Тема 1: СТРОЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА И ГРУДНОЙ КЛЕТКИ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ
«АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»
Методические указания для студентов
биологического факультета
Екатеринбург
Издательство Уральского федерального университета
Подготовлено на кафедре физиологии человека и животных Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина
Составители: М.В.Улитко, С.Л. Хацко, С.А.Бриллиант
© Составители: М.В.Улитко, С.Л. Хацко, С.А.Бриллиант, 2011
Введение
Университетский курс анатомии человека носит общебиологический характер. Практические занятия по анатомии играют важнейшую роль в освоении этого сложного базового курса. В результате его освоения студенты должны не только хорошо знать строение отдельных органов и систем, но и четко уяснить неразрывную взаимосвязь структуры и функции. Основная задача курса – это формирование целостного представления о строении человеческого организма. Основные задачи курса можно сформулировать следующим образом:
1. Изучить строение органов и систем человеческого организма.
2. Выявить взаимосвязь строения отдельных органов и выполнения ими функций.
3. Рассмотреть специфические особенности строения тела человека, отличающие его от животных.
4. Выявить возрастные особенности строения, изучить влияние факторов внешней среды на изменение анатомии органов и систем.
В связи с тем, что курс ограничен по времени, сравнительно немного внимания будет уделяться онтогенетическому и эволюционному развитию органов и систем, а также микроанатомии органов. В дальнейшем эти вопросы будут подробно рассмотрены в курсах: "Биология индивидуального развития", "Гистология", "Теории эволюции", "Физиология человека и животных". Таким образом, курс "Анатомия человека" представляет собой базовую дисциплину, на основных понятиях которой построены последующие общебиологические курсы.
Материал практических занятий разделен на 13 тем. Каждая из них в зависимости от сложности может рассматриваться на одном или нескольких занятиях. В начале темы формулируется цель занятия и приводится краткая теория. Для изучения темы дается задание, содержащее перечень основных структур и их частей, которые студент должен найти и рассмотреть, используя наглядный материал (препараты, муляжи, анатомические атласы). Для проверки усвоения материала требуется ответить на контрольные вопросы. В конце каждой темы приведен список латинских терминов, необходимых для запоминания.
Овладение латинской терминологией является сложной, но неотъемлемой частью курса анатомии. В связи с этим ряд правил произношения латинских звуков и их сочетаний приводится в приложении к данному пособию.
После изучения каждой темы проводится контроль знаний, включающий в себя объем сведений, определенных в задании.
Прежде чем перейти к изучению строения человеческого тела, студент должен познакомиться с некоторыми основными анатомическими понятиями.
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ПРЕДМЕТА «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»
В анатомии пользуются общепринятыми обозначениями взаимно перпендикулярных плоскостей, которые уточняют определение положения органов или их частей в пространстве. Таких плоскостей три: сагиттальная, фронтальная и горизонтальная.
Сагиттальная плоскость (sagittalis) - проходит вертикально сверху вниз и делит тело на левую и правую половины.
Фронтальная плоскость (frontalis) - проходит перпендикулярно земле и делит тело на переднюю и заднюю части.
Горизонтальная плоскость (horizontalis) - делит тело на нижнюю и верхнюю части.
Обозначение положения отдельных точек или линий в плоскостях по отношению к оси:
1. Медиальный (medialis) – расположенный ближе к срединной плоскости.
2. Латеральный (lateralis) – боковой, расположенный дальше от срединной плоскости.
В передне-заднем направлении:
1. Вентральный (ventralis) – лежащий ближе к передней брюшной стенке.
2. Дорсальный (dorsalis) - лежащий ближе к спине.
3. Передний-(anterior) -ближе к передней поверхности.
4. Задний (posterior) - ближе к задней поверхности.
В вертикальном направлении:
1. Верхний - superior.
2. Нижний - inferior.
3. Промежуточный - lntermedius.
4. Краниальный (cranialis) – лежащий ближе к черепу.
5. Каудальный (caudalis) – лежащий дальше от черепа (ближе к хвосту).
