Задачи для самостоятельного решения. Требуется оценить достоверность разности между двумя относительными и средними величинами.
Требуется оценить достоверность разности между двумя относительными и средними величинами.
Вариант I В детской больнице А из 1600 оперированных умерло 16 больных, в детской больнице Б из 1800 оперированных умерло 24 больных.
Вариант 2 При изучении заболеваемости по обращаемости в районе Н. с численностью населения 250000 человек, по полу получены следующие данные: показатели заболеваемости у мужчин составили 504,7 на 1000 населения, у женщин — 529,4 на 1000 населения.
Вариант 3 Показатели послеоперационной летальности в двух больницах (р! и Р2), где распределение больных по видам операций было примерно одинаковым, составили
в больнице А — 2,0% (m1 = ± 0,3%)
в больнице Б — 1,5% (m2 = ± 0,2%)
Вариант 4 Частота кариеса зубов среди населения, использующего питьевую воду с пониженным содержанием фтора, составила 380 случаев на 1000 человек (m =± 10%о), в то время как пораженность кариесом зубов населения, потребляющего воду с нормальным содержанием фтора, составляет 200 случаев на 1000 населения (m = ± 15%о).
Вариант 5 Максимальное артериальное давление у студентов до сдачи экзаменов в среднем составило 127,2 мм рт. ст. (m1= ± 3,0 мм рт. ст), после сдачи экзамена 117,0 мм рт. ст. (m2= ±4,0 мм рт. ст.) Можно ли на основании этих данных считать, что действительно до сдачи экзамена у студентов отмечается некоторое повышение максимального артериального давления?
Вариант б В стационаре лечилось 40 больных с анемией. До лечения препаратами железа среднее количество гемоглобина в крови было 92,3 ± 2,2 г/л. После лечения препаратами железа среднее количество гемоглобина в крови стало 124,7 ±5,6 г/л.
Можно ли на основании этих данных считать, что действительно после лечения больных анемией препаратами железа отмечается повышение количества гемоглобина в крови?
Вариант 7 При изучении частоты пульса у детей 3-х лет двух детских садов обнаружено, что в детском саду А частота пульса в среднем составила 80,0 ± 2,0 ударов в минуту, а в детском саду Б — 78,0 ± 2,0 ударов в минуту.
Можно ли на основании этих данных говорить о большей частоте пульса у детей детского сада А?
Занятие 3 -РАЗДЕЛ 8
МЕТОДЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ
В практической и научно-практической деятельности врачи любой специальности при изучении какого-либо явления, закономерностей и особенностей его распространения в различных совокупностях используют сравнение интенсивных показателей. Это относится, например, к сравнению показателей заболеваемости населения двух районов города, или производственного травматизма среди рабочих двух цехов, или летальности в двух больницах и т.д. При этом важно не только констатировать больший или меньший уровень одного из показателей, но и выяснить причины этой разницы. И прежде всего надо иметь в виду, что нередко состав совокупностей, для которых рассчитаны сравниваемые показатели, отличаются по какому-либо признаку (пол), возрасту, профессии, стажу работы и др.), что в свою очередь, может повлиять на различие показателей. Установить это и позволяет метод стандартизации.
Метод стандартизации применяется при сравнении интенсивных показателей, рассчитанных для совокупностей (групп), отличающихся по своему составу по какому-то признаку (полу, возрасту, профессии и т.д.).
Сущность метода стандартизации состоит в том, что он позволяет устранить возможное влияние различий в составе совокупностей по какому-либо признаку на величину сравниваемых интенсивных показателей.
Это достигается путем условного уравнивания составов этих совокупностей по данному признаку и расчета при этом стандартизованных показателей.
Стандартизованные показатели — это условные величины, не дающие представления об истинном размере явления, а указывающие лишь на то, какова была бы величина сравниваемых интенсивных показателей, если бы они были бы вычислены для однородных по своему составу (по данному признаку) совокупностей.
Существуют различные способы расчета стандартизованных показателей: прямой, косвенный, обратный. Наиболее распространенным является прямой метод стандартизации.