Результаты контроля знаний. Оценка_____________ Подпись преподавателя___________________

Оценка_____________ Подпись преподавателя___________________

Работа 1. Подсчет дыхательных движений у животных и человека.

1. Подсчитайте число дыхательных движений в 1 мин у нескольких животных:

-корова-

-курица-

-кролик-

-человек: мужчины - , женщины -

2. Результаты сравните со справочными данными и сделайте заключение.

Работа2.Пневмография.

1. Подготовьте животное и и пневмограф.

2. Зпишите пневмограмму

3. Вклейте в тетрадь, сделайте неоюходимые обозна­чения.

Работа 3. Определение жизненной емкости легких.

1. Дайте определение жизненной емкости легких.

2.Обозначьте графически составные части жизненной емко­сти легких и альвеолярного воздуха.

3. Внесите в таблицу показатели жизненной емкости легких (ЖЕЛ) человека и лошади

  Ж.Е.Л., л Дыхательный Дополнит. Резервный Остаточн.
Человек            
Лошадь            

4. Ознакомьтесь с устройством и принципом работы спирометра.

5. Определите показатели жизненной емкости легких у муж­чины

и женщины, спортсмена и не занимающегося спортом.

6.Результаты опыта внесите в таблицу; проведите их анализ

Ф.И.О. Жизненная емкость, л Дыхательный воздух, л Резервный воздух, л Дополнитель- ный воздух, л
1.        
2.        
3.        

Заключение:

Дата выполнения_______ ____ Подпись преподавателя___________________

ЗАНЯТИЕ 20

Подготовка к семинару по теме: «Организм как единая саморегулируемая система. Нейро-гуморальная регуляция функций».

Вопросы к практической части семинара:

Разделы: «КРОВЬ», «КРОВООБРАЩЕНИЕ», «ДЫХАНИЕ».

1. Способы приготовления и окраски мазков крови. Подсчет лейкоцитарной формулы

2. Определение объемного соотношения плазмы и форменных элементов (показателей гематокрита). Значение этого показателя.

3. Суть клиноко-гематологического показателя СОЭ и метод его определения.

4. Порядок приготовления изолированного сердца кролика (по Штраубу) и изучение влияния на его деятельность гуморальных факторов.

5. Гипоксия, ее причины и влияние на процесс дыхания и сердечную деятельность.

6. Влияние глазодвигательного и ушного рефлексов на сердечную деятельность.

7. Влияние симпатического нерва на просвет кровеносных сосудов (опыт Клода Бернара).

8. Спектральный анализ гемоглобина. Изменение спектра Нв у животных при состоянии «апное».

9. Защитные функции мерцательного эпителия ВДП.

10. Влияние величины нагрузки на показатели ЖЕЛ и объема легочной вентиляции.

11. Метод оксигемометрии, его клиническое значение.

Раздел: «ЭНДОКРИНОЛОГИЯ.

1. Экспериментальная гипогликемия у кролика.

2. Влияние адреналина на содержание сахара в крови кролика и показатели гематокрита.

3. Влияние половых гормонов на развитие вторичных половых признаков ( показать на примере роста гребня у цыплят).

4. Изучение влияния адреналина на просвет кровеносных сосудов.

ЗАНЯТИЕ 21

Семинар по теме: «Организм как единая саморегулируемая система. Нервно-гуморальная регуляция функция организма»

Вопросы, которые должны быть отражены в каждом реферате (один из четырех):

1. Саморегуляция функций – основной механизм поддержания нормальной жизнедеятельности животного организма. Уровни саморегуляции. Организм как биокибернетическая система.

2. Понятие о функциональной системе организма по П.К. Анохину. Компоненты функциональной системы.

3. Разновидности функциональных систем. Общая схема функциональной системы.

4. Функциональная система как механизм поддержания гомеостаза.

Разделы и вопросы по выбору

Взаимодействие нервной и эндокринной систем в регуляции физиологических функций.

5. Строение и функции гипоталамо-гипофизарной системы.

6. Саморегуляция органов внутренней секреции (принципы обратной связи).

7. Взаимодействие нервного и гуморального компонентов регуляции на примере гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системы.

8. Стресс. Реакция адаптации при стрессе; роль нервных и эндокринных механизмов.

Саморегуляция сердечно-сосудистой системы.

9. Саморегуляция деятельности сердца. Роль рефлекторных и гуморальных факторов.

10. Нервно-гуморальные механизмы саморегуляции кровяного давления. Рефлексогенные зоны сосудов и сердца. Механизмы стабилизации давления в кровеносных сосудах при кровопотерях, после мышечного или нервного напряжения. Схема саморегуляции кровяного давления.

11. Функциональная взаимосвязь сердечно-сосудистой системы с другими системами организма.

Саморегуляция функций дыхания.

12. Гуморальные механизмы регуляции дыхания.

13. Рефлекторные механизмы регуляции дыхания. Роль афферентной импульсации.

14. Общая схема саморегуляции дыхания. Связь дыхательной системы с другими системами организма.

15. Особенности дыхания и его регуляция у птиц, рыб и ныряющих животных.

Библиографический список.

Лысов В.Ф., Ипполитова Т.В., Максимов В.И., Шевелев Н.С. Физиология и этология животных. М., КолосС, 2012.

Георгиевский В.И. Физиология сельскохозяйственных живот- ных. М., Агропромиздат, 1990

Голиков А.Н., Паршутин Г.В. Физиология сельскохозяйственных животных. М., Агропромиздат, 1991

Физиология сельскохозяйственных животных. Руководство. Л., Наука, 1978

Щмидт-Ниельсен К. Физиология животных. Приспособление и среда(пер. с англ.). М., Мир, 1982. Кн.1,

Лысов В.Ф., Ипполитова Т.В., Максимов В.И., Шевелев Н.С. Практикум по физиологии и этологии животных. М., КолосС, 2010.

Георгиевский В.И. Практическое руководство по физиологии сельскохозяйственных животных. М., Высшая школа, 1976.

Шульговский В.В. Основы нейрофизиологии. М., Аспект-Пресс, 2000

Наши рекомендации