Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время. 1. Синхронное сокращение кардиомиоцитов обеспечивается: 1.внутрисердечным периферическим рефлексом; 2.внутриклеточной регуляцией; 3.межклеточным
Тестовый контроль:
Вариант 1.
1. Синхронное сокращение кардиомиоцитов обеспечивается: 1.внутрисердечным периферическим рефлексом; 2.внутриклеточной регуляцией; 3.межклеточным взаимодействием; 4.внеклеточной регуляцией; 5.кардио-кардиальными рефлексами
2. Усиление сокращения левого желудочка при растяжении стенок правого обеспечивается: 1.внутриклекточной регуляцией; 2.внутрисердечным периферическим рефлексом; 3. межклеточным взаимодействием; 4.эффектом Анрепа.
3. Рефлекс Гольца – это 1.рефлекторная остановка сердца при ударе в эпигастральную область; 2.изменение силы сокращений сердца при изменении давления в артериальной системе; 3.изменение силы сокращения сердца при изменении исходной длины мышечных волокон; 4. увеличение возбудимости при ударе в эпигастральную область.
4. Рефлекс Ашнера заключается: 1. в изменении силы сокращения сердца при изменении исходной длины мышечных волокон; 2. в изменении силы сокращения сердца при изменении давления в артериальной системе; 3. в уменьшении ЧСС при надавливании на глазные яблоки; 4. в увеличении ЧСС при надавливании на глазные яблоки; 5. в увеличении АД при ударе в эпигастральную область.
5. Рефлекторное торможение деятельности сердца наблюдается при: 1. раздражении брюшины; 2. при повышении давления в дуге аорты; 3. при повышении давления в синокаротидной области; 4. при повышении давления в полых венах; 5. при глубоком редком дыхании.
6. Роль гипоталамуса в регуляции работы сердца заключается 1.в обеспечении работы сердца, адекватной ситуации и поведению 2. в изменении ЧСС при задержке дыхания
3. в условнорефлекторном изменении ЧСС 4. в изменении АД при задержке дыхания
5. в условно-рефлекторном изменении АД
7. При аппликации ацетилхолина на сердечную мышцу произойдет: 1. деполяризация миоцитов 2. гиперполяризация миоцитов 3. активация натриевых каналов 4. блокада натриевых каналов 5. блокада хлорных каналов.
8. Деятельность сердца усиливает 1.ионы кальция 2.тироксин 3. адреналин 4.ацетилхолин 5. инсулин
9. Деятельность сердца тормозят: 1.ионы кальция 2.ионы калия 3.адреналин 4.ацетилхолин 5.брадикинин
10.При повышении давления в полых венах ЧСС: 1.увеличивается 2.уменьшается 3.не изменяется 4.уменьшается, затем несколько увеличивается 5.сердце может остановиться.
Вариант 2
1.Центр парасимпатической иннервации сердца находится: 1. в верхних шейных сегментах спинного мозга; 2. в верхних грудных сегментах спинного мозга: 3.в продолговатом мозге на дне IV желудочка; 4. в таламусе; 5. в нижних шейных сегментах спинного мозга.
2.Центр симпатической иннервации сердца находится : 1.в верхних грудных сегментах спинного мозга; 2. в продолговатом мозге; 3. в верхних шейных сегментах спинного мозга; 4. в таламусе; 5. в нижних шейных сегментах спинного мозга.
3.Переключение возбуждения с преганглионарных волокон на постганглионарные в симпатической нервной системе происходит: 1.в боковых рогах пяти верхних сегментах грудного отдела спинного мозга; 2. в продолговатом мозге; 3. в интрамуральных ганглиях; 4. в превертебральных и паравертебральных ганглиях; 5.в боковых рогах трёх нижних сегментов шейного отдела спинного мозга.
4.Переключение возбуждения с преганглионарных волокон на постганглионарные в парасисимпатической нервной системе происходит: 1.в боковых рогах пяти верхних сегментов грудного отдела спинного мозга; 2.в интрамуральных ганглиях; 3. в превертебральных и паравертебральных ганглиях; 4. в боковых рогах трёх нижних сегментов шейного отдела спинного мозга.
5. Инотропное влияние на деятельность сердца проявляется в: 1. увеличении ЧСС; 2. увеличении силы сокращения миокарда; 3. увеличении проводимости; 4. увеличении возбудимости; 5. уменьшении тонуса.
6.Отрицательный хронотропный эффект наблюдается при: 1.гипоксемии; 2.гипокапнии; 3.увеличении кровенаполнения в полых венах; 4.раздражении механорецепторов органов брюшной полости; 5.снижении давления в аорте.
