Задания для самостоятельной работы резидента
ГОсударственный медицинский университет г.семей
Кафедра фармакологии и доказательной медицины
Силлабус
Модуль: Базовые дисциплины в резидентуре
Дисциплина: Менеджмент научных исследований
Код дисциплины:MNI
Специальность: Резидентура по медицинским специальностям
Объем учебных часов/кредитов: 90/2
Курс и семестр изучения:1/1
Семей 2016
Силлабус составлен кафедрой фармакологии и доказательной медицины
Автор (ы): к.м.н., доцент Пивина Л.М.
Обсужден на заседании кафедры от «_____» _____________201_г.
от «_____» _____________201_г.
Протокол №____
Зав.кафедрой/завуч _____________________ (Ф.И.О., подпись)
Обсужден на заседании КОП
от «_____» _____________201_г.
Протокол №____
Председатель _____________________ (Ф.И.О., подпись)
Обсужден на заседании УМС
от «_____» _____________201_г.
Протокол №____
Председатель _____________________ (Ф.И.О., подпись)
1. Сведения о преподавателях:
№ | ФИО | Должность, ученая степень, ученое звание, | Научные интересы и достижения/категория |
Пивина Л.М.. | Кандидат медицинских наук, доцент | Радиационная медицина, внутренние болезни | |
Семенова Ю.М. | Кандидат медицинских наук, доцент | Общественное здравоохранение, офтальмология | |
Аукенов Н.Е. | Кандидат медицинских наук | Лабораторное дело, инфекционные болезни | |
Токаева А.З. | Кандидат медицинских наук, доцент | Инфекционные болезни, менеджмент научных исследований |
Контактная информация:
Кафедра располагается на базе общежития ГМУ г.Семей по ул. Ленина 3
Учебная база кафедры находится на 1 этаже, состоит из 2 учебных комнат.
Контактный телефон:
2. Политика дисциплины в резидентуре:
Политика дисциплины – это общие требования кафедры и университета в целом, предъявляемые к обучающемуся в процессе изучения дисциплины, направленные на наиболее полное освоение резидентом учебного материала и плодотворное сотрудничество преподавателей и обучающихся.
Требования к поведению, внешнему виду резидентов:
Ø Бережно относиться к имуществу кафедры, не сорить, не писать на столах, при порче имущества обязаны возместить причиненный ущерб.
Ø Девушкам-резидентам запрещается носить обувь на шпильке.
Ø Соблюдать правила противопожарной безопасности.
Ø Соблюдать правила внутреннего распорядка университета.
Ø Уважительно и корректно относиться к преподавателям, сотрудникам и обучающимся.
Ø Знать и соблюдать Кодекс Корпоративной этики ГМУ г Семей, в том числе пункт «Требования к внешнему виду».
Ø Быть дисциплинированными и опрятными, вести себя достойно в Университете, больницах, соблюдать тишину и порядок на занятиях, в холлах и коридорах.
Ø Посещать собрания, проводимые кафедрой или деканатом. На собрание Резидент должен явиться не менее чем за 15 минут до его начала.
Ø Отключать мобильные телефоны во время лекций, занятий.
Требования к учебной деятельности резидента:
Ø В полном объеме овладевать знаниями, умениями, практическими навыками и компетенциями.
Ø Накапливать «Портфолио» в электронном варианте для достижения компетенций по выбранной специальности.
Ø Для полного освоения учебной программы по дисциплине посещение лекций, практических (лабораторных, семинарских) занятий является обязательным. На клинических кафедрах обязательно посещать обходы профессора или доцента, врачебные консилиумы.
Ø Присутствовать на лекциях, практических, лабораторных и семинарских занятиях, экзаменах в медицинской форме.
Ø Иметь санитарные книжки на клинических кафедрах с допуском от СЭС.
Ø Принимать участие в работе научно-практических, патологоанатомических конференций и ассоциаций по специальности.
Ø Активно участвовать в жизни кафедры (работа в кружке СНО, мероприятиях кафедры и т.д.).
