Болезни зубов и полости рта
Требования государственного образовательного стандарта к уровню подготовки специалистов в области болезней зубов и полости рта
Фельдшер должен:
- знать систему организации стоматологической службы;
- знать причины, механизмы развития, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний полости рта;
- уметь оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях в стоматологии.
Задача №1
Вы работаете фельдшером здравпункта без врача. К Вам обратился мужчина 49 лет с жалобами на сильные боли в области нижней челюсти слева, боль и подвижность нижних левых жевательных зубов, затрудненное смыкание зубов, затрудненный прием пищи. Возникновение болей связывает с травмой, которую получил на рабочем месте – оступился и ударился о край своего станка.
Объективно: состояние средней тяжести, нарушение конфигурации лица вследствие вынужденного положения нижней челюсти – рот полуоткрыт, слюнотечение и кровотечение изо рта, зубные ряды не смыкаются. При пальпации контуров нижней челюсти выражена боль, определяется неровность в области угла нижней челюсти слева, определяется подвижность отломков нижней челюсти.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите дополнительные методы исследования для уточнения диагноза.
3. Расскажите об объеме доврачебной помощи и правилах транспортировки по назначению.
4. Составьте план диагностических исследований в стационаре.
5. Продемонстрируйте технику наложения повязки для иммобилизации отломков при переломе нижней челюсти.
Эталоны ответов
1. У больного перелом нижней челюсти. Заключение основано на данных анамнеза – наличие травмы, выраженный болевой симптом и данных объективного исследования – вынужденное положение нижней челюсти, подвижность отломков челюсти и боль при пальпации, нарушение прикуса, кровотечение и слюнотечение изо рта.
2. Дополнительные симптомы, которые можно выявить при пальпации – подвижность зубов в области перелома. Для подтверждения диагноза необходимо рентгенологическое обследование, которое поможет определить точную локализацию перелома и его характеристику (полный, частичный, одиночный, множественный, оскольчатый и др.).
По состоянию больной не нуждается в госпитализации, для оказания специализированной помощи он должен быть направлен в стоматологическую поликлинику.
3. Доврачебная помощь:
а) с целью профилактики асфиксии необходимо провести осмотр полости рта на наличие инородных тел (сгустка крови, коронки зубов и др.);
б) с целью обезболивания ввести парентерально препараты спазмолитического и анальгетического действия (анальгин, баралгин, атропин, но-шпа и др.;
в) провести вправление фрагментов челюсти;
г) закрепить отломки челюсти в положении прикуса при помощи круговой повязки;
д) направить в стоматологическую поликлинику для оказания специализированной врачебной помощи.
4. Диагностическая и лечебная программа в стоматологической поликлинике:
- рентгеноскопия головы в 2-х проекциях, проведение местной анестезии (0,5; 1, 2 % раствор новокаин, 2% раствор лидокаин, ультракаин и др.);
- изготовление и фиксация индивидуальных шин по Тигерштедту с зацепными петлями;
- рекомендации больному по уходу за полостью рта и питанию;
- назначение сроков контрольного посещения.
5. Наложение круговой фиксирующей повязки:
- руки моют с мылом;
- больному объясняют ход процедуры;
- вскрывают упаковку бинта;
- проводят пальцевое вправление отломков челюсти;
- чередуя ход бинта через лобную и затылочную область с захватом подбородочного отдела, накладывают круговую повязку.
Задача №2
Вы фельдшер участковой больницы. Во время операции удаления зуба после проведения врачом стоматологом местной анестезии 1% раствором новокаина у больного внезапно появилась бледность кожных покровов, чувство удушья, тревоги, испуг, судороги жевательной мускулатуры, артериальное давление понизилось до 90/50 мм ртутного столба, пульс слабого наполнения, нитевидный.
Задания
1. Определите неотложное состояние, развившееся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику внутривенной инъекции.
Эталоны ответов
1. У больного развился анафилактический шок в результате парентерального введения 1 % раствора новокаина.
2. Алгоритм действия:
а) Уложить больного на кушетку, освободить дыхательные пути от сдавливающих частей одежды.
б) Обеспечить доступ свежего воздуха.
в) Ввести подкожно 1 мл 0,1 % раствора адреналина.
г) С десенсибилизирующей целью ввести антигистаминные препараты – 1% раствор димедрола 1 мл или 1% раствор тавегила 2мл; 2% раствор супрастина 2мл, 0,25 % раствор пипольфена 1мл.
д) Для купирования сердечной недостаточности ввести сердечные гликозиды – 0,06% раствор коргликона 1мл; или 0,05% строфантина 1мл в 10 мл 0,9% раствора натрия хлорида
е) Для устранения бронхоспазма парентерально ввести 2,4% раствор эуфилина в 10 мл 0,9 раствора натрия хлорида.
ж) В тяжелых случаях вводят парентерально кортикостероидные препараты – 3% раствор преднизолона 1мл или кортизон 250 мл.
з) Наблюдение за состоянием больного.
3. Для проведения внутривенной инъекции необходимо приготовить:
а) шприц и 2 иглы;
б) стерильный лоток;
в) стерильные ватные валики;
г) 70о спирт;
д) клеенчатую подушку;
е) жгут;
д) стерильные резиновые перчатки.
1.Обработать руки.
2. Надеть стерильные перчатки.
3. Под локоть подложить клеенчатую подушечку.
4. На среднюю треть плеча наложить и завязать жгут на рубашку или салфеточку.
5. Попросить пациента несколько раз сжать кулак, одновременно обработать область локтевого сгиба последовательно 2 ватными стерильными шариками, смоченными спиртом.
6. Проверить проходимость иглы и отсутствие воздуха в игле.
7. Взять шприц в правую руку: указательный палец фиксирует канюлю иглы, остальные пальцы охватывают цилиндр.
8. Левой рукой натянуть кожу в области локтевого сгиба, несколько смещая ее к периферии, чтобы фиксировать вены (кулак пациента сжат).
9. Не меняя положение шприца в руке, держа иглу срезом вверх, почти параллельно коже проколоть кожу и пунктировать вену, до ощущения попадания в пустоту.
10. Убедиться, что игла в вене. Потянуть поршень на себя – в шприце появится кровь.
11. Развязать жгут левой рукой и попросить пациента разжать кулак.
12. Не меняя положения шприца, левой рукой нажать на поршень, и медленно ввести лекарственный раствор, оставив в шприце 1-2 мл.
13. Прижав к месту инъекции ватный шарик, смоченный спиртом, извлечь иглу.
14. Попросить пациента согнуть руку в локтевом суставе (ватку со спиртом оставить на месте инъекции на 5 мин., а потом бросить в дезраствор.
15. Снять перчатки.
Задача №3
Вызов на дом фельдшера скорой помощи.
Больной ребенок 6 лет предъявляет жалобы на сильные боли в области зубов нижней челюсти справа. Из беседы с мамой известно, что 2 дня назад появились жалобы на зубную боль во время приема пищи в области нижней челюсти справа. К стоматологу не обращались потому, что решили, что зубы молочные и со временем сами выпадут, но к вечеру у ребенка поднялась температура до 38,5, стал нарастать отек мягких тканей, боль усилилась, ребенок плачет и отказывается от приема пищи, появились тошнота и слабость.
Объективно: выраженная асимметрия лица за счет воспалительного отека мягких тканей в области угла нижней челюсти справа, вынужденное положение нижней челюсти – рот полуоткрыт. При пальпации мягких тканей в области нижней челюсти справа и по переходной складке полости рта определяется сильная боль. Слизистая оболочка полости рта в области нижних правых молочных моляров гиперемирована, отечна; V и IV нижние правые зубы подвижны, перкуссия резко болезненна.
Задания
1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.
2. Назовите дополнительные методы исследования для уточнения диагноза.
3. Расскажите об объеме доврачебной помощи и путях направления на госпитализацию.
4. Продемонстрируйте технику наложения повязки при лечении флегмоны (после вскрытия) в подбородочной области.
Эталоны ответов
1. У больного острый остеомиелит нижней челюсти справа. Заключение основано на данных анамнеза – наличие разрушенных кариозным процессом молочных зубов нижней челюсти справа, что является источником для инфицирования костной ткани челюсти, выражен болевой симптом, явления интоксикации организма (температура тела до 38,5 , головная боль, вялость, слабость, тошнота) и объективных данных – наличие воспалительного отека мягких тканей челюстно-лицевой области справа, отека и боли при пальпации в области переходной складки полости рта справа.
2. Дополнительные симптомы, которые подтверждают диагноз - подвижность и боль при перкуссии в правых нижних молярах – IV и V. Для подтверждения диагноза необходимо провести рентгенологическое обследование, а также лабораторные исследования – общий анализ крови и мочи.
3. Острый остеомиелит – заболевание, при котором показана госпитализация больного в специализированное отделение для оказания квалифицированной помощи. Данному ребенку с диагнозом “острый остеомиелит нижней челюсти справа” необходимо с целью обезболивания ввести парентерально препараты анальгетического действия (баралгин или аналгин) и направить в челюстно – лицевое отделение стационара.
4. Для наложения повязки после вскрытия флегмоны или абсцесса мягких тканей в подбородочной области надо:
- вымыть руки с мылом;
- надеть стерильные резиновые перчатки;
- вскрыть упаковку стерильного бинта;
- на стерильную салфетку нанести мазь (Вишневского и др.);
- наложить салфетку с мазью на область флегмоны;
- наложить компрессную бумагу и слой ваты;
- закрепить повязку при помощи бинта – чередуя ход бинта через затылочную и подбородочную область позади уха.
Задача №4
Вы работаете фельдшером участковой больницы. На прием к стоматологу пришел мужчина 57 лет, в кабинете у него внезапно развился приступ удушья. Его усадили на стул, он принял вынужденное положение – упирается руками о край стула, лицо – цианотичное, испуганное, грудная клетка – бочкообразной формы. Одышка экспираторного характера, на расстоянии слышны сухие, свистящие хрипы.
Задания
1. Определите неотложное состояние развившиеся у пациента.
2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.
3. Продемонстрируйте технику использования карманного дозированного ингалятора.
Эталоны ответов
1. У больного в ответ на раздражающие запахи в стоматологическом кабинете развился приступ бронхиальной астмы.
2. Алгоритм неотложной помощи:
а) оценить состояние больного, причиной считать резкий запах медикаментов стоматологического кабинета, следовательно больного необходимо срочно перевести в другое помещение;
б) для облегчения дыхания расстегнуть пуговицы рубашки;
в) обеспечить доступ свежего воздуха;
г) для устранения бронхоспазма при наличии у пациента карманного ингалятора организовать прием препарата (сальбутамола, беротека, новодрина и др.);
д) в тяжелых случаях при отсутствии эффекта ввести парентерально 2,4 % раствор эуфилина 10 мл в 10 мл 0,9 % раствора натрия хлорида или 0, 1 % раствор адреналина 1 мл подкожно или изодрин, новодрин;
е) с десенсибилизирующей целью ввести парентерально антигистаминные препараты (димедрол 1% - 1мл; или тавегил 1% - 2мл; супрастин 2% - 2мл; пипольфен 0,25% - 1 мл);
ж) для купирования явлений сердечной недостаточности ввести парентерально сердечные гликозиды – коргликон 0,06% - 1 мл; или строфантин 2% - 2 мл.;
3. Правила пользования карманным дозированным ингалятором:
а) встряхнуть баллончик;
б) поместить баллончик между указательным и большим пальцами рук, сделать максимальный выдох и взять мунштук в рот;
в) плотно обхватить мунштук губами и нажав баллончик, медленно сделать вдох;
г) извлечь мунштук изо рта, задержав дыхание на 10 сек., затем – медленно вдох;
д) после использования – закрыть защитный колпачок на мунштуке.
НЕРВНЫЕ БОЛЕЗНИ