Время и сроки проведения производственной практики
ü Производственная практика начинается сразу после окончания сессии и продолжается в течение пяти недель согласно графику.
ü Вся практика разделена на три цикла: хирургия, терапия, акушерство и гинекология. На каждом цикле студент обязан отработать по 12 рабочих дней, включая субботу. Кроме этого, на каждом цикле студент обязан отдежурить по 2 ночных дежурства.
ü Рабочий день на всех циклах производственной практики продолжается в течение 6 часов с 8.00 до 14.00 час. На цикле акушерство и гинекология рабочий день может быть поделен на 2 смены соответственно с 8.00 до 14.00 и с 14.00 до 20.00.
Методы работы студента на практике
ü Студент должен самостоятельно проводить обследование пациентов с помощью общеклинических методов.
ü Применение специальных методов обследования пациентов студент должен проводить под контролем.
ü Студент должен правильно сформулировать диагноз, составить план дальнейших обследований, выбрать тактику и методы лечения с врачом и под его контролем осуществить возможное обследование и лечение.
ü Студент должен уметь оформить соответствующую медицинскую документацию и дать ее на подпись лечащему врачу.
Содержание практики
ü Ознакомиться со структурой и организацией работы хирургического и терапевтического стационара, со структурой и организацией работы поликлиники, со структурой и организацией работы женской консультации, в том числе и с работой специализированных кабинетов.
ü Ознакомиться с работой врача хирурга, врача терапевта, врача акушер-гинеколога женской консультации.
ü Ознакомиться с необходимым объемом обследования больных соответствующего профиля.
ü Освоить оформление соответствующей медицинской документации, выдачу больничных листов.
Особенности прохождения производственной практики
По терапии.
Производственная практика на 4-ом курсе лечебного факультета проводится в качестве помощника врача терапевта стационара.
Производственная практика по терапии складывается из ежедневной 6-часовой нагрузки в одном из отделений терапевтических стационаров, одного-двух дежурств по неотложной терапевтической помощи по больнице.
В стационаре под контролем заведующего отделением курирует до 5-7 больных, проводит их обследование
Ежедневная работа в стационаре складывается из участия в утренней конференции, обхода и обследования курируемых больных, приема вновь поступающих больных, оформления основной медицинской документации (история болезни, карта выбывшего из стационара, эпикриз, выписка из истории болезни, направление на консультацию и обследование, лист назначений др.). Ведение больных заключается в наблюдении за их состоянием под влиянием лечения, что отражается в дневниках. После выполнения намеченного плана дополнительных исследований пишется этапный эпикриз, в котором суммируются клинические и дополнительные данные, формулируется клинический диагноз (в соответствии с принятыми классификациями), вносятся коррективы в лечение больного. В процессе курации студент участвует в выполнении диагностических и лечебных мероприятий, указанных в «Перечне практических умений по терапии…», стремясь достичь рекомендуемого уровня овладения.
При выписке больного из стационара студент пишет эпикриз и выписку из истории болезни, дает конкретные рекомендации по диете, режиму, медикаментозному и санаторно-курортному лечению, определяет прогноз в отношении трудоспособности и трудоустройства.
В случае летального исхода студент пишет посмертный эпикриз, в котором обосновывается клинический диагноз, описываются особенности течения заболевания, раскрывается причина неэффективности лечения, указывается непосредственная причина смерти больного. Студент обязан участвовать в аутопсиях умерших в отделении, чтобы сопоставить клинические данные и результаты патологоанатомического исследования, уяснить механизмы танатогенеза данного больного. Результаты докладываются на утренней конференции (в отделении или больнице).
Во время вечерних и ночных дежурств, студент выполняет обязанности помощника дежурного врача, совместно с ним ведет прием и обследование больных, поступающих по скорой и неотложной помощи, формулирует предварительный диагноз, составляет план дополнительных лабораторных и инструментальных исследований, оценивает их результаты, назначает лечение. Кроме того, студент участвует в вечернем обходе, осуществляет динамическое наблюдение за состоянием тяжелобольных и, в случае необходимости, назначает неотложные диагностические мероприятия и лечебные процедуры.
Студент должен ежедневно проводить клинические обходы, заполнять дневники в истории болезни, делает с лечащим врачом назначения, выполняет лечебно-диагностические процедуры и манипуляции.
В качестве помощника врача проводит 1-2 дежурства по неотложной помощи в ночное время, участвует в оказании первой помощи пациентам при угрожающих жизни состояниях (гипертонический криз, приступ стенокардии, инфаркт миокарда, острые сосудистые нарушения – коллапс, обморок, шок, приступ бронхиальной астмы и астматический статус, кровотечение из внутренних органов).