• Требования к деятельности резидента в отделениях клинической базы:
Ø Курировать больных в организациях, оказывающих доврачебную медицинскую помощь, квалифицированную медицинскую помощь, специализированную медицинскую помощь, медико-социальную помощь;
Ø Участвовать в назначении и выполнении диагностических, лечебных и профилактических мероприятий;
Ø Вести документацию и санитарно-просветительную работу среди населения;
Ø Участвовать в составлении отчетов о деятельности отделения;
Ø Участвовать в профилактических осмотрах, диспансеризации, присутствует на консилиумах;
Ø Участвовать в обходах больных, клинических разборах;
Ø Присутствовать на патолого-анатомических вскрытиях, участвует в исследованиях аутопсийных, биопсийных и операционных материалов;
Ø Дежурить не менее четырех раз в месяц в лечебно-профилактических организациях.
Требования по текущему контролю резидента:
Ø Оценки текущего контроля по дисциплинам объемом более 10 кредитов выставляются 1 раз в неделю, дисциплины объемом от 4 до 10 кредитов – 2 раза в неделю, дисциплины объемом 1-3 кредитов – по каждой теме занятия (ежедневно).
Ø В случае пропуска занятий по уважительной и неуважительной причине обучающийся обязан получить допуск из деканата в течение первого дня со дня выхода на занятия.
Ø Если резидент пропустил не более 1 дня занятий, он допускается к занятиям без предоставления допуска из деканата (данный пункт распространяется только на дисциплины объемом более 108 часов). Допуски из деканата хранятся в журналах учебных групп.
Ø В случае пропуска занятий обучающимися по уважительной причине (нахождение на стационарном лечении, возникновение событий чрезвычайного характера: стихийные бедствия, аварии и другие), староста группы или куратор обязаны в течение суток информировать кафедру и деканат о происшедшем любым способом (по телефону и прочее) с предоставлением в трехдневный срок документов, подтверждающих это обстоятельство. Оправдательными документами являются: больничный лист, свидетельство о смерти близких, донорская справка, свидетельство о бракосочетании, свидетельство о рождении ребенка. При отсутствии подтверждающих документов причина считается неуважительной. В случае предоставления фальшивых документов допуск не выдается и по отношению к обучающемуся будут приняты административные меры в соответствии с Правилами внутреннего распорядка.
Ø Резидент обязан отработать пропущенные занятия по уважительной причине в течение одного месяца. При не отработке в течение одного месяца вместо «нб» ставится оценка «0».
Ø Резидент обязан отработать пропущенные занятия по неуважительной причине в течение 2 недель. При не отработке в течение 2-х недель вместо «нб» ставится оценка «0».
Ø При отработке занятия, пропущенного по неуважительной причине, обучающемуся выставляется оценка не выше 2,33 (70%).
Ø При отработке занятия, пропущенного по уважительной причине, резиденту выставляется оценка в соответствии с продемонстрированными знаниями и навыками
Ø Кафедре вместе с допуском предоставляется ксерокопия подтверждающего документа. Обучающийся может одномоментно отработать 2 занятия, пропущенных по уважительной причине.
Ø При отработке пропущенного занятия по уважительной причине «нб» в бумажном журнале округляется и полученная оценка вносится в бумажный и электронный журнал. Заявки для проставления оценки в электронный журнал осуществляется в течение месяца с момента выдачи допуска деканата.
Ø В случае пропуска (не отработанных по уважительной и неуважительной причине) двух и более занятий в течение месяца обучающийся считается неаттестованным. В зависимости от количества пропусков общего объема часов практических занятий дисциплины применяются следующие административные взыскания:
o - 5 - 10% - замечание
o - 11 - 15% и выше - выговор (в соответствий с правилами внутреннего распорядка университета при наличии 3-х выговоров обучающийся отчисляется).
o Пропущенные занятия по неуважительной причине резидент в течение 2 недель проходит как дополнительный вид обучения (ДВО) на платной основе с составлением договора на оказание ДВО.
