Основные симптомы, синдромы и проблемы при гипотиреозе
1. Синдром поражения нервной системы: снижение памяти, сонливость, апатия, снижение эмоциональной окраски ощущений, утомляемость, зябкость, сухость кожи.
2. Синдром поражения сердечно - сосудистой системы: брадикардия, гипотензия.
3. Синдром поражения желудочно-кишечного тракта: запоры, нарушение аппетита.
4. Нарушение менструального цикла – меноррагии.
5. Синдром нарушения основного обмена: увеличение веса, отеки, особенно лица и кистей рук (слизистый отек всего тела, развивающийся при гипотиреозе, носит название микседема), утолщение кожи, нарушения слуха, голоса.
Возможные проблемы из-за выше перечисленных синдромов и симптомов:нарушение качества жизни, нарушение профессиональной и непрофессиональной деятельности и самоухода; дискомфорт из-за косметического дефекта, нарушение терморегуляции, питания, нарушение репродуктивного здоровья, нарушение выделения. Нарушение общения, изменение социального статуса.
Потенциальные проблемы.
1. Риск развития анемии вследствие меноррагий, нарушения всасывания белков, железа и витамина В12.
2. Риск травматизации.
3. Риск инфицирования из-за снижения иммунитета.
4. Риск развития атеросклероза, ишемической болезни сердца, гипертензии.
5. Риск развития гипотиреоидного криза.
6. Риск развития осложнений от обследования и лечения.
7. Риск потери работы, семьи, друзей.
Задание:установить соответствие
ЗАБОЛЕВАНИЕ | СИМПТОМЫ |
А) Гипертиреоз Б) Гипотиреоз | 1. Повышенная возбудимость 2. Симптом Грефе 3. Запоры 4. Тахикардия 5. Зябкость 6. Увеличение веса 7. Экзофтальм 8. Тремор 9. Нарушение ритма сна 10. Сухость кожи 11. Снижение внимания 12. Брадикардия |
3) Повторить изученный ранее материал:
1. Сестринское дело в терапии: правила проведения опроса пациента; правила проведения осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации; оценка состояния кожных покровов; измерение АД; определение характеристик пульса; оценка состояния подкожно-жировой клетчатки.
2. Манипуляционная техника: сбор мочи для определения глюкозы и ацетона; подкожное введение инсулина.
Семинарско-практические занятия № 2, 3.
Тема: «Сестринский процесс при сахарном диабете».
Вопросы для самоподготовки студентов:
Занятие №1
1. Определение «сахарный диабет», понятия «сахарный диабет 1 типа» и «сахарный диабет 2 типа»
2. Патогенез сахарного диабета 1 и 2 типа.
3. Предрасполагающие факторы в развитии сахарного диабета.
4. Клиническая симптоматика сахарного диабета.
5. Диагностика сахарного диабета.
6. Осложнения сахарного диабета.
Занятие №2
1. Принципы лечения сахарного диабета: диетотерапия, инсулинотерапия, лечение пероральными сахароснижающими препаратами (ПССП).
2. Особенности сестринского процесса при сахарном диабете.
3. Реабилитация больных сахарным диабетом.
Задание для самоподготовки:
Занятие №1
1) Повторить изученный ранее материал:
1. Анатомия и физиология: АФО поджелудочной железы; строение островкового аппарата поджелудочной железы, роль инсулина и глюкагона в углеводном обмене.
2. Сестринское дело в терапии: правила проведения опроса пациента; оценка состояния кожных покровов; измерение АД; определение характеристик пульса; оценка состояния подкожно-жировой клетчатки.
3. Манипуляционная техника: сбор мочи для определения глюкозы и ацетона; подкожное введение инсулина.
2) Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные формы сахарного диабета.
2. Перечислите предрасполагающие факторы в развитии сахарного диабета.
3. Назовите основные признаки сахарного диабета.
4. Какие осложнения сахарного диабета относятся к микроангиопатиям?
5. Какие осложнения осложнения сахарного диабета относятся к макроангиопатиям?
6. Концентрация глюкозы в крови натощак в норме.
7. Концентрация глюкозы в крови через 2 часа после нагрузки глюкозой в норме.
8. Концентрация глюкозы в крови натощак при сахарном диабете.
9. Концентрация глюкозы в крови через 2 часа после нагрузки глюкозой при сахарном диабете.
10. Что можно обнаружить при исследовании мочи при сахарном диабете?
3) Решить ситуационные задачи (письменно в дневниках):
Ситуационная задача №1
В стационаре находится пациентка П., 59 л., диагноз: сахарный диабет 2 типа, ангиопатия нижних конечностей. Жалобы на боли в икроножных мышцах при ходьбе на небольшие расстояния, зябкость стоп, зуд кожи, учащенное мочеиспускание (ночью встает 2 –3 раза). Больна около 10 лет, лечится нерегулярно, любит выпечку.
