Вопрос 4. Фонд обязательного медицинского страхования
Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в ст. 41 Конституции РФ. В представленной главе рассмотрены вопросы обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации, определены его правовые основы. Особое внимание уделено особенностям функционирования Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Определены их задачи, правовые основы деятельности и источники доходов бюджетов. Приведены основные положения Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федераций бесплатной медицинской помощи на 2008 год.
В главе также приведены показатели бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Московского областного фонда обязательного медицинского страхования за период с 2005 по 2011 г.
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения по охране здоровья. Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи.за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».
Медицинское страхование в Российской Федерации осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих про- граммам обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинскою страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицйнского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Согласно Уставу Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденному постановлением ПравитеЛь- стваРФ от 29.07.1998 № 857, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.
Основными задачами Фонда обязательного медицинского страхования являются:
17) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
18) аккумулирование финансовых средств бюджета Фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
В целях выполнения основных задач Фонд обязательного медицинского страхования осуществляет следующие функции:
— осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;
— разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
— осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств бюджета Фонда;
—выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
— осуществляет совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок;
— осуществляет в пределах своей компетенции организационно- методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
— вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
• участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
— осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Минздравсоц- развития России;
— организует в установленном порядке подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
— изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
— обеспечивает в установленном порядке организацию научно- исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
•— участвует в установленном порядке в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
— ежегодно представляет в Минздравсоцразвития России проекты федеральных законов о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период и о его исполнении за отчетный финансовый год.
Таблица 4
Показатели бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за период 2005—2011 гг. (млн руб.)
Доходы | 86 491,7 | 113 380,5 | 154 736,5 | 130 595,4 | 119313,2 | 137 958,8 | 157 923,3 |
В процентах к ВВП | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
В процентах к доходам федерального бюджета | 1,7 | 1,8 | 2,1 | 1,5 | 1,1 | 1,2 | 1,2 |
Расходы | 86 491,7 | 113 340,5 | 172423,5 | 133 022,0 | 119313,2 | 137 958,8 | 157 923,3 |
В процентах к ВВП | 0,4 | 0,4 | 0,5 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
В процентах к расходам федерального бюджета | 2,4 | 2,6 | 2,6 | 1,9 | 1,3 | 1,3 | 1,4 |
Дефицит (профицит) бюджета | 0,0 | 40,0 | -17 687,0 | -2426,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
В процентах к ВВП | 0,0 | 0,0 | 0,05 | 0,003 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Приведенные в табл. 1 данные показывают значительный рост как доходов, так и расходов (более, чем в 16 раз) Фонда обязательного медицинского страхования начиная с 2005 г. В большей степени это объясняется вступившим с 1 января 2005 г. известным законом «о монетизации льгот» (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ), на реализацию которого были заложены значительные бюджетные средства.
В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования поступают следующие доходы (ст. 146 БК): 1) налоговые доходы: — единый социальный налог;
■—доходы, распределяемые органами Казначейства России между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
Рис.8 Источники формирования доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования |
—налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
— налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
— минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
—единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
—единого сельскохозяйственного налога;
2) неналоговые доходы:
— недоимки, пени и штрафы по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
— доходы от размещения временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
— штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
— безвозмездные поступления:
—межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;
—прочие поступления.
Страховые взносы (отчисления) в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечисляются хозяйствующими субъектами и иными организациями в соответствии с установленным порядком.
Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг.
Как видно из диаграммы (рис. 25.2), для поддержания взятых государством обязательств по обязательному медицинскому страхованию граждан средств, собираемых при помощи единого социального налога и других налогов, оказывается недостаточно. Поэтому в структуре общих доходов Фонда около половины составляют субсидий и субвенции из федерального бюджета.
Расходование средств Федерального фонда обязательного Медицинского страхования осуществляется в соответствии с бюджетом Фонда, утвержденным на соответствующий финансовый год и плановый период.
