История развития методики преподавания иностранных языков. Аудиолингвальный и аудиовизуальный методы обучения иностранным языкам и их критическим анализ.

Аудиолингвальный метод появился в Америке. (Чарльз Фриз, Р.Ладо 1963г). Цель: развивать устную речь, всестороннее владение языком. Предлагалось изучение языка как отражение культуры и быта народа. Изучаемый материал запомниться прочнее, если он многократно повторяется.

Ч.Фриз разработал репродуктивную и рецептивную стороны речи (понимание на слух). В качестве задачи 1-го этапа обучения ИЯ в школе Фриз выдвигает заучивание основного материала, которое позволяло бы воспроизводить его в устной форме. Единицей устного общения признавалось предложение. Основу языка по мн.Ч.Фриза и Р.Ладо сост. звуковая сторона и структуры (предложения). Структуры должны быть расположены в последовательности, отражающей трудности; отбор словаря определяется его способностью наполнять отобранные структуры.

Фриз делил слова на несколько групп: 1.слова, выполняющие в предложении грамматическую функцию; 2.слова-заменители; 3.слова с отрицательной и положительной дистрибуцией; 4.знаменательные слова

Принципы Фриза и Ладо: 1.обуч-е устной речи (чтение) предшествует письменной (письмо); 2.учащиеся должны запомнить основной набор предложений разговорного языка (заучивание наизусть диалогов); 3.структуры языка должны быть автоматизированы путём тренировочных упражнений; 4.звуковая сторона языка должна отрабатываться путём имитации и показа; 5.чтение, письмо рассматривается как графическое изображение языковых единиц и структур, которые уже известны обучаемым; 6. 85% времени нужно посвятить практике,15%-комментариям, объяснениям; 7.при отборе учебного материала следует руководствоваться его эффективностью и полезностью, а не его занимательностью. Большое место в работах Ф.и Л. отводится звуковой стороне языка, т.е. беглости речи, интонации, темпу, ритму, распределению пауз.

Методика работы со структурами по Фризу и Лазо: 1 этап: заучивание путём подражания; 2 этап: свободный выбор новой модели при её противопоставлении известной; 3 этап: практика в тренировке модели; 4 этап: свободное употребление модели.

Недостатки:1.обилие заучивания и механических упражнений при ограничении творческих упражнений; 2.недостаток ситуативных тренировочных упр-й.

Характеристика аудиовизуального метода обучения ИЯ. Аудиовизуальный метод появился во Франции (Поль Риван, Жорж Гугенейм, Петер Губерин 1963-1968). Он рассчитан на обучение взрослых примерно за 300 часов (3-4месяца). Цель: обучение устной разговорной речи: Аргументы: 1.литературный язык отличается от разговорного, задача же обучения сост.в том, чтобы включить обучаемых в повседневное общение; 2.такая направленность обучения соответствует запросам обучаемых.

Принципы АВМ:1.материал для обучения-диалоги, поскольку разговорная речь осуществляется как правило в диалогах; 2.основу обучения сост.устная речь; 3.семантизация нового языкового материала осуществляется с помощью изображения предметов, действий и контекста. Контекст был представлен с помощью диафильмов; 4.языковой материал усваивался на основе подражания с послед-м заучиванием наизусть; 5.восприятие материала предполагалось на основе целостных структур и осуществляется на слух (=АЛМ); 6.при восприятии и отработке языкового материала придавалось знач.звуковому образу языка. В конце начального курса учащимся предлагались отрывки из худ литературы, из произведений французских писателей для ознакомления с культурой страны.

Достоинства: использование диафильмов. Занятие делилось на 4 этапа: 1.презентация (введение чего-то нового, начинается с создания у учащихся направленности мысли путем показа диафильма по теме в сопровождении нескольких фраз, затем следовало восприятие фраз на слух, которое подкреплялось отдельными кадрами диафильма); 2.объяснение (преподаватель с помощью вопросов выявляет правильность восприятия звуков и структур, потом использует наглядность); 3.закрепление (каждый обучаемый повторяет предложения, глядя на кадры диафильма, а затем он проверяет себя по записи на магнитофоне (заучивание материала)); 4.активизация (комментирование диафильма без звукового сопровождения, работа над структурами, замена их отдельных элементов; обучаемые продолжают изучать структуры на лабораторных занятиях). Весь цикл заканчивается беседой в пределах изучаемой темы.

-использование звуковой техники повысило изучение языка на 30% -сопровождение диалогов ситуациями, отражающими реальную жизнь страны изучаемого языка, повысили эффективность обучения межкультурному общению. -не предусматривалось домашнего задания.

Основные отличия АВМ от АЛМ: 1.широкое использование звуковой и изобразительной наглядности; 2.в основу обучения был положен анализ живого языка.

Наши рекомендации