В период производственной практики по терапии студент должен освоить навыки:
ü - измерение и анализ артериального давления;
ü - желудочное и дуоденальное зондирование;
ü - внутримышечные инъекции;
ü - внутривенные вливания;
ü - исследования общего анализа крови, мочи;
ü - процедур массажа и ЛФК, ингаляций;
ü - записи ЭКГ, спирограмм, ЭхоКГ;
В период прохождения производственной практики по терапии студент должен участвовать:
ü - в рентгенологических обследованиях курируемых больных;
ü - в лабораторных обследованиях курируемых больных;
ü - в переливании крови, определении группы и резус- фактора;
ü - в УЗИ – исследованиях (абдоминальное, щитовидной железы) у терапевтических больных;
ü - в патолого- анатомических исследованиях;
ü - в санитарно- просветительной работе.
По акушерству.
Студент должен ознакомиться с показателями работы женской консультации.
Студент должен ознакомиться с работой участкового акушера-гинеколога (с которым он ведет прием пациенток), врача родильного отделения, участвовать при врачебном обходе беременных, присутствовать на родах.
Студент должен освоить оформление обменных карт беременных, выдачу дородового отпуска и другую необходимую документацию женской консультации.
Студент должен освоить навыки самостоятельного обследования беременных женщин с помощью общеклинических методов и только специальные методы исследования осуществлять вместе с врачом или под его контролем.
Студент должен освоить навыки определения срока беременности и даты родов, сбор анамнеза, проведение анатомической характеристики таза, осмотр шейки в зеркалах, бимануальное обследование.
Студент должен изучить методы неотложной помощи при угрожающих состояниях у беременных: при преэклампсии и кровотечениях.
В «Дневнике» студент должен отразить ежедневно истории 2-х беременных (жалобы, анамнез, общий и гинекологический статус, диагноз, рекомендации по необходимому дальнейшему обследованию и лечению).
В период прохождения производственной практики по акушерству студент должен освоить навыки:
ü - наружного акушерского обследования;
ü - пельвеометрии;
ü - подсчет и оценка схваток;
ü - оценить данные нестрессового теста;
ü - измерение АД у беременных;
ü - психопрофилактической подготовки к родам.
В период прохождения производственной практики по акушерству студент должен участвовать:
ü - в первичном осмотре врачом родильного отделения беременной, роженицы;
ü - при оказании классического акушерского пособия в родах;
ü - во врачебном обходе беременных и родильниц;
ü - при постановке беременных на диспансерный учет;
ü - в патронаже беременных;
ü -в проведении неотложных мероприятий при преэклампсии, эклампсии и маточных кровотечениях.
В женской консультации:
Студент должен изучить приказы по организации акушерско-гинекологической службы.
Студент должен ознакомиться с паспортом участка, в котором отражены его границы, количество населения, количество беременных, показатели работы и план лечеб нооздоровительных мероприятий среди беременных на участке.
Студент должен ознакомиться с «группами риска» по акушерской и перинатальной патологии, учетной и отчетной документации по диспансеризации.
По хирургии.
Студент должен ознакомиться со структурой и организацией работы хирургического отделения стационара, работой операционных и перевязочных, гипсовой и других специализированных хирургических кабинетов и служб, должен изучить показатели работы хирургической службы стационара.
Студент должен освоить навыки первичного обследования (клинического, инструментального и лабораторного) пациентов с неотложными и плановыми хирургическими заболеваниями.
При вызовах скорой и неотложной помощи студент сопровождает врача – хирурга в качестве непосредственного помощника.
В стационаре:
ü - студент работает в качестве помощника палатного врача, ведет 5-7 больных. Делает ежедневно обход своих больных, участвует в проведении у них необходимых манипуляций и малых оперативных вмешательств под руководством врача-хирурга;
ü -активно участвует во всех неотложных и срочных операциях: острый аппендицит, перитониты, ущемленные грыжи. Кишечная непроходимость и др);
ü -участвует в лечении ортопедо- травматологических больных: вправление вывихов и репонирование переломов, наложение гипсовых повязок и скелетного вытяжения;
ü - обязательно присутствует и по возможности участвует во всех операциях, проводимых в отделении;
ü - участвует в оказании первой помощи при несчастных случаях (политравма, отравления, ожоги и др.);
ü -дежурит (2 дежурства) по неотложной хирургической помощи, в том числе и в ночное время;
ü -знакомится с документацией хирургического отделения, осваивает оформление истории болезни и другой документации хирургического больного, выдачей больничных листов.
В перевязочной хирургического отделения:
ü - студент под руководством врача- хирурга делает перевязки, снимает швы, дренирует раны;
ü - у больных травматологического- ортопедического профиля принимает участие в наложении и снятии гипсовых повязок и разных вариантов вытяжения;
ü - участвует в проведении всех видов инъекций лекарственных препаратов;
ü - участвует в переливании крови и кровезаменителей;
ü - принимает участие в проведении диагностических и лечебных пункций (плевральной, суставов и других полостей);
ü - знакомится с подготовкой перевязочного стола, заготовке материала, стерилизации материала и инструментов.