Рис.9 Структура доходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2007 г. |
Рис. 10 Структура расходов Фонда обязательного медицинского страхования за 2007 г. |
Основным направлением расходов Федерального фонда являются межбюджетные трансферты бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из бюджета на следующий год не учитываются.
Каждый субъект РФ имеет не только собственный бюджет, но и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.
Бюджет субъекта РФ и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ.
В целях реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования в субъектах РФ создаются территориальные фонды обязательного медицинского страхования (см. Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, принятое постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 №4543-1).
Основными задачами Территориального фонда являются:
— обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
— обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;
— обеспечение всеобщности обязательного медицинского страхования граждан;
— достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования;
— обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Функции Территориального фонда:
— аккумулирует финансовые средства Территориального фонда на обязательное медицинское страхование граждан;
— осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии, заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда;
— осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
—выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;
-— предоставляет кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
—накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;
—разрабатывает правила обязательного медицинского страхования граждан на соответствующей территории;
— осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан;
—согласовывает совместно с органами исполнительной власти профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию, стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносит предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления;
— вносит предложения о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;
— согласовывает с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими ассоциациями, страховщиками тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;
—• осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и другими территориальными; фондами обязательного медицинского страхования;
— предоставляет Федеральному фонду обязательного медицинского страхования информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах своей компетенции;
—проводит разъяснительную работу по вопросам, относящимся к компетенции Территориального фонда;
—осуществляет другие мероприятия по организации обязательного медицинского страхования граждан.
Финансовые средства Территориального фонда находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.
Таблица 5 Показатели бюджета Московского областного фонда обязательного медицинского страхования за период 2005—2011 гг. (млн руб.)
|
Рис. 11 Источники формирования доходов бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования |
В бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования согласно ст. 146 БК подлежат зачислению:
1) налоговые дохода:
— единый социальный налог — по ставке, установленной НК в части, зачисляемой в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
—доходы, распределяемые органами Казначейства России между бюджетами бюджетной системы РФ, поступающие от уплаты следующих налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
— налога, взимаемого в связи с применением упрощенной Системы налогообложения;
— налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
— минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения;
— единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
— единого сельскохозяйственного налога;
2) неналоговые доходы:
— недоимки и пени по взносам в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
—доходы от размещения временно свободных средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
— штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба;
— безвозмездные поступления:
— межбгоджетные трансферты из Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
— межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов РФ, передаваемые территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе поступления в качестве страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;
n прочие поступления, предусмотренные законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Рис. 12 Структура доходов бюджета Московского областного фонда обязательного медицинского страхования за 2007 г. |
Финансовые средства в Территориальный фонд перечисляются предприятиями, организациями, учреждениями и иными хозяйствующими субъектами независимо от форм собственности, а также органами исполнительной власти в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 №4543-1.
Выравнивание финансовых ресурсов, направляемых на проведение обязательного медицинского страхования, производится путем передачи средств Территориального фонда филиалам до достижения установленного на территории среднедушевого норматива.
Временно свободные финансовые средства Территориального фонда в целях их защиты от инфляции используются для размещения банковских депозитов и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг. В случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, расходные обязательства субъекта РФ могут исполняться за счет средств соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов. Доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса финансовых средств Территориального фонда могут быть использованы на следующие цели:
— на пополнение фондов Территориального фонда;
— на выравнивание условий деятельности медицинских учреждений, осуществляющих программу обязательного медицинского страхования;
— на экономическое стимулирование эффективно и качественно работающих медицинских учреждений;
— на организацию мероприятий по снижению рисков заболеваний среди граждан.
Конкретный порядок использования указанных средств устанавливается правлением Территориального фонда.