Объективно: кожа сухая, со следами расчесов, бледная и холодная на ощупь на стопах. Рост 156 см, масса тела 73 кг, АД 150/70 мм рт. ст., ЧСС 76 в мин, ЧДД 18 в мин, Т 36,80С, сахар крови 9,2 ммоль/л.
Ситуационная задача №2
В отделении 2-е сутки находится пациентка Н., 22 г., с диагнозом сахарный диабет I типа, впервые выявленный. Жалобы на слабость, сухость во рту, жажду, учащенное безболезненное мочеиспускание, кожный зуд. Всегда считала, что сахарный диабет – болезнь пожилых людей. Любит сладости, фрукты. Замужем, детей нет.
Объективно: кожа сухая со следами расчесов, отеков нет. Рост 164 см, масса тела 58 кг., АД 120/80 мм рт. ст., ЧСС 78 в мин., ЧДД 16 в мин., диурез 3 литра.
Задание:
1. Определить нарушенные потребности.
2. Определить все проблемы пациента.
3. Выбрать приоритетную и поставить цель сестринского вмешательства.
4. Спланировать сестринское вмешательство с учётом всех проблем.
4) Оформить в дневнике таблицу:
Особенности | СД 1 типа | СД 2 типа |
Возраст | ||
Начало болезни | ||
Недостаточность инсулина | ||
Склонность к кетоацидозу | ||
Масса тела | ||
Связь с вирусной инфекцией или аутоиммунным заболеванием | ||
Частое сочетание с атеросклерозом и ИБС | ||
Лечение: *диета *пероральные сахароснижающие препараты *инсулинотерапия |
Занятие №2
1) Ответить на вопросы для самоконтроля (устно):
1. Назовите предпочтительные физические нагрузки при СД.
2. Что такое 1 хлебная единица?
3. Что может спровоцировать приём алкоголя?
4. Назовите некалоригенные сахарозаменители.
5. Назовите сахарозаменители, содержащие калории.
6. На какие категории делятся продукты при СД?
7. Когда производится введение инсулинов быстрого действия при СД?
8. Назовите группы инсулинов и представителей этих групп.
9. Назовите группы ПССП и представителей этих групп.
2) Переписать в дневник:
Таблица подсчёта хлебных единиц (ХЕ)
Молоко и жидкие молочные продукты | 1 ХЕ = | |
1 стакан | Молоко | 200 мл |
1 стакан | Кефир | 200 мл |
1 стакан | Сливки | 200 мл |
Хлеб и хлебобулочные изделия | 1 ХЕ = | |
1 кусок | Белый хлеб | 20 г |
1 кусок | Ржаной хлеб | 25 г |
5 шт. | Крекеры | 15 г |
2 шт. | Сухари | 15 г |
1 ст. ложка | Панировочные сухари | 15 г |
Макаронные изделия | 1 ХЕ = | |
1-2 ст. ложки (в зависимости от вида изделия) | Вермишель, лапша, рожки, макароны | 15 г |
Примечание: имеются в виду несваренные макаронные изделия; для вареного продукта 1 ХЕ соответствует 2-4 ст. ложкам (50 г), в зависимости от вида продукта.
Крупы, мука | 1 ХЕ = | |
1 ст. ложка | Гречневая | 15 г |
½ початка | Кукуруза | 100 г |
2 ст. ложки | Кукурузные хлопья | 15 г |
1 ст. ложка | Манная | 15 г |
1 ст. ложка | Мука (любая) | 15 г |
1 ст. ложка | Овсяная | 15 г |
1 ст. ложка | Овсяные хлопья | 15 г |
1 ст. ложка | Перловая | 15 г |
1 ст. ложка | Пшено | 15 г |
1 ст. ложка | Рис | 15 г |
Примечание: имеется в виду сырая крупа; для вареной 1 ХЕ соответствует 2 ст. ложкам.