В операционной:
ü -ассистирует при различных плановых и неотложных операциях;
ü - помогает в проведении различных видов наркоза;
ü - знакомится с процессом подготовки и стерилизации операционного материала и операционного инструментария.
За время прохождения производственной практики по хирургии студент должен овладеть навыками оказания медицинской помощи при неотложных состояниях и некоторыми манипуляциями:
ü - легочно- сердечная реанимация;
ü -временная транспортная иммобилизация;
ü -временная остановка наружных кровотечений;
ü -зондирование желудка;
ü - катетеризация мочевого пузыря;
ü - различные виды клизм;
ü -внутрибольничная транспортировка больных;
ü - специальные положения больного в постели, на функциональной кровати.
Перечень выполненных работ и приобретенных практических навыков во время производственной практики по программе « Помощник врача» студентом (студенткой)
__________группы 4 курса лечебного факультета
Ф.И.О.___________________________________________________________________
1. Цикл ТЕРАПИЯ
№ | Виды работ и навыки | Количество |
1. | Ведение больных в стационаре | |
2. | Заполнение историй болезни | |
3. | Выписывание листов нетрудоспособности | |
4. | Выписывание рецептов | |
5. | Заполнение справок при выписке больных | |
6. | Подготовка направления на МСЭК | |
7. | Дежурства по отделению | |
8. | Участие в утренних планерках отделения и ЛПУ | |
9. | Выполнение врачебных манипуляций: 9.1 внутривенные инъекции; 9.2 определение группы крови и резус- фактора; 9.3 переливание крови; 9.4 прочие. | |
10. | Работа в клинической лаборатории: 10.1 проведение общего анализа мочи; 10.2 определение сахара (глюкозы) в крови. 10.3 проведение общего анализа крови; | |
Работа в физиотерапевтическом отделении ЛПУ: 11.1проведение массажа; 11.2проведение ЛФК; 11.3проведение лечебных ингаляций. | ||
Работа в отделении функциональной диагностики: 12.1 проведение и расшифровка ЭКГ; 12.2 проведение и расшифровка спирограмм; 12.3 проведение УЗИ-исследований: - абдоминальное УЗИ; - УЗИ щитовидной железы. | ||
Проведение неотложной помощи при: 13.1 гипертоническом кризе; 13.2 приступе стенокардии; 13.3 при инфаркте миокарда; 13.4 острой сосудистой недостаточности: - обморок; - коллапс; - шок. 13.5 при приступе бронхиальной астмы; 13.6 при внутренних кровотечениях. | ||
Присутствие при патолого- анатомических исследованиях. | ||
Участие в работе научно- практических конференций. | ||
Санитарно- просветительная работа. |
2. Цикл АКУШЕРСТВО
№ | Виды работ и навыки | Количество |
Патронаж беременных и больных (по плану -12человек). | ||
Участие в работе КЭК (по плану -1). | ||
Проведение психопрофилактической подготовки к родам (план -2 беременных). | ||
Участие в выписке больничных листов (план-1 лист). | ||
Прием беременных (план – 50 пациенток). | ||
Наружное акушерское исследование ( план- 30 пациенток). | ||
Подсчет и оценка схваток ( план- 30 пациенток). | ||
Измерение размеров таза у беременных (план -12 пациенток). | ||
Осмотр шейки матки в зеркалах (план – 50 пациенток). | ||
Влагалищное исследование у беременных (план 7 пациенток) | ||
Бимануальное исследование (план 10) | ||
Мазки на микрофлору (план – 7 исследований) | ||
Мазки на гормональную активность (план – 7 исследований). | ||
Мазки на цитологию (план – 10 исследований). | ||
Измерение АД у беременных (план – 50 пациенток) |
3. Цикл ХИРУРГИЯ
№ | Виды работ и навыки | Количество |
Проведено больных в стационаре. | ||
Заполнено историй болезни. | ||
Количество приемов в поликлинике. | ||
Принято больных в поликлинике. | ||
Количество дежурств по неотложной помощи, количество принятых больных (с указанием патологии). | ||
Наложение гипсовых повязок и транспортной иммобилизации. | ||
Проведение реанимации (ИВЛ и закрытый массаж сердца). | ||
Временная остановка кровотечения. | ||
Определение группы крови. | ||
Переливание крови (под руководством врача). | ||
Зондирование желудка. | ||
Катетеризация мочевого пузыря. | ||
Проведение клизм. | ||
Плевральные пункции. | ||
Венепункции. | ||
Участие в проведении наркозов. | ||
Местные анестезии. | ||
Новокаиновые блокады. | ||
19. | Обследование прямой кишки. | |
20. | Ректороманоскопии. | |
21. | Ассистенция при операциях (с указанием названий): а) плановых; б) неотложных |
Методические рекомендации