Ежегодно Правительство РФ в целях обеспечения конституционных прав граждан России на получение бесплатной медицинской помощи утверждает программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Так, постановлением Правительства РФ от 05.12.2008 № 913 утверждена Программа государственных гарантий оказа
Рис. 13 Структура расходов бюджета Московского областного фонда обязательного медицинского страхования за 2007 г. |
ния гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 г., которая определяет виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования Программы и порядок формирования тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую гражданам Российской Федерации на территории РФ бесплатно.
В рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 г. бесплатно предоставляются:
— первичная медико-санитарная помощь;
— неотложная медицинская помощь;
— скорая медицинская помощь, в том числе специализированная (санитарно-авиационная);
— специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная.
Следует отметить, что в соответствии с Программой оказание медицинской помощи финансируется не только за счет средств обязательного медицинского страхования в соответствии с базовой программой обязательного медицинского страхования, но и за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
За счет средств обязательного медицинского страхования в соотт встствии с базовой программой обязательного медицинского страхования предоставляется первичная медико-санитарная, неотложная и специализированная медицинская помощь, предусматривающая в том числе обеспечение необходимыми лекарственными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации при определенных Программой заболеваниях (инфекционных болезнях, расстройствах питания и нарушениях обмена веществ, болезнях нервной системы, а также при беременности, родах, в послеродовой период и т.д.).
Также Программой определены перечень мероприятий медицинский помощи, осуществляемых соответственно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ, а также мбстных бюджетов.
Органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с вышеуказанной Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования.
В рамках территориальных программ осуществляется медицинское обследование граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и средств обязательного медицинского страхования.
Формирование тарифов на медицинскую помощь, предоставляемую в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, осуществляется органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с законодательством РФ.
В территориальных программах могут определяться дополнительные условия, виды и объемы оказания медицинской помощи за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Бюджеты государственных фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации предназначены для финансирования (реализации) обязательств государства в сфере здравоохранения. На современном этапе действующая система здравоохранения нуждается в модернизации. Среди главных ее проблем—низкий уровень финансовой обеспеченности государственных обязательств, нехватка материально-технического оснащению медицинских учреждений, а также низкие показатели эффективности действующей системы обязательного медицинского страхования.
В целях выполнения задачи предоставления качественной медицинской помощи населению на всей территории РФ Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, предусмотрена программа модернизации здравоохранения по двум направлениям:
1. исполнение публичных обязательств государства по оказанию бесплатной медицинской помощи населению;
2. создание конкурентного рынка медицинских услуг.
В частности, первое направление требует решения комплекса задач:
§ уточнение и законодательное закрепление государственных гарантий оказания медицинской помощи населению;
§ унификация обязательств государства посредством внедрения единых стандартов оказания медицинской помощи на всей территории Российской Федерации;
§ модернизация системы обязательного медицинского страхования;
§ создание единой системы персонифицированного учета объемов оказанной медицинской помощи;
§ осуществление профилактических мероприятий.
В долгосрочной перспективе единая система персонифицированного учета будет служить основой для стратегического планирования финансирования публичных обязательств государства в сфере здравоохранения с определением минимального страхового платежа для каждой категории населения (стоимости страхового года).
Сметное финансирование лечебно-профилактических учреждений все больше замещается системой оплаты объемов оказанной медицинской помощи исходя из нормативов финансовых затрат, рассчитанных на основе единых стандартов медицинской помощи. Тем самым последовательно реализуется принцип «деньги следуют за пациентом».
Реализация этого направления предполагает собой изменение организационно-правовых форм медицинских учреждений. До 2020 г. да 20% муниципальных и государственных учреждений здравоохранения, обеспечивающих граждан бесплатной медицинской помощью (в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи) будут преобразованы в иные организационно-правовые формы (автономные учреждения и другие организациогаю-правовые формы).
При этом для усиления стимулов к повышению эффективности используемых средств расширяется хозяйственная самостоятельность лечебно-профилактических учреждений с большей гибкостью в использовании имеющихся ресурсов.
Реализация второго направления, создания конкурентного рынка медицинских услуг, будет реализовываться через механизмы развития рынка добровольного медицинского страхования и частно-государственного партнерства.