Картофель | 1 ХЕ = | |
1 шт. величиной с крупное куриное яйцо | Варёный картофель | 65 г |
2 ст. ложки | Картофельное пюре | 75 г |
2 ст. ложки | Жареный картофель | 35 г |
2 ст. ложки | Сухой картофель | 25 г |
Фрукты и ягоды (с косточками и кожурой) | 1 ХЕ = | |
2 – 3 шт. | Абрикосы | 110 г |
1 шт., крупная | Айва | 140 г |
1 кусок (поперечный срез) | Ананас | 140 г |
1 кусок | Арбуз | 270 г |
1 шт., средний | Апельсин | 150 г |
½ шт., средний | Банан | 70 г |
7 ст. ложек | Брусника | 140 г |
12 шт. | Виноград | 70 г |
15 шт. | Вишня | 90 г |
1 шт., большой | Гранат | 170 г |
½ шт., крупный | Грейпфрут | 170 г |
1 шт., средняя | Груша | 90 г |
1 кусок | Дыня | 100 г |
8 ст. ложек | Ежевика | 140 г |
1 шт. | Инжир | 80 г |
1 шт., крупная | Киви | 110 г |
10 шт., средние | Клубника | 160 г |
6 ст. ложек | Крыжовник | 120 г |
8 ст. ложек | Малина | 150 г |
1 шт., небольшое | Манго | 110 г |
2-3 шт., средние | Мандарины | 150 г |
1 шт., крупный | Персик | 120 г |
4 шт., средние | Сливы | 90 г |
7 ст. ложек | Смородина | 140 г |
1 шт., средняя | Хурма | 70 г |
7 ст. ложек | Черника, черная смородина | 140 г |
1 шт., среднее | Яблоко | 90 г |
(6-8 стол. ложек ягод, таких как малина, смородина и др., в среднем соответствует 1 стакану (чайной чашке) этих ягод. 100 мл 100% сока без сахара содержит 10 г углеводов.
Другие продукты | 1 ХЕ = | |
1 шт., средняя | Котлета | 70 г |
1 стакан | Квас | 250 мл |
1 стакан | Пиво | 250 мл |
1 шт. | Мороженое | 65 г |
1 ст. ложка | Сахарный песок | 10 г |
2,5 куска | Сахар кусковой | 10 г |
3) Изучить информационный материал.
4) Выполнить задание для закрепления полученных знаний (в дневниках):
25 советов по уходу за ногами при сахарном диабете
Ежедневный осмотр ступней
1. Ежедневно осматривайте свои ступни, в первую очередь, снизу. Проще всего использовать для этого зеркало.
2. Будьте внимательны к появлению воспаления и грибковых заболеваний между пальцами ног и на ногтях.
Уход за ногами
1. Ежедневно мойте ноги тёплой водой (температура воды 30-35°С).
2. Используйте мыло, соответствующее типу Вашей кожи.
3. Не применяйте при этом содержащие алкоголь добавки (состав средства указан на упаковке!)
4. После мытья стопы должны быть хорошо высушены, особенно – кожа между пальцами ног.
5. Сухая шелушащаяся, растрескавшаяся кожа является предупреждением, что стопы слишком сухие.
6. В этом случае ежедневно смазывайте ступни кремом для ног, однако не следует наносить крем между пальцами.
7. Регулярно обрабатывайте грубую кожу пемзой.
8. Чаще обновляйте пемзу, в ней может появиться грибок.
9. Не используйте мозольный пластырь.
10. Нельзя срезать мозоли на ногах.
11. Нельзя использовать грелки для согревания ног, из-за снижения чувствительности может произойти ожог.
Уход за ногтями
1. Регулярно подпиливайте ногти на ногах.
2. Подпиливайте ногти прямо, однако не оставляйте острых краёв – они могут повредить другие пальцы.
3. Ежедневно делайте гимнастику для ног.
4. Гуляйте ежедневно минимум 30 мин.
Какую обувь покупать для себя?
1. Покупайте себе широкую, удобную и хорошо сидящую на ноге обувь, которая не причиняет боли при первой примерке. Ступня не должна быть зажата.
2. Подбирайте обувь во второй половине дня: Вы сможете более точно определить размер.
3. Регулярно осматривайте обувь: нет ли в ней инородных предметов, не завернулась ли стелька.
4. Ежедневно меняйте носки или чулки.
5. Предпочтительнее использовать белые носки из хлопка, на них сразу можно заметить следы возможных ранок (следы крови или гноя).
6. Никогда не ходите босиком или без носков.
7. Во время пешеходных прогулок обращайте особое внимание на появление мозолей или ранок.
8. Со всеми неприятностями на Ваших стопах обращайтесь к Вашему врачу, идеально в течение суток с момента обнаружения повреждения кожи.
Задание:распределить возможные рекомендации медсестры по уходу за ногами для пациента с сахарным диабетом на верные и неверные.
РЕКОМЕНДАЦИИ
1. Ежедневно осматривать свои ступни.
2. Ежедневно мыть ноги в горячей воде (40 – 45° С).
3. Ежедневно смазывайте жирным кремом межпальцевые промежутки.
4. Ежедневно меняйте чулки или носки.
5. Предпочтительнее использовать носки из синтетических тканей.
6. Нельзя использовать грелки для согревания ног.
7. Никогда не ходите босиком или без носков.
8. Для удаления мозолей срезайте их или используйте мозольный пластырь.
9. Ежедневно протирайте кожу стоп спиртсодержащими лосьонами.
10. Нельзя использовать пемзу для обработки даже грубой кожи.