Ø Отработка пропущенного занятия в себя включает:
o - курация больного по теме с устным опросом;
o - ночное дежурство (женщины, беременные и имеющие детей до 3х лет осуществляют дневное дежурство в выходные дни);
Ø В случае, если обучающиеся нуждаются в дополнительных видах обучения и факультативных занятиях, то также составляется договор на оказание ДВО. Все виды ДВО проводятся на платной основе
Ø Резидент, пропустивший по неуважительной причине 25% от общего объема часов практических занятий дисциплины не допускается к промежуточной аттестации (экзамену) по дисциплине и обязан пройти летний (платный) семестр. Резидент обязан отработать по индивидуальному графику пропуски по уважительной причине.
Ø На последнем занятии подсчитывается оценка рейтинга допуска (ОРД) по дисциплине, в ведомости ОРД резидент ставит свою подпись об ознакомлении, а также ОРД проставляется в зачетной книжке ведущим преподавателем.
Ø Неудовлетворительные оценки, полученные на текущих занятиях и рубежном контроле, не отрабатываются. При наличии неудовлетворительных оценок обучающийся получает низкую ОРД, которая в свою очередь влияет на допуск к экзаменам.
• Требования по промежуточному и итоговому контролю резидента:
Ø Запрещается брать на экзамены сотовые телефоны, i–Phone, i-Pad, другие средства информационного сервиса. В случае пользования сотовым телефоном, i–Phone, i-Pad и др. в качестве подсказки обучающийся удаляется с экзамена, составляется Акт удаления с экзамена и ему выставляется оценка F. При использовании шпаргалок на экзамене или дифференцированном зачете обучающемуся автоматически выставляется итоговая оценка «неудовлетворительно».
Ø В резидентуре принята интегрированная форма экзамена (промежуточная аттестация) по дисциплинам: устный экзамен (в удельном весе итоговой оценки дисциплины составляет 10%)+тестирование (20%) +отработка практических навыков (10%) (ОСКЭ, ОСПЭ, мини-клинический экзамен, решение ситуационных задач).
Ø Пересдача положительной оценки за экзамен с целью ее повышения не разрешается.
Ø Резиденты, не согласные с оценкой экзамена, имеют право подать на апелляцию. Подача заявления на апелляцию по дисциплине проводится после экзамена не позднее следующего дня до 12.00 часов по инициативе обучающегося в следующих случаях:
o -неясная или некорректная формулировка;
o -нет правильного ответа;
o -несколько правильных ответов;
o -вопросы выходят за пределы учебной программы, описанной в рабочей программе дисциплины;
o -не отображаются картинки.
Ø Обучающийся, имеющий по результатам промежуточной аттестации оценку «неудовлетворительно» повторно изучает дисциплину на платной основе.
Ø В случае отсутствия резидента на экзамене ему выставляется оценка «0».
Ø При наличии уважительной причины неявки на экзамен, подтверждающейся соответствующей справкой, резиденту предоставляется право сдать экзамен по индивидуальному графику.