Реализация задач в сфере здравоохранения предполагает, что нтечение 2008—2015 гг. должна быть выстроена единая система правоотношений, регулирующая деятельность всех субъектов в|сфере здравоохранения — медицинских организаций, медицинских работников и потребителей медицинских услуг. Необходимо сформировать правовую базу для защиты прав пациента и персонифицировать ответственность за оказание медицинской помощи. Параллельно предусматривается формирование механизмов внедрения обязательного страхования профессиональной ответственности медицинских работников.
Предусматривается соответствующее финансовое и материально- техническое наполнение для реализации задач в сфере здравоохранения. Общий рост инвестиций в основной капитал сферы здравоохранения к 2020 г. будет составлять не менее 10% в год. В 2009 г. будет завершен ввод в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий по профилям (сердечно-сосудистая хирургия, травматология, ортопедия и эндопротезирование, трансплантология, нейрохирургия, репродуктивные технологии, эндокринология), предоставляющих медицинскую помощь в объемах, достаточных. Для полного удовлетворения в ней потребности населения Российской Федерации, тиражирования высоких медицинских технологий и экспорта медицинских услуг.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации в рамках сценария инновационного развития в условиях высоких темпов экономического роста происходит значительное повышение как государственных, так и частных расходов на здравоохранение. Расходы государства на здравоохранение к 2020 г. увеличатся до 4,8% ВВП (3,7% ВВП в 2007 г.), частные расходы—до 1,5% ВВП. При этом дифференциация регионов по уровню финансирования здравоохранения из общественных источников на душу населения (с учетом коэффициентов удорожания условной единицы бюджетной услуги) сократится с 4—5 раз до двух раз. Несмотря на планируемый рост государственных расходов на здравоохранение, их уровень будет отставать от параметров развитых стран. Для сравнения, государственные расходы на здравоохранение составляют в Германии 8,6% ВВП, в Великобритании — 6,4% ВВП, во Франции — 7,7% ВВП, в США—6,6% ВВП, а в среднем по странам G8 (без учета Российской Федерации) — 7,0% ВВП.
Прогнозируются значительные структурные изменения в финансировании здравоохранения, которые должны способствовать повышению его эффективности. В структуре государственных расходов на медицинскую помощь возрастет доля амбулаторно-поликлинической помощи — с 30% в 2005 г. до 50% в 2020 г. и медицинской помощи в дневных стационарах — с 3% до 8%. Доля расходов на стационарную помощь снизится с 61% до 37%. В составе расходов на амбулаторно-поликлиническую помощь доля услуг участковой службы (включая расходы на диагностические исследования и процедуры) повышается с 30% до 65—70%.
Выводы:
1. Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 г. нового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 г., привела к выведению средств пенсионной системы из ранее консолидированного государственного бюджета, которые становились теперь сферой самостоятельного бюджетного процесса. Пенсионный фонд РФ изначально приобрел статус самостоятельного государственного внебюджетного фонда. Основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались за застрахованных лиц работодателями. В результате источником выполнения государством его обязательств перед пенсионерами стал не государственный бюджет, а страховой платеж. И хотя средства Пенсионного фонда РФ сохраняют статус федеральных средств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательного пенсионного страхования.
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым выступает Пенсионный фонд РФ. Фонд" и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами. Бюджет Пенсионного фонда РФ, как и отчет о его исполнении, ежегодно утверждается в форме федерального закона.
2. Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование устанавливаются федеральным законом. Дифференциация тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств. Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения.
Для целей управления средствами государственного социального страхования Российской Федерации был создан Фонд социального страхования РФ, который является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Средства бюджета Фонда, как и других внебюджетных фондов, не входят в состав федерального бюджета и изъятию не подлежат.
3.Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», который устанавливает правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации, определяет средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и выступает основой для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
Ежегодно Правительство РФ в целях обеспечения конституционных прав граждан России на получение бесплатной медицинской помощи утверждает Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.