Страхование банковских рисков

Страхование банковских рисков- вид страхования, предназначенный для комплексной страховой защиты кредитных и финансовых институтов от преступлений с участием персонала итретьих лиц.

Объектом страхования банковских рисков являются имуществен­ные интересы, связанные с возможной потерей доходов или допол­нительными расходами страхователя, которые он может понести в результате осуществления им банковской деятельности. Банки заин­тересованы в страховых продуктах, снижающих именно риск банка и прежде всего обеспечивающих защиту их кредитных ресурсов. Изна­чально страховые компании предложили страхование непосредствен­но риска непогашения кредита. Однако при этом они занимались не свойственным им делом — зачастую вынуждены были страховать не случайные, непредвиденные события, а преднамеренные действия за­емщиков по невозврату кредита. Вследствие этого количество претен­зий к страховым компаниям по подобным рискам было огромно, а их урегулирование растягивалось на годы. К тому же в случае страхо­вания риска непогашения кредита, погасив задолженность заемщика перед банком, страховщик предъявлял регрессный иск к заемщику. Таким образом, заемщик во всех случаях оставался незащищенным в финансовом плане независимо от причин, помешавших ему выпол­нить обязательства перед банком. Это не устраивало ни одну из сто­рон, поэтому подобные виды страхования постепенно стали заме­няться продуктами, более адекватными существующему риску, осно­ванному на факторах объективного характера, и предоставляющими равную защиту как банку, так и заемщику.

На западном страховом рынке существуют специальные виды страхования для защиты отдельных операций, осуществляемых бан­ками, а именно:

- страхование риска убытков, связанных с использованием уте­рянных, украденных или фальшивых пластиковых карточек, эмитируемых банком (Crime Cart Insurance);

- страхование рисков, связанных с несанкционированным дос­тупом к компьютерным банковским системам (Computer Crime Insurance);

- страхование рисков, связанных с обычными ошибками слу­жащих банка при осуществлении ими своих служебных обя­занностей (Errors and Omissions Insurance).

Помимо этого, существуют различные схемы страхования ответ­ственности как обязательной (например, страхование ответственности работодателей — Employer's Liability), так и добровольной, на­пример страхование общегражданской ответственности перед треть­ими лицами, страхование ответственности высшего управленческого персонала банка перед акционерами за ошибки при управлении банком (Director's & Officer's Insurance).

Следует также отметить один довольно распространенный вид страхования среди банкиров — страхование на случай похищения (Kidnap & Ranson Insurance). По данному полису покрываются рас­ходы на ведение переговоров с похитителями и компенсируется сумма выкупа, переданного преступникам, но только в том случае, если полиции не удается задержать злоумышленников и вернуть выкуп. Однако все выплаты производятся страховой компанией только после окончания операции.

Одним из наиболее интересных направлений страхования бан­ков, получивших свое развитие на Западе в последнее десятилетие, стало предоставление страховой зашиты от электронных и компью­терных преступлений.

На Западе каждый банк заключает договор комплексного стра­хования банковских рисков, так называемый Banker's Blanket Bond (ВВВ). Объектом страхования при этом является имущественный интерес банка, связанный с владением, пользованием, распоряже­нием принадлежащим ему имуществом, а также с денежными сред­ствами и иным имуществом (ценные бумаги и др.), переданными банку партнерами или клиентами в пределах осуществления банком деятельности на основе выданной ему банковской лицензии.

Данное страхование предоставляет защиту от:

- риска физической гибели или повреждения имущества, включая денежную наличность и ценные бумаги, в результа­те ограбления, кражи со взломом, злоумышленных дейст­вий, поджога;

- риска приема фальшивых банкнот/платежных документов;

- риска мошенничества персонала;

- рисков, связанных с перевозкой наличности и ценностей.
Однако в данное покрытие не входят стандартные «огневые» или специальные риски, которые страхуются отдельно по обычным классическим условиям:

- само здание банка, включая отделку, а также находящееся в нем имущество (Property Damage Insurance);

- хранилища, депозитарии и абонентские сейфы банка (Vault Insurance);

- инженерное оборудование — бойлеры, генераторы и др.(Boiler & Machinery);

- электронное оборудование банка, включая стоимость восста­новления баз данных (Electronic Equipment insurance);

- косвенные убытки, связанные с простоем, вызванным стра­ховым случаем (Business Interruption).

Таким образом, покупка полиса ВВВ предоставляет защиту от риска повреждения имущества, приема фальшивых банкнот и риска мошенничества со стороны персонала, однако полис ВВВ не преду­сматривает, например, покрытия по стандартным «огневым» и це­лому ряду других рисков.