- Пререквизиты для изучения дисциплины:
Основы доказательной медицины;
Эпидемиология;
Биостатистика
Философия
Биоэтика
Постреквизиты:
Медицинские специальности резидентуры
PhD докторантура
4. Задачи, формы, методы обучения и оценки учебной дисциплины:
Код компетенции | Конечные результаты дисциплины/задачи обучения | Тема занятия | Оценка | Методы обучения | Форма проведения/ кол-во часов | |||||||
Метод оценки | Форма контроля | КИС | Лекция | Семинар | Практика | СРО | Итого | |||||
КК- 5 Исследования КК-6 Обучение и развитие | Определяет актуальность, новизну и практическую значимость научного исследования, формулировать цель и задачи, определять объект исследования. Аргументирует суждения при участии в дискуссиях с позиции принципов доказательной медицины и менеджмента научных исследований | 1. Процесс научного познания. Определение актуальности, новизны научного исследования. Оценка практической значимости планируемого исследования. 2. Объект и предмет исследования. Формулировка целей и задач научного исследования по выбранной резидентом теме | Устный опрос, тестирование, оценка продукта | Текущий контроль | Тесты, чек-лсты | Лекция, дискуссия, критический анализ | ||||||
КК- 5 Исследования КК-6 Обучение и развитие | Выбирает, оценивает и разрабатывает оптимальный дизайн в применении к выбранной теме исследования. Аргументирует суждения при участии в дискуссиях с позиции принципов доказательной медицины и менеджмента научных исследований | 1. Классификация дизайнов исследования. Поперечные исследования. Исследование «случай-контроль». Когортные исследования. Оценка качества проведения исследований по конкретным примерам из научной литературы 2. РККИ, систематический обзор, метаанализ, качественные исследования. Оценка качества их проведения на конкретных примерах научных публикаций. Выбор оптимального дизайна по выбранной резидентом теме научного исследования. | Устный опрос, тестирование, оценка продукта | Текущий контроль | Тест, чек лист, демонстрация разработанной схемы дизайна | Лекция, дискуссия, самостоятельная работа резидента | ||||||
КК- 5 Исследования КК-6 Обучение и развитие | Разрабатывает план исследования по выбранной специальности, демонстрирует знания в области методологии сбора информации, интерпретации, анализа, систематизации полученных результатов, способен формулировать выводы и составлять практические рекомендации Аргументирует выводы и суждения при участии в дискуссиях с позиции принципов доказательной медицины и менеджмента научных исследований | 1. Планирование, подготовка и последовательность научного исследования. Выбор методов исследования Определение объема и отбор выборки. Формирование групп исследования. Сбор информации с формированием плана и протокола исследования по выбранной теме. 2. Оценка методологического качества, основные виды ошибок научных исследований. Базы данных медицинской информации. Анализ и интерпретация результатов научного исследования. Внедрение результатов научных исследований в медицинскую практику | Устный опрос, тестирование , оценка продукта | Текущий контроль | Тесты, дискуссия | Лекция, дискуссия, самостоятельная работа резидента | ||||||
КК- 5 Исследования КК-6 Обучение и развитие | Демонстрирует знания правил написания и оформления научно-исследовательской работы, доклада, публикаций для участия в научных конференциях применительно к специальности. Пишет и оформляет тезис для конференции молодых ученых ГМУ г. Семей. Аргументирует выводы и суждения при участии в конференциях, дискуссиях с позиции принципов доказательной медицины и менеджмента научных исследований | 1. Структура и содержание научных публикаций. Планирование, подготовка и последовательность написания статьи, разработка систематического подхода при написании публикации. Поиск и использование литературных источников 2. Правильный выбор журнала для публикации. Подача публикаций в издание. Написание тезисов для республиканских и зарубежных конференций. Подготовка доклада для конференции. | Устный опрос, тестирование, оценка продукта | Текущий контроль | Тесты, демонстрация наисанного резидентом тезиса | Лекции, дискуссии, самостоятельная работа резидента | ||||||
КК- 5 Исследования | Анализирует методологии научных публикаций по выбранной специальности, синтезирует результаты различных исследований по выбранной теме | Критический анализ методологии научных публикаций по выбранной специальности. Систематический обзор результатов исследований по выбранной теме | Устный опрос, , оценка продукта, | Текущий контроль, ээкзамен | Чек-лист | Лекция, дискуссия, самостоятельная работа резидента | ||||||