По отношению к частям конечности употребляются термины:
1. Проксимальный (proximalis) - расположенный ближе к туловищу.
2. Дистальный (distalis) - расположенный дальше от туловища.
Для обозначения положения органов внутри тела используют термины:
1. Наружный – externus.
2. Внутренний – internus.
3. Поверхностный - superficialis.
4. Глубокий – profundus.
5. Левый – sinister.
6. Правый - dexter
7. Продольный – longitudinalis.
8. Поперечный – transversus.
9. Шейный – cervicalis.
10. Грудной - pectoralis, thoracalis.
11. Брюшной – abdominalis.
Для определения размера и консистенции пользуются понятиями:
1. Большой – major.
2. Маленький – minor.
3. Средний – medius.
4. Длинный – longus.
5. Короткий – brevis.
6. Толстый – crassus.
7. Тонкий – tenius.
8. Твердый – dura.
9. Мягкий – pia.
Наиболее общие анатомические термины:
1. Борозда – sulcus.
2. Верхушка – apex.
3. Вещество – substantia.
4. Диск – discus.
5. Доля – lobus.
6. Дуга – arcus.
7. Железа – glandula.
8. Канал – canalis.
9. Кость – оs, ossis.
10. Край – margo.
11. Мышца – musculus.
12. Оболочка – tunica.
13. Орган – organum.
14. Основание – basis.
15. Отверстие – foramen, ostium.
16. Отросток – processus.
17. Перегородка – septum.
18. Перепонка – membrane.
19. Поверхность – facies.
20. Полость – cavum.
21. Проток – ductus.
22. Пузырь – vesica, cystis.
23. Связка – ligamentum.
24. Сосуд - vas, vasis.
25. Сплетение – plexus.
26. Сустав – articulatio.
27. Сухожилие – tendo.
28. Тело – corpus.
29. Труба – tubus.
30. Узел – nodus.
31. Хрящ – cartilage.
32. Шейка-collum.
33. Шов – sutura.
34. Ямка – fossa, fovea.
ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ
Тема 1: СТРОЕНИЕ ПОЗВОНОЧНИКА И ГРУДНОЙ КЛЕТКИ
Цель занятия – изучить строение позвоночника и грудной клетки.
Позвоночный столб имеет метамерное строение и состоит из отдельных костных сегментов - позвонков, накладывающихся последовательно один на другой и относящихся к коротким губчатым костям. Позвоночный столб играет роль осевого скелета, который является опорой тела, защитой находящегося в его канале спинного мозга и участвует в движении туловища и черепа. Положение и форма позвоночного столба определяется прямохождением человека.
Позвонок состоит из следующих частей: 1) тела, выполняющего опорную роль; 2) дуги, которая прикрепляется к телу двумя ножками и замыкает позвоночное отверстие. Из позвоночных отверстий слагается позвоночный канал; 3) отростков, расположенных на дуге и служащих для движения позвонков. Различают остистый, поперечные и суставные отростки.
В разных отделах позвоночного столба отдельные части позвонков имеют различную величину и форму, вследствие чего различают: шейные - 7 шт., грудные -12 шт., поясничные 5 шт., крестцовые - 5 шт. и копчиковые 4-5 шт. позвонки. Естественно, что опорная часть (тело) у шейных позвонков выражена сравнительно слабо и у 1-го позвонка даже отсутствует, а по направлению вниз тела позвонков постепенно увеличиваются, достигая наибольшие размеров в поясничной области. Крестцовые позвонки, несущие на себе всю тяжесть головы, туловища и верхних конечностей и связывающие скелет с костями нижних конечностей, срастаются в единый крестец. Напротив, копчиковые позвонки, представляющие собой остаток исчезнувшего у человека хвоста, имеют вид маленьких костных образований, в которых слабо выражено тело и нет дуги.
