Дозирование самостоятельной познавательной деятельности студентов при изучении тем
Управление здравоохранения Курганской области
Курганская областная клиническая больница
Курганский базовый медицинский колледж
Мысливцев С.В., Моисеева З.И.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Курган 2007
Клизмы и газоотводная трубка: Учебно-методическое пособие. - Курган, 2007. – 34 с.
Печатается по решению методического объединения КбМК.
Авторы-составители: Мысливцев С.В., кандидат медицинских наук,
главный врач Курганской областной клинической больницы
Моисеева З.И., преподаватель Курганского базового медицинского колледжа
Рецензенты: Плотников В.В. – доктор медицинских наук, заведующей колонопроктологическим отделением Курганской областной клинической больницы
Коломиец О.А. – преподаватель дисциплины «Сестринское дело в терапии», зам. директора Курганского базового медицинского колледжа по последипломной подготовке
В пособии представлены типы и виды клизм, общие требования и последовательность действий для их выполнения, универсальные меры предосторожности, дезинфекция предметов ухода за пациентами.
Дидактический материал поможет качественно провести манипуляции, подготовить пациента к инструментальному исследованию и оценить профессиональную деятельность медсестры.
Рекомендуется в качестве учебно-методического пособия для студентов повышенного уровня медицинских колледжей, училищ и для практикующего сестринского персонала
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….… | |
1. Общая характеристика темы………………………………………………... | |
1.1. Технологическая карта по основам сестринского дела………………… | |
1.2. Дозирование самостоятельной познавательной деятельности студентов при изучении тем………………………………………………… | |
1.3. Направляющий текст при выполнении практической работы по теме «Клизмы»……………………………………………………………………… | |
2. Общие требования к постановке клизм…………………………………… | |
2.1. Определения и классификация клизм…………………………………… | |
2.2. Противопоказания и ошибки при постановке клизм ………………… | |
2.3. Общие требования и универсальные меры предосторожности при постановке клизм …………………………………………….……………….. | |
3. Техника постановки клизм…………………………………………………. | |
3.1. Технология выполнения простой медицинской услуги «Постановка очистительной клизмы»………………………………………………………. | |
3.2. Технология выполнения простой медицинской услуги «Постановка клизмы Огнева»………………………………………………………………... | |
3.3. Технология выполнения простой медицинской услуги «Постановка гипертонической клизмы»……………………………………………………. | |
3.4. Технология выполнения простой медицинской услуги «Постановка масляной клизмы»…………………………………………………………….. | |
3.5. Технология выполнения простой медицинской услуги «Постановка сифонной клизмы»……………………………………..…………………….. | |
3.6. Технология выполнения простой медицинской услуги «Постановка лекарственной клизмы»………………………………..…………………….. | |
3.7.Задание для самоконтроля…………………….………………………….. | |
3.8. Диагностика………………………………………………………………. | |
4. Техника постановки газоотводной трубки………………………………... | |
4.1. Направляющий текст при выполнении практической работы по теме «Газоотводные трубки»……………..………………………………………… | |
4.2. Технология выполнения простой медицинской услуги «Постановка газоотводной трубки»………………..……………….………………………. | |
4.3. Задание для самоконтроля по теме «Газоотводные трубки»………….. | |
4.4. Диагностика………………………………………………………………. | |
Литература……………………………………………………………………. | |
Приложение 1. Колоногидротерапия………………………………………… |
Введение
Учебно-методическое пособие подготовлено на основании литературных данных и клинического опыта работы врачей и средних медицинских работников колонопроктологического отделения Курганской областной клинической больницы.
Материал представляет большой интерес и является методическим руководством как для подготовки к инструментальным методам исследований, при лечении ряда заболеваний, так и для профилактики травм прямой кишки.
Некоторые исследования требуют специальной подготовки отделов толстой кишки, в которых протекает патологический процесс, и самого пациента. Эту подготовку выполняет медсестра. От того, насколько профессионально она проведет ее, во многом зависит достоверность полученных при исследовании данных.
Все манипуляции и технологии в учебно-методическом пособии изложены в виде алгоритмов, приближающихся к современным стандартам сестринской практики.
В пособии представлены типы и виды клизм, общие требования и последовательность действий для их выполнения, универсальные меры предосторожности, дезинфекция предметов ухода за пациентами.
Дидактический материал поможет качественно провести манипуляцию, подготовить пациента к инструментальному исследованию и оценить профессиональную деятельность медсестры.
Общая характеристика темы
1.1. Технологическая карта по основам сестринского дела
Раздел «СЕСТРИНСКИЕ МАНИПУЛЯЦИИ»
Тема: «КЛИЗМЫ И ГАЗООТВОДНАЯ ТРУБКА» (12 часов)
Логическая структура темы:
Ц1 Д1 Ц2 Д2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание | Диагностика | Коррекция | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ц 1. Знать: Виды клизм: очистительная, послабляющая (масляная, Огнева и гипертоническая), сифонная, лекарственная, диагностическая, универсальные меры предосторожности при постановке клизм, механизм действия различных видов клизм, противопоказания и возможные осложнения при постановке клизм, критерии оценки эффективности процедуры. Уметь: осуществлять наблюдение за деятельностью кишечника у пациента, объяснять пациенту сущность манипуляции и правила подготовки к ней, осуществлять постановку всех видов клизм, осуществлять сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в физиологических отправлениях на примере. | Д 1. Практическое занятие № 1 (1 час)
| «3» «3» «4» «5» | Повторить тему: «Анатомо- физиологические особенности толстого кишечника» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ц 2. Знать: цели, противопоказания и возможные осложнения при применении газоотводной трубки. Уметь: осуществлять постановку газоотводной трубки, осуществлять сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в физиологических отправлениях на примере. | Д 2. Практическое занятие № 2 (1 час) 1. Дать определение понятию: 1. Метеоризм - это … 2. На какую глубину ввести газоотводную трубку в прямую кишку? 3. Ответить на тест-контроль (рубежный контроль). 4. Пациентка 53 г. находится на лечении в проктологическом отделении. В беседе с медсестрой высказывает беспокойство в связи с вздутием живота, отсутствием отхождения газов и болями внизу живота. Выявить проблемы пациента и составить план сестринского ухода | «3» «3» «4» «5» | Изучить материал УМК, тема «Клизмы и газоотводная трубка». Работа с дополнительной литературой. |
Дозирование самостоятельной познавательной деятельности студентов при изучении тем
Стандарт «3» | Хорошо «4» | Отлично «5» |
Практическое занятие №1 Изучить материал по учебно-методическому пособию (знать определения и классификацию клизм, противопоказания и ошибки при постановке клизм, общие требования и универсальные меры предосторожности при постановке клизм). Составить словарь терминов. | Составить памятку по питанию пациента по проблеме «Запор». Составить памятку по гимнастике пациенту с проблемой «Запор». | 1. Ситуационная задача Пациентка 54 г. находится на лечении в проктологическом отделении. В беседе с медсестрой высказывает беспокойство в связи с отсутствием стула в течение 3-х дней. 1. Выявить проблемы пациента и составить план сестринского ухода. 2. Составить кроссворд по темам «Клизмы», «Газоотводная трубка». 3. Работа с дополнительной литературой. |
Практическое занятие № 2 1. Изучить материал по учебно-методическому пособию. 2. Экскурсия в отделение (клизменная комната). 3. Подведение итогов. | Составить памятку по питанию пациенту по проблеме «Метеоризм» Проанализировать состав оборудования клизменной комнаты в соответствии нормативными документами. Выявить несоответствия. | 1.Решение кроссвордов. 2.Составить рекомендации по оборудованию клизменной комнаты в соответствии с нормативными документами. 3. Работа с дополнительной литературой. |