КК- 5 Исследования | Демонстрирует знания основ национального и международного права в области научных исследований | Основы национального и международного права в области научных исследований. | Устный опрос | Текущий контроль | тесты | Лекция, дискуссия | ||||||
Итого: |
Тематические планы
Тематический план лекций
№ | Наименование темы лекций | Краткое содержание (вопросы темы) | Количество часов |
Общие подходы к научному творчеству | Подходы к выполнению научной работы. Основные понятия научно-исследовательской работы. Общая схема выполнения научного исследования. Выбор темы с учетом актуальности, новизны и практической значимости. Библиографический поиск литературных источников. | ||
Дизайн и методология исследований в медицине. | Выбор оптимального дизайна исследования в зависимости от поставленного перед исследователем научного вопроса. Основные систематические и случайные ошибки в проведении исследования. Анализ выбора дизайна на примерах научных публикаций. Сравнительная характеристика отдельных видов дизайна для решения научной проблемы. | ||
Экспертиза научно-исследовательских работ | Организация проведения научных исследований в медицине. Элементы проекта исследования. Разработка программы, плана и протокола исследования. Системный подход к планированию исследования. Анализ исследований. | ||
Подготовка исследовательской статьи для публикации в медицинском журнале | Планирование, подготовка и последовательность написания статьи, разработка систематического подхода при написании публикации. Структура публикации. Ошибки публикаций. Импакт-фактор. Годовой индекс. Цитируемость журналов. Поиск и использование литературных источников. Поиск соответствующих журналов. Подача публикаций в издание. Внутренняя и внешняя рецензия публикаций | ||
Анализ научных публикаций | Принципы создания систематических обзоров, анализ методологии научных публикаций с оформлением заключений и выводов. | ||
Принципы этического регулирования биомедицинских исследований | История биоэтики медицинских исследований, принципы Хельсинской декларации Всемирной медицинской ассоциации, национальное право в области медицинских исследований в Казахстане. | ||
Итого | 18 часов |
Тематический план семинарских (практических) занятий
№ | Наименование темы занятия | Литература, базы данных, интернет-источники |
Процесс научного познания. Определение актуальности, новизны научного исследования. Оценка практической значимости планируемого исследования. | Лекция; Методология научного исследования, Новиков A.M., Новиков Д.А., 2010 - fileskachat.com, | |
Объект и предмет исследования. Формулировка целей и задач научного исследования по выбранной резидентом теме | Лекция,; Методология научного исследования, Новиков A.M., Новиков Д.А., 2010 - fileskachat.com, | |
3. Классификация дизайнов исследования. Поперечные исследования. Исследование «случай-контроль». Когортные исследования. Оценка качества проведения исследований по конкретным примерам из научной литературы | Лекция, Campbell M., Machin D. Medical Statistics. A commonsense approach. John Wiley & Sons, Ltd, Chichester, 2003. 203 p. http://pubhealth.spb.ru/EPIDDIST/design.htm | |
РККИ, систематический обзор, метаанализ, качественные исследования. Оценка качества их проведения на конкретных примерах научных публикаций. Выбор оптимального дизайна по выбранной резидентом теме научного исследования. | Лекция, Campbell M., Machin D. Medical Statistics. A commonsense approach. John Wiley & Sons, Ltd, Chichester, 2003. 203 p. http://pubhealth.spb.ru/EPIDDIST/design.htm | |
Планирование, подготовка и последовательность научного исследования. Выбор методов исследования Определение объема и отбор выборки. Формирование групп исследования. Сбор информации с формированием плана и протокола исследования по выбранной теме. | Лекция, Ю. Т. Шарабчиев Методология планирования научных исследований в медицине //Медицинские новости. №4, 2008 http://www.mednovosti.by/journal.aspx?article=1887 Пивина Л.М. Менеджмент научных исследований / Методические рекомендации. Семей. 2012. 53 с. | |
Оценка методологического качества, основные виды ошибок научных исследований. Базы данных медицинской информации. Анализ и интерпретация результатов научного исследования. Внедрение результатов научных исследований в медицинскую практику | Лекция; Ю. Т. Шарабчиев Методология планирования научных исследований в медицине //Медицинские новости. №4, 2008 http://www.mednovosti.by/journal.aspx?article=1887 | |