С момента возникновения банковского дела нестабильность, вы­званная банкротством отдельных банков, массовыми изъятиями вкла­дов, риском, сопряженным с проводимой банками политикой частич­ного резервного покрытия, объективно подталкивала государство к расширению практики регулирования банковского дела. С помощью регулирования государство пытается защитить вкладчиков от финансо­вых потерь и избежать разрушительных для экономики последствий банкротств банков. К числу трех важнейших типов мероприятий, с помощью которых государство пытается обеспечить надежность и ста­бильность банковской системы, относятся ограничение банковских операций законодательным путем, осуществление государственного надзора за деятельностью банков и страхование депозитов.

Под депозитом в мировой практике понимаются денежные сред­ства или ценные бумаги, отданные на хранение в финансово-кредитные или банковские учреждения. Понятие «депозит» как та­ковое имеет несколько значений: наряду со вкладами в банках и иных кредитно-финансовых институтах оно также может означать:

- ценные бумаги, переданные на хранение в кредитно-финан­совые институты;

- взносы под оплату таможенных пошлин, сборов, налогов;

- взносы в административных органах в обеспечение иска, яв­ки и т.д.

Как видно, данное понятие очень широкое, поэтому неудиви­тельно, что традиционно все депозиты как до востребования, так и на срок считаются основным источником банковских ресурсов.

Поэтому одно из важнейших общих условий нормального ста­новления и функционирования банковской системы — наличие и постоянное совершенствование такого механизма поддержки жиз­неспособности банков, как система страхования депозитов (ССД).

Страхование депозитов — вид имущественного страхова­ния, по которому вкладчикам гарантируется возврат их вкладов в случае банкротства коммерческого банка.

Можно с полным основанием утверждать, что банковская сис­тема, лишенная подобного встроенного механизма, не располагает инструментом обеспечения ее безопасности и постоянно находится под угрозой глобальной катастрофы, связанной с риском.

Считается, что система страхования депозитов (ССД) призвана выполнять следующие две функции:

- финансовую поддержку банков (кредитных учреждений), оказавшихся на грани неплатежеспособности;

- защиту вкладчиков от полной потери их вкладов (депозитов) в случае финансовых затруднений у банковских учреждений.

Как показывает мировой опыт, эффективно функционирующая ССД;

- обеспечивает определенный запас прочности своим членам и всей банковской системе (механизм предотвращения кризиса банковской ликвидности);

- создает гарантии вкладчикам (прежде всего мелким), предот­вращает их разорение даже в случае банкротства банка;

- повышает степень доверия к банковской системе и ее отдель­ным элементам со стороны вкладчиков, практически исклю­чает внезапное и массовое изъятие ими своих средств со сче­тов в случае неблагоприятной конъюнктуры и трудностей у банков;

- означает наличие механизма разделения рисков между ос­новными субъектами банковской системы;

- обеспечивает более благоприятные с точки зрения общеэкономических интересов условия для проведения процедур бан­ковских банкротств (когда это становится необходимым);

- позволяет членам ССД приступить к работе с населением и тем самым, с одной стороны, развивать конкуренцию в этой области банковской деятельности, с другой — становиться универсальными.

Поэтому неудивительно, что подобные системы в той или иной форме имеются практически во всех странах с рыночной экономи­кой, ССД созданы не очень давно: самая первая из них — Феде­ральная корпорация по страхованию депозитов в США (ФКСД) — существует с 1934 г., аналогичная организация в Канаде — с 1967, в Японии — с 1971, ФРГ — с 1975, во Франции — с 1980, в Велико­британии — с 1982 г. Характерным является тот факт, что решение о создании системы страхования депозитов страны обычно принимали в периоды кризисов национальной банковской системы. Естественно, более целесообразно не ждать таких критических ситуаций, а предупреждать их, т.е. создавать такие организации, как ССД.

Современная банковская практика зарубежных стран располага­ет многообразием способов защиты банковских вкладов. В зависи­мости от задач, которые ставятся в той или иной стране перед сис­темой страхования депозитов, можно выделить три разновидности их устройства.

1)система страхования клиентских вкладов;

2)система гарантий (косвенная зашита вкладов путем принятия комплекса мер, направленных на недопущение банкротства банков);

3)смешанная система (включает элементы двух предыдущих).

В Российской Федерации вопрос создания системы страхования депозитов обсуждается уже на протяжении многих лет. В конце 2001 г. на рассмотрение правительства был вынесен Законопроект РФ «О гарантировании возврата вкладов граждан в банках». В дан­ном варианте Закона государство впервые взяло на себя ответствен­ность за деятельность системы гарантий. Согласно Законопроекту во главе ССД будет стоять агентство, целью создания которого яв­ляется обеспечение возврата вкладов граждан в банках. Далее в Законе говорится, что «агентство отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении средствами. При недостаточно­сти субсидиарную ответственность по обязательствам агентства не­сет Российская Федерация. Агентство по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и иными феде­ральными законами, независимо в своей деятельности. Федераль­ные органы власти, органы государственной власти РФ, органы ме­стного самоуправления и Банк России не имеют права вмешиваться в деятельность агентства по осуществлению его функций, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными фе­деральными законами...»

Наши рекомендации