7.Эффект Франка-Старлинга является примером регуляции работы сердца: 1.нейрогенной интракардиальной; 2.миогенной гетерометрической; 3.миогенной гомеометрической; 4.нейрогенной экстракардиальной.
8.Медиатор ацетилхолин постганглионарных окончаний вегетативной нервной системы взаимодействует с рецепторами кардиомиоцитов: 1. мускариновыми холинорецепорами; 2.никотиновыми холинорецепторами; 3. альфа 1-адренорецепторами; 4.бета-адренорецепторами 5. альфа 2-адренорецепторами.
9.Повышение тонуса блуждающих нервов вызывает: 1.уменьшение силы сердечных сокращений; 2. уменьшение частоты сердечных сокращений; 3.уменьшение возбудимости; 4.увеличение проводимости сердца; 5.увеличение периода абсолютной рефрактерности сердца.
10.Механизм действия норадреналина на клетки водителя ритма сердца: 1.открывает натриевые каналы и увеличивает скорость медленной диастолической деполяризации; 2.повышает уровень критической деполяризации; 3.открывает кальциевые каналы и активирует
Ситуационные задачи:
1. В эксперименте собаке произвели новокаином двустороннюю блокаду рецепторов в области бифуркации сонных артерий. Как изменится ЧСС?
2. Спортсмену во время тренировки нанесли удар в живот. У него произошёл обморок, на некоторое время снизилась ЧСС. Через рецепторы какого нерва опосредуется такая реакция организма?
3. Работа на велотренажёре в течение 1мин вызвала увеличение ЧСС. Каков механизм этой реакции сердца?
4. У человека в связи с рядом эндогенных перестроек возросла ЧСС до 90 в минуту в покое. Врач назначил ему некоторые препараты, в том числе раствор хлористого калия. Каков механизм и эффект действия ионов калия?
5.У больного начался приступ тахикардии. Под рукой нет никаких необходимых лекарств. Как можно попытаться прекратить приступ? аденилатциклазу; 4.активирует калиевые каналы; 5.увеличивает автоматию атриовентрикулярного узла.
6.В чём причина дыхательной аритмии сокращений сердца, заключающейся в том, что на вдохе ЧСС учащается, на выдохе – урежается?
7.При профосмотре у ряда рабочих металлургического завода зарегистрировано увеличение частоты сокращений сердца (в отдельных случаях свыше 200 уд/мин). Объясните механизм учащения работы сердца в данных условиях. Являются ли такие уровни тахикардии показателем здоровья?
8.При назначении некоторых лекарств усиливается обмен веществ в миокарде. Как наблюдается у нетренированных людей, такая тахикардия приводит к снижению систолического объёма крови, в результате чего доставка кислорода к тканям
изменится при этом работа сердца?
9.И.П.Павлов в опыте на собаке раздражал веточку симпатичекого нерва, идущего к сердцу. Как при этом изменялась работа сердца?
10.В результате тренировок спортсмена возрастает давление крови в артериях, в том числе и в аорте. Изменится ли работа сердца и как?
Учебно-материальное обеспечение:
Литература
а) основная
1. Нормальная физиология. Учебник / Под ред. В.М.Смирнова- М. «Академия,2012
2. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. А.В, Завьялова. В.М. Смирнова.- М.: «Медпресс-информ», 2009
3. Физиология человека. Учебник./ Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько.- М.: Медицина, 2003
4. Физиология человека. Учебник./ Под ред. Н.А. Агаджаняна, В.И. Циркина.-СПб: СОТИС, 2001, 2002
5. Физиология человека. Учебник./ Под ред. В.М. Смирнова. М.: Медицина, 2002
6. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред. Р.С. Орлова, А.Д. Н Орлова. М. Издателькая группа «ГЭОТАР-Медиа», 2005
7. Нормальная физиология. Учебник. / Под ред.В.Н. Яковлева. М.: Издательский центр «Академия», 2006
8. Руководство к практическим занятиям по нормальной физиологии / Под ред. С.М. Будылиной, В.М. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2005
9. Нормальная физиология: Учебник / Под ред. К.В. Судакова. М.: Издателькая группа «ГЭОТАР-Медиа», 2012
б) дополнительная
1. Рукововодство к практическим занятиям по нормальной физиологии / Под ред. К.В.Судакова М.Медицина,2002
2. Физиология человека: Атлас динамических систем / К.В. Судаков, В.В. Андрианов, Ю.В.Вагин, И.И. Киселев М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2009
Материальное обеспечение:
Наглядные пособия:
Таблицы, электрокардиограммы, фонокардиограммы
Технические средства обучения: ТV, DVD