Дуга позвонка как защитная часть в местах утолщения спинного мозга (нижние шейные, верхние грудные и верхние поясничные позвонки) образует более широкое позвоночное отверстие. В связи с окончанием спинного мозга на уровне 2-го поясничного позвонка, нижние поясничные и крестцовые позвонки имеют постепенно суживающееся позвоночное отверстие, которое у копчика совсем исчезает. Поперечные и остистый отростки, к которым прикрепляются мышцы и связки ярче выражены там, где прикрепляется более мощная мускулатура (поясничный и грудной отделы), а на крестце в связи с исчезновением хвостовой мускулатуры эти отростки уменьшаются и, слившись, образуют небольшие гребни. Вследствие слияния позвонков исчезают суставные отростки, которые хорошо развиты в подвижных отделах позвоночного столба, особенно в поясничном. Таким образом, позвонки и отдельные их части более развиты в тех отделах, которые испытывают наибольшую функциональную нагрузку. В то же время там, где функциональные требования уменьшаются, наблюдается редукция соответствующих частей позвоночного столба - например, в копчике, который у человека стал рудиментарным образованием.
В позвоночном столбе человека наблюдаются следующие виды соединений:
1) синдесмозы - связки между поперечными и остистыми отростками;
2) синэластозы - связки между дугами позвонков;
3) синхондрозы – хрящевые соединения между телами позвонков;
4) синостозы – костные соединения между крестцовыми позвонками;
5) симфизы – полуподвижные соединения между углами позвонков;
6) диартрозы (суставы) - подвижныесоединения между суставными отростками позвонков.
В позвоночном столбе возможны следующие движения:
1. вокруг фронтальной оси - сгибание и разгибание;
2. вокруг сагиттальной оси - наклоны влево и вправо;
3. вокруг вертикальной оси - вращение.
Ребра, соединяясь сзади с грудными позвонками, а спереди - с непарной костью (грудиной), образуют грудную клетку. Различают истинные, ложные и свободные ребра. Истинные ребра имеют 2 точки прикрепления: к позвоночнику и к грудине; ложные ребра соединяются с позвонком, а другим концом при помощи хряща - с вышележащим ребром; свободные ребра имеют точку прикрепления только с позвоночником.
Задания
1. Изучить строение позвоночника:
а) найти отделы: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый. Определить количество позвонков в каждом отделе;
б) рассмотреть изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости: лордозы (вперед) и кифозы (назад), во фронтальной плоскости (сколиозы - изгибы вправо и влево);
2.Изучить строение позвонка (на примере грудного). Определить:
а) тело;
6) дугу, ножки;
в) позвоночное отверстие;
г) отростки (остистый, поперечные, верхние и нижние суставные);
д) межпозвоночные отверстия.
3. Рассмотреть особенности строения позвонков в различных отделах:
а) шейный отдел: отверстия в поперечных отростках, небольшое тело или его отсутствие у атланта, зуб у осевого позвонка, раздвоенный остистый отросток у большинства позвонков;
б) грудной отдел: реберные ямки на теле позвонка, суставные отростки лежат во фронтальной плоскости, позвоночное отверстие округлой формы, остистый отросток у большинства позвонков направлен книзу;
в) поясничный отдел: тело крупное, бобовидной формы, суставные отростки лежат в сагиттальной плоскости, позвоночное отверстие треугольной формы;
г) крестцовый отдел: основание и верхушка крестца, тазовая и дорсальная поверхности, крестцовые отверстия, поперечные линии, срединный, промежуточные и латеральные гребни, определить их происхождение;
д) копчиковый отдел: отметить сильную редукцию всех элементов позвонков.
4. Рассмотреть соединения между позвонками (связки, хрящевые и костные соединения, суставы) и соединение позвоночника с черепом (атланто - затылочный сустав).
5. Изучить строение грудины. Определить:
а) рукоятку (яремную вырезку, ключичные вырезки, угол грудины);
б) тело (реберные вырезки);
в) мечевидный отросток.
