Классификация методов исследования слуха
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХА
Минск 2009
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА БОЛЕЗНЕЙ УХА, ГОРЛА, НОСА
П.А. Затолока
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХА
Учебно-методическое пособие
Минск БГМУ 2009
УДК
ББК
З 71
Утверждено Научно-методическим советом университета
в качестве учебно-методического пособия г., протокол № ___
Р е ц е н з е н т ы: профессор кафедры болезней уха, горла, носа Белорусского государственного медицинского университета, доктор мед. наук Е.П. Меркулова; зав. кафедрой оториноларингологии УО «Белорусская медицинская академия последипломного образования» доктор мед. наук Л.Г. Петрова
Затолока П.А.
З 71 Методы исследования слуха: учеб.-метод. пособие / П.А. Затолока – Минск: БГМУ, 2009. – ___ с.
ISBN 000-000-000-0
Учебно-методическое пособие является дополнением к учебнику по оториноларингологии. Содержание учебно-методического пособия соответствует типовой программе студентов.
В учебно-методическом пособии отражены методы исследования состояния слуха (оценка функции слухового анализатора). Детально описаны как субъективные, так и объективные методики. Представлены возможности дифференциальной диагностики кондуктивной и сенсоневральной тугоухости. В доступной форме изложены классические методы исследования слуха (при помощи речи, субъективная аудиометрия) и новейшие (объективная аудиометрия, отоакустическая эмиссия).
Служит развитию клинического мышления студентов и лучшему усвоению учебного материала по оториноларингологии.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 4-х курсов стоматологического и лечебного факультетов, 5-ых курсов медико-профилактического и педиатрического факультетов БГМУ, стажеров, клинических ординаторов, педиатров, терапевтов, оториноларингологов.
УДК___________
ББК___________
ISBN 000-000-000-0
Оформление Белорусский государственный медицинский университет, 2009
ВВЕДЕНИЕ
Информацию из окружающей среды человек получает посредством анализаторов. Ухо представляет собой периферический отдел двух анализаторов – слухового и вестибулярного (статокинетического). В данном учебно-методическом пособии отражены методы обследования состояния слуха (оценка функции слухового анализатора).
Термином «социальная адекватность слуха» обозначают способность человека воспринимать звуковые стимулы различной сложности (включая речевые) и участвовать в диалоге. У больных с уровнем слуха ниже «социально адекватного» возникают сложности в общении, что может способствовать отграничению человека от социума. Таким образом, необходима четкая система выявления лиц с патологией слухового анализатора и применение в максимально ранние сроки всего арсенала методов восстановления слуха. Наиболее актуальна данная проблема в педиатрической практике.
Исследованию функционального состояния слухового анализатора предшествует выяснение жалоб, сбор анамнеза, наружный осмотр, физикальные методы, отоскопия, определение проходимости слуховых труб. Выясняя жалобы и анамнез, уточняют одно - либо двустороннее снижение остроты слуха; поражение постоянное, прогрессирующее, флюктуирующее, наличие и характер шума, аутофонии и др.
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СЛУХА
Исследования слуховой функции осуществляется посредством двух групп методов:
1. Субъективных (психо-акустических):
· исследование слуха речью;
· исследование слуха при помощи камертонов;
· Субъективная аудиометрия.
Объективных
· Объективная (компьютерная) аудиометрия
· Акустическая рефлексометрия.
· Тимпанометрия
· Отоакустическая эмиссия.
· Безусловные рефлекторные реакции
· Условные реакции на звук