науки, ее существенные характеристики. Указать, к какой отрасли психологии может быть отнесено данное определение.

2. В представленных высказываниях выделите предмет психологического исследования, соотнесите его с отраслью психологии.

3. Используя выдержки работы Л.С.Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» дайте определение общей психологии.

Вопросы по теме занятия.

1. Дайте определение психологии как науки.

2. Какие подходы, характеризующие особенности понимания психологии как науки, Вы можете выделить?

3. В чем состоит специфика научно-психологического познания?

4. Какие отрасли психологической науки Вы можете перечислить? Как они соподчинены?

5. Перечислите основные психологические категории и дайте им определение.

9. Тестовые задания по теме с эталонами ответов.

1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ?

1) группу людей.

2) индивида.

3) психические заболевания.

4) закономерность протекания всех психических процессов.

2. ПО КОНКРЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЙ ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:

1) медицинскую психологию.

2) психологию труда.

3) сравнительную психологию.

4) социальную психологию.

5) военную психологию.

6) юридическую психологию.

3. ЗАДАЧЕЙ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) разработка проблем методологии и истории психологии, теории и методов исследования наиболее общих законов возникновения, развития и бытия психических явлений.

2) систематизация научного знания психологии, формулирование наиболее общих принципов науки.

3) разработка методов исследования возникновения, развития и бытия психических процессов, состояний, свойств.

4) изучение познавательной и практической деятельности человека.

4.РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ ВЫСТУПАЮТ:

1) фактором, объединяющим категориальный аппарат в 3 группы: психические процессы, психические состояния, психические свойства (особенности личности).

2) фундаментальной основой развития всех отраслей психологической науки.

3) основой теоретической и экспериментальной психологии.

4) в виде теоретических принципов, которых придерживается психологическая наука.

5. НАИБОЛЕЕ СУЩЕСТВЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ СООТНОШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ И СПСИХОЛОГИЧЕКОЙ НАУКИ:

1) прикладная наука формирует академическую психологию.

2) академическая психология создает прикладные отрасли психологии, психологическую практику.

3) прикладные отрасли заимствуют у академической психологии объективно-научные методы.

4) академическая психология заимствует у прикладных отраслей опыт работы с клиентами.

10. Ситуационные задачи по теме с эталонами ответов.

1. Как бы Вы объяснили следующие факты житейской и научной психологии:

1) выпускники психологических факультетов отмечают, что они не отличаются от непсихологов способностью понимать других людей, умением строить, поддерживать и развивать межчеловеческие отношения.

2) медицинские психологи и психиатры утверждают, что стабильный процент среди молодых пациентов психиатрических клиник составляют студенты факультетов психологии.

3) стал хрестоматийным факт отрицательного отношения Ф.М.Достоевского и А.С.Макаренко к психологии. в то же самое время одного называют гениальным писателем-психологом, а другого – гениальным педагогом-психологом.

Наши рекомендации