6. Рассмотреть строение ребер:
а) выделить хрящевую и костную части, задний конец (головку), шейку, тело ребра (две поверхности, два края), передний конец;
б) найти истинные ребра (I - VII), соединяющиеся непосредственно с грудиной;
в) найти ложные ребра. (VIII, IX, X), передними концами присоединяющиеся к хрящу предыдущего ребра;
г) найти колеблющиеся ребра (XI. XII), передние концы которых свободны;
7. Рассмотреть соединения ребер: грудино-реберные суставы (7шт.), реберно-позвонковые соединения (12 шт.).
Контрольные вопросы:
- В чем заключается общность и отличия в строении шейных, грудных, поясничных крестцовых и копчиковых позвонков в связи с выполняемыми ими функциями?
- Что такое лордозы и кифозы позвоночника? Их формирование и функциональное значение. Каково влияние различных факторов внешней среды на развитие изгибов позвоночника? Возрастные изменения в строении позвоночника.
- Строение грудной клетки в связи с выполняемыми ею функциями. Особенности строения грудной клетки у человека. Возрастные, половые и индивидуальные особенности формы грудной клетки.
Терминология
Позвоночный столб | - columna vertebralis | |
1. | Позвонок | - vertebra |
2. | Тело позвонка | - corpus vertebrae |
3. | Дуга позвонка | - arcus vertebrae |
4. | Позвоночное отверстие | - foramen vertebrale |
5. | Позвоночный канал | - canalls vertebralis |
6. | Остистый отросток | - processus spinosus |
7. | Поперечный отросток | - processus transversus |
8. | Суставные отростки | - processus articulares |
9. | Шейные позвонки | - vertebrae cervicales |
10. | Первый шейный позвонок | - atlant |
11. | Второй позвонок | - axis |
12. | Седьмой позвонок | - vertebra prominens |
13. | Грудные позвонки | - vertebrae thoracicae |
14. | Поясничные позвонки | - vertebrae lumbales |
15. | Крестцовые позвонки | - vertebrae sacrales |
16.. | Копчиковые позвонки | - vertebrae coccygeae |
17. | Атланто-затылочный сустав | - art. atlantooccipitalis |
Грудная клетка | - thoracis | |
1. | Грудина | - sternum |
2. | Рукоятка грудины | - manubrium sterni |
3. | Тело грудины | - corpus sterni |
4. | Мечевидный отросток | - processus xiphoideus |
5. | Ребра | - costae |
6. | Грудинореберный сустав | - art. sternocostales |
Тема 2: СТРОЕНИЕ ЧЕРЕПА
Цель: Изучить строение отдельных костей черепа и его целостных образований.
Череп служит вместилищем головного мозга и связанных с ним органов чувств. Кроме того, он окружает наружную часть пищеварительного и дыхательного трактов. Соответственно этому череп позвоночных подразделяют на две части: мозговой и висцеральный (лицевой) череп. В мозговом черепе, в свою очередь, выделяют основание и крышу черепа (свод). У млекопитающих мозговой и висцеральный череп срастаются между собой. У человека, в связи с наибольшим развитием головного мозга и органов чувств, размер мозгового черепа достигает значительной величины и преобладает над размером висцерального.
В состав черепа входят плоские и смешанные кости.
Кости черепа соединяются между собой при помощи швов. Почти все кости крыши черепа соединяются при помощи зубчатого шва, исключение составляет соединение височной и теменной кости при помощи чешуйчатого шва. Кости лица прилегают друг к другу ровными краями, образуя плоские швы. Единственным диартрозом (суставом) на черепе является парный височно-нижнечелюстной сустав, соединяющий нижнюю челюсть с основанием черепа.
Задания:
1. Найти и рассмотреть кости, входящие в мозговой череп:
а) затылочную - тело, латеральные части (2), чешуя,большое затылочное отверстие, наружный затылочный бугор;
б) клиновидную (основную) - тело, большие крылья, малые крылья, крыловидные отростки (латеральная и медиальная пластинки), турецкое седло;
в) лобную - вертикальный отдел (чешуя), горизонтальный отдел ( глазничные части), носовая часть, скуловые отростки;
г) решетчатую – продырявленная пластинка, вертикальная пластинка, лабиринты, средняя и верхняя носовые раковины;
д) височную - чешуя, каменистая часть, барабанная часть, скуловой, сосцевидный, шиловидный отростки, наружное слуховое отверстие;
е) теменную - передний, задний, латеральный и медиальный края, теменной бугор.
2. Выписать парные и непарные кости мозгового черепа.
3. Найти и рассмотреть кости, входящие в состав висцерального черепа:
а) верхнюю челюсть - выделить тело, 4 поверхности (переднюю, подвисочную, носовую и глазничную), 4 отростка (лобный, небный, скуловой, альвеолярный);
б) нижнюю челюсть – тело (основание, альвеолярный отросток), ветвь, отростки (мыщелковый и венечный);
в) нижнюю носовую раковину (отметить место ее прикрепления на верхней челюсти);
г) небную кость (горизонтальная и вертикальная пластинки);
д) скуловую кость – выделить отростки (височный, лобный), поверхности (височная, глазничная, латеральная);
е) носовую кость, слезную кость, сошник – отметить местоположение на черепе;
з) подъязычную кость – тело, большие и малые рожки;
4. Выписать парные и непарные кости висцерального черепа.
5. Рассмотреть и найти соединения между частями черепа:
а) диартрозы - височно-нижнечелюстной сустав;
б) синдесмозы - швы: венечный, сагиттальный, чешуйчатый и лямбдовидный;
6. Найти перечисленные образования черепа и указать, какие кости и их элементы образуют эти структуры:
а) основание (наружное и внутреннее);
б) черепные ямки (передняя, средняя, задняя), их назначение;
в) крыша черепа;
г) поверхности глазниц (верхняя, нижняя, медиальная, латеральная);
д) носовая перегородка;
е) височная, подвисочная, крылонебная ямки;
ж) твердое небо;
Контрольные вопросы:
1. Чем отличается строение костей черепа от строения других костей скелета и почему?
2. В каких костях есть воздухоносные пазухи, с какими полостями черепа они связаны, каково их функциональное значение?
3. Какими костями образованы стенки глазницы? С какими полостями и ямками черепа, и с помощью каких отверстий сообщается глазница?
4. Какими костями образованы стенки носовой полости? С какими полостями и с помощью каких отверстий она сообщается?
5. Чем образованы стенки полости рта? С чем она сообщается?
6. К какому виду соединений относят швы черепа? Как различаются швы по форме? Назовите все швы черепа.
7. Сравните строение мозгового и лицевого отделов черепа человека с черепом животных. С чем связаны эти отличия?
8. Отметьте возрастные, половые и индивидуальные особенности строения черепа.
Терминология
Череп | cranium | |
Мозговой череп | -neurocranium | |
1. | Кость затылочная | -оs occipitale |
2. | Кость височная | -os temporale |
3. | Кость теменная | -оs parietale |
4. | Кость лобная | -os frontale |
5. | Кость решетчатая | -os ethmoidale |
6. | Кость клиновидная | -os sphenoidale |
Висцеральный череп | -cranium viscerale, splanhnocranium | |
1. | Верхняя челюсть | -maxilla |
2. | Кости лица | -ossa facies |
3. | Нижняя челюсть | -mandibula |
4. | Небная кость | -os palatinum |
5. | Носовая кость | -os nasale |
6. | Слезная кость | -os lacrimale |
7. | Скуловая кость | -os zygomaticum |
8. | Подъязычная кость | -os hyoideum |
9. | Сошник | -vomer |
Череп в целом | ||
1. | Глазница | - orbita |
2. | Полость носа | - cavum nasi |
3. | Родничок | - fonticoulus |
4. | Шов венечный | - suture coronalis |
5. | Шов чешуйчатый | - sut. squamosa |
6. | Шов лямбдовидный | - sut. lambdoidea |
7. | Шов сагиттальный | - sut.sagittalls |
8. | Шов плоский | - sut. plana |
9. | Сустав височно-нижнечелюстной | - art. temporomandibularis |
10. | Большое затылочное отверстие | - foramen magnum |