Структура и содержание научных публикаций. Планирование, подготовка и последовательность написания статьи, разработка систематического подхода при написании публикации. Поиск и использование литературных источников | Лекция; Armen Yuri Gasparyan , Lilit Ayvazyan , Nurbek A. Akazhanov , George D. Kitas1. Self-correction in biomedical publications and the scientific impact // Croat Med J. 2014;55:61-72 doi: 10.3325/cmj.2014.55.61 | |
Правильный выбор журнала для публикации. Подача публикаций в издание. Написание тезисов для республиканских и зарубежных конференций. Подготовка доклада для конференции. | Лекция, Armen Yuri GasparyanChoosing the Target Journal: Do Authors Need a Comprehensive Approach? // Journal of Korean medical science · August 2013 · DOI: 10.3346/jkms.2013.28.8.1117 · Source: PubMed | |
Критический анализ методологии научных публикаций по выбранной специальности. Систематический обзор результатов исследований по выбранной теме | Лекция; Armen Yuri Gasparyan. Bibliographic Databases: Some Critical Points // Journal of Korean medical science · June 2013 Impact Factor: 1.27 · DOI: 10.3346/jkms.2013.28.6.799 · Source: PubMed | |
Основы национального и международного права в области научных исследований. | Лекция, Положение об этической экспертизе биомедицинских исследований/Сост. Н.А. Кирьянов, В.Н. Левина. – Ижевск: Экспертиза, 2006. – 44 с. Этическая экспертиза биомедицинских исследований. Практические рекомендации / под ред. Ю.Б. Белоусова. – М.: Издательство общества клинических исследователей., 2005. – 156 с. Реверчук И.В., Левина В.Н. Планирование этической корректности в схеме дизайна клинического исследования. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2011. N 1. URL: http:// medpsy.ru |
Задания для самостоятельной работы резидента
План организации, график выполнения и сдачи самостоятельной работы резидента (СРР)
№ | Тема СРР | Задания для осуществления/реализации задач | Срок сдачи СРР (номер недели) | Кол-во часов на выполнение СРР |
Особенности проведения экологических научных исследований с учетом дизайна | Изучить и представить в виде презентации основные принципы, виды и конкретные примеры проведения экологических научных исследований | |||
Социологические методы в научном исследовании. | Изучить и представить в виде презентации общую характеристику, достоинства и недостатки, методику применения социологических исследований в медицинских исследованиях | |||
Научные исследования в организации образования. Внедрение результатов научных исследований в образовательную деятельность | Изучить и представить в виде презентации общую характеристику, основные методы проведения научных исследований в организациях образования. Грантовые проекты и научно-технические, целевые программы | |||
Базы данных медицинской информации | Изучить и представить в виде презентации основные принципы формирования баз данных медицинской информации для хранения, статистической обработки и дальнейшего использования результатов научного исследования. Регистры медицинской информации | |||
Бюджет грантовой заявки | Изучить и представить в виде презентации основные принципы составления бюджета грантовых заявок с указанием основных статей расхода на проведение научного исследования | |||
Ошибки публикаций | Изучить и представить в виде презентации основные виды ошибок написания, оформления и подачи научных публикаций (плагиат, неправильный выбор журнала, низкое методологическое качество , ошибки оформления). | |||
Внедрение результатов научных исследований в медицинскую практику | Изучить и представить в виде презентации способы и методы внедрения результатов научных исследований в медицинскую практику (клинические руководства, стандарты и протоколы диагностики и лечения заболеваний с учетом результатов научных исследований) | |||
Анализ и интерпретация результатов научного исследования | Изучить и представить в виде презентации основные методы анализа и интерпретации результатов научного исследования (статистический анализ, экспертиза выбранного дизайна и соответствия результатов исследования поставленным целям, задачам, дизайну, практическая значимость, актуальность и новизна) | |||
Представление табличного, текстового и иллюстративного материала в научной публикации | Изучить и представить в виде презентации основные правила оформления научной публикации, требования к авторам научных публикаций, методы построения табличного и иллюстративного материала | |||
Развитие Казахстанской медицинской науки | Изучить и представить в виде презентации основные этапы становления Казахстанской медицинской науки, основные законодательные акты в сфере осуществления научной деятельности, этические принципы проведения научных исследований в Казахстане. |