Предмет: Болезни зубов и полости рта

ФГОУ СПО ИМК Росздрава

Рабочая программа

Предмет: Болезни зубов и полости рта

Специальность: лечебное дело

Курс: 3

Иваново – 2009.

Подготовила: преподаватель Составлена в соответствии

Игнатина И.М. с Государственными

требованиями к минимуму

Рассмотрено и утверждено содержания и уровню

на заседании ЦМК подготовки

педиатрии от…….. выпускника по

протокол №……….. специальности

Председатель ЦМК Заместитель директора

Лебедева Г.Н……….. по учебной работе

______________________

Е.М. Галкина.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРЕДМЕТ: БОЛЕЗНИ ЗУБОВ И ПОЛОСТИ РТА.

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО

КУРС: 3, СЕМЕСТР 6.

Наименование раздела, темы. Макс. Всего т пр. сам.

Раздел 1. Организация стоматологической 2,6 2 2 - 0,6

Помощи.

Тема 1.1. Организация стоматологической 2,6 2 2 - 0,6 помощи.

Раздел 2. Терапевтическая стоматология 15,6 12 6 6 3,6

Тема 2.1.Болезни твёрдых тканей зуба, 15,6 12 6 6 3,6

пульпы, периодонта, пародонта

и слизистой оболочки полости рта.

Раздел 3. Хирургическая стоматология. 23,4 18 6 12 5,4

Тема 3.1. Обезболивание и реанимация в 5,2 4 2 2 1,2

стоматологии.

Тема 3.2. Воспалительные заболевания 18,2 14 4 10 4.2

челюстно- лицевой области.

Операция удаления зуба. Травмы

челюстно – лицевой области.

Раздел 4. Профилактика стоматологических 10,4 8 2 6 2,4

Заболеваний.

Тема 4.1. Профилактика стоматологических 10,4 8 2 6 2,4

заболеваний.

Всего часов : 52 40 16 24 12

Пояснительная записка.

В настоящее время в нашей стране самое пристальное внимание уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья населения. Особая роль в этом отводится фельдшерам, как медицинским работникам первичного звена. Болезни зубов стоят, едва ли, не на первом месте по обращаемости к медицинским работникам с одной стороны , и с другой стороны , именно, от состояния зубов и полости рта зависит развитие ряда соматических заболеваний. Поэтому, фельдшер, как работник первичного медицинского звена, должен владеть знаниями по ряду заболеваний данного раздела и уметь не только распознать данную патологию, но и суметь оказать первичную помощь.

Примерная программа дисциплины « Болезни зубов и полости рта» ставит своей целью формирование у студентов умений и знаний, необходимых для консультирования пациента, распознавания заболевания, и оказания первичной помощи при данной патологии.

Примерная программа дисциплины «Болезни зубов и полости рта» включает в себя разделы терапев­тической, хирургической и ортопедической стоматологии, направлена на изучение методов профилактики кариеса, гигиены полости рта, лечения патологических процессов челюстно-лицевой области и восстановления зубо-челюстных аномалий.

В разделе «Хирургическая стоматология» предусмотрено два практических занятия, причём в первое вошла тема « Обезболивание и реанимация в стоматологии» ( 2 часа) и часть темы «Воспалительные заболевания челюстно-лицевой области»( 4 часа ) – периостит, остеомиелит, абсцессы и флегмоны .А оставшаяся часть этой темы ( «Травмы челюстно – лицевой области» и «Операция удаления зуба») вошла во второе практическое занятие по данной теме.

Раздел 1. Организация стоматологической помощи

Тема 1.1. Организация стоматологической помощи населению. Обследование стоматологического больного.

Студент должен иметь представление:

- об основных и вспомогательных методах обследования стоматологических больных;

- об основных принципах организации помощи населению ;

Студент должен знать:

- организацию работы стоматологического кабинета, оснащение, инструменты;

- принципы работы стоматологического оборудования;

- сани гарно-эпидемиологический режим стоматологического кабинета;

Студент должен уметь:

- провести стерилизацию стоматологических инструментов;

- заполнить стоматологическую документацию;

- провести обследование стоматологического больного.

Содержание занятия.

Занятие проводится в виде теории, так как все полученные знания будут закрепляться на последующих практических занятиях.

Даётся понятие о структурных подразделениях стоматологической поликлиники. Основные принципы организации стоматологической помощи населению. Организация работы и оснащение стоматологического терапевтического, хирургического, ортопедическо­го кабинетов. Саиитарно-противоэпи-демнчеекий режим в стоматологических учреждениях, профилактика СПИДа и других ин­фекционных заболеваний. Техника безопасности при работе в стоматологическом кабинете. Методы клинического обследования больных в стоматологической поликлинике и ста­ционаре. Медицинская докумен­тация.

Обследование больного в стоматологическом кабинете. Собирание анамнеза. Внешний ос­мотр. Объективное обследование органов и тканей преддверия полости рта и собственно полости рта. Оценка состояния слизистой оболочки полости рта. Методы обследования: зондирование, перкуссия, пальпация. Рентгенологическое исследование. Об­щая симптоматология заболеваний зубочелюстной системы. Медицинская карта, стоматоло­гического больного. Правила заполнения.

Самостоятельная работа студентов:

1. Зарисовать схему стоматологического кабинета, его оснащения и оборудования.

2. Составить алгоритм действия обследования полости рта.

3. Составить кроссворд по теме: «Стоматологические инструменты».

Студент должен знать: .

- о возможных осложнениях заболеваний пульпы и периодонта;

- морфологические элементы поражения слизистой оболочки полости рта при её воспа­лении, а также при ВИЧ-инфекции, сифилисе, туберкулезе;

Студент должен уметь:

- оказать доврачебную помощь при воспалении пульпы зуба и острого периодонтита;

-оказать доврачебную помощь при неосложненном кариесе;

- владеть методами первичной обработки слизистой оболочки полости рта при её вос-. палении.

Содержание практического занятия:

Изучаются болезни зубов некариозного происхождения, кариес, патологические изменения твердых тка­ней зуба, возникшие в период его развития и после прорезывания. Основные симптомы, методы диагностики, обследования, лечения. Организация ле­чебно - профилактической помощи. Диспансеризация. Проводится демонстрация методов лечения и оказания дов­рачебной помощи. Изучение причин клинических проявлений различных форм воспалений пульпы зуба, основных методов лечения. Ознакомление с причинами и клинической карти­ной различных форм воспалительного процесса в периодонте, методами лечения и профи­лактики, влиянием периодонта на общее состояние организма. Обсуждение возможности оказания доврачебной неотложной помощи при воспалении пульпы, периодонта. Изучение особенностей обследования пациента с заболеваниями пародонта и слизистой оболочки по­лости рта. Изучение клинических проявлений заболеваний пародонта, ознакомление с мето­дами лечения и профилактики. Ознакомление с наиболее часто встречающимися заболева­ниями слизистой оболочки рта, губ, языка. Характеристика элементов поражения слизистой рта - первичные и вторичные.

Самостоятельная работа студентов:

1. Составить кроссворд по теме: «Болезни твердых тканей зубов».

2. Написать план мероприятий по профилактике острого герпетического стоматита в организованных детских коллективах.

3. Зарисовать первичные и вторичные элементы поражения слизистой оболочки полос­ти рта.

4. Составить таблицу « Виды кариеса».

Содержание практического занятия.

Основные методы и средства для гигиены полости рта.

Изучение целей и задач комплексной системы профилактики стоматологических за­болеваний. Определение состояния гигиены полости рта по количеству зубного налета. Зуб­ного камня (гигиенический индекс по Федорову - Володкиной). Овладение методами кол­лективной и индивидуальной профилактики основных стоматологических заболеваний. Изу­чение средств и методов гигиенического ухода за полостью рта. Освоение стандартного ме­тода чистки зубов. Проведение санитарно - просветительной работы по профилактике стома­тологических заболеваний индивидуальной и в организованных коллективах (дошкольных школьных учреждениях, женских консультациях и др.).

Самостоятельная работа студентов:

1. Подготовить рефераты по темам:

- «Профилактика кариеса зубов» (как вариант беседы, лекции в женских консульта­циях, школах);

- «Обучение гигиене полости рта в детских садах».

2. Подготовить сан – бюллетень на тему « Современные средства гигиены».

Тестовые задания:

1. Стоматологическую помощь в полном объёме оказывают:

а) в территориальной стоматологической поликлинике

б) в стоматологическом кабинете женской консультации

в) в стоматологическом кабинете учебного заведения

г) в стоматологическом кабинете здравпункта

2 Требования к освещению рабочего места стоматолога:

а) два источника освещения

б) естественное освещение

в) три источника освещения

г) четыре источника освещения

3. Наиболее распространённое стоматологическое заболевание:

а) заболевания пародонта

б) болезни слизистой оболочки

в) кариес зубов

г) заболевания пульпита и периодонтита

4. Основная задача стоматологической поликлиники:

а) медицинская помощь на дому

б) лечебно-диагностическое обслуживание

в) экспертиза временной нетрудоспособности

г) профилактика кариеса

5 Инструменты для обследования стоматологических больных:

а) зонд, зеркало, гладилка

б) шпатель, пинцет, зонд

в) пинцет, зеркало, зонд

г) шпатель, зеркало, зонд

6. Ткань, образующая основную массу зуба:

а) эмаль

б) дентин

в) цемент

г) пульпа

7. Методы стерилизации стоматологических инструментов:

а) кипячение, паровой метод

б) ионизирующее излучение

в) химический метод

г) паровой, суховоздушный, химический

8. Понятие "пародонт" использует термины:

а) десна, периодонт, костная ткань

б) десна, периодонт, круговая связка

в) костная ткань альвеолы, пульпа, цемент

г) десна, круговая связка, периодонт

9. Раствор для обезболивания при лечении кариеса, пульпита, периодонтита:

а) 0,5% новокаина

б) 2% лидокаина

в) 1% новокаина

г) 3% дикаина

10. Раствор для профилактики кариеса:

а) 2% фтористого натрия

6) 5% хлористого кальция

в) 1% иодинола

г) 2% йода

11. Основные методы обследования:

а) расспрос, осмотр, перкуссия, пальпация, термодиагностика

б) термодиагностика, рентгенодиагностика

в) оценка гигиенического состояния, опрос, осмотр, зондирование

г) расспрос, осмотр, зондирование, пальпация

12. Дополнительные методы обследования:

а) осмотр, зондирование, перкуссия, термодиагностика

б) термодиагностика, лабораторные методы

в) расспрос, осмотр, зондирование, рентгенодиагностика

г)осмотр, термодиагностика, пальпация

13. Классификация кариеса по течению:

а) начальный, поверхностный, средний, глубокий

б) фиссурный, пришеечный, апроксимальный

в) острый, хронический, острейший, приостановившийся

г) начальный, острый, хронический

14. Классификация кариеса по глубине поражения:

а) фиссурный, апроксимальный, пришеечный

б) острый,хронический, приостановившийся, острейший

в) начальный, поверхностный, средний, глубокий

г) апроксимальный, поверхностный, острый

15. Для острых форм пульпита характерны боли:

а) постоянные, нарастающие от холодного

б) приступообразные, самопроизвольные, усиливаются от раздражителей и в ночное время

в) кратковременные от раздражителей, быстро проходящие

г) пульсирующие постоянного характера

16. Жалобы больного при остром гнойном периодонтите на боли

а) постоянные, нарастающие, пульсирующие, усиливающиеся при накусывании

б) острые ноющие, усиливающиеся от раздражителей

в) от кислого, сладкого, холодного, горячего

г) самопроизвольные, приступообразные, в ночное время

17. Лечение периостита:

а) удаление зубов

б) создание оттока экссудата из периодонта

в) общее лечение организма

г) местное лечение периостита

18. Лечение острого остеомиелита:

а) антибиотики, мазевые повязки

б) создание оттока экссудата из периодонта

в) общее лечение организма, включая антибиотики

г) удаление "причинных" зубов, общее лечение

19. При переломе нижней челюсти диагностируются:

а) носовое кровотечение, западание фрагментов челюсти, боль

б) смещение отломков челюсти, нарушение прикуса, болевой симптом

в) затруднённое глотание, дыхание без нарушения прикуса

г) потеря сознания, кровотечение, боль

20. При переломе верхней челюсти диагностируются:

а) потеря сознания, кровотечение, боль

б) смещение отломков челюсти, нарушение прикуса, болевой симптом

в) затруднённое глотание, дыхание без нарушения прикуса

г) носовое кровотечение, западание фрагментов челюсти, боль

21. Первая помощь при остром периодонтите:

а) наложение мазевых повязок

б) удаление зуба

в) удаление зуба и общее лечение

г) создание оттока экссудата

22. Первая помощь при анафилактическом шоке во время стоматологического приёма:

а) ввести подкожно раствор кофеина

б) уложить больного горизонтально, обеспечить доступ воздуха

в) вывести в другое помещение, ввести эуфиллин

г) прекратить введение анестетика, ввести адреналин

23. Положение больного с повреждением челюстно-лицевой области при транспортировке:

а) сидя

б) лёжа на спине

в) лёжа на животе

г) полусидя

24. Первая помощь при травмах челюстей:

а) наложить круговую повязку, остановить кровотечение

б) очистить полость рта, остановить кровотечение, совместить отломки челюстей, наложить повязку

в) ввести обезболивающее, наложить повязку, остановить кровотечение

г) остановить кровотечение, наложить круговую повязку

25. Специализированная помощь при травмах челюстей:

а) оперативное вмешательство, репозиция

б) наложение повязок, общее лечение

в) наложение шинирующих аппаратов

г) общее лечение, иммобилизация отломков

26. Эмаль имеет наибольшую толщину в области

а) экватора зуба

б) пришеечной

в) бугров и режущего края

г) контактной поверхности

27. Инструмент для исследования пародонтального кармана

а) пуговчатый градуированный зонд

б) штыковидный зонд

в) гладилка

г) угловой зонд

28. Элементы полости рта, обеспечивающие единство зубного ряда

а) периодонт, альвеолярный отросток, межзубные контактные пункты

б) периодонт, альвеолярный отросток

в) альвеолярный отросток, межзубные контактные пункты

г) межзубные контактные пункты, цемент корня

29. Волокна периодонта в пришеечной области образуют

а) межзубное соединение

б) десневой желобок

в) круговую связку зуба

г) связочный аппарат зуба

30. Основное структурное образование эмали - эмалевые

а) пластинки

б) веретена

в) призмы

г) клетки

31. Выводной проток околоушной слюнной железы расположен в проекции моляров

а) вторых верхних

б) первых верхних

в) вторых нижних

г) первых нижних

32. Закладка и образование зачатков молочных зубов начинается в период

а) с 5 месяца внутриутробной жизни

б) на 6-8 неделе внутриутробной жизни

в) с 7 месяца внутриутробной жизни

г) в первые годы жизни ребенка

33. Закладка и образование постоянных зубов начинается в период

а) с 5 месяца внутриутробной жизни

б) на 6-8 неделе внутриутробной жизни

в) с 7 месяца внутриутробной жизни

г) в первые годы жизни ребенка

34. Требования к стоматологическому кабинету:

а) стены окрашены в светлые тона, пол покрыт линолеумом (плиткой), площадь 14 кв.м. на одно рабочее место

б) стены оклеены, пол покрыт линолеумом (плиткой), площадь 10 кв.м. на рабочее место

в) стены побелены, пол покрыт линолеумом (плиткой), площадь 8 кв.м. на рабочее место

г) пол и стены окрашены масляной краской

35. При помощи перкуссии оценивается наличие воспаления в

а) твердых тканях зуба

б) пульпе

в) периодонте

г) эмали

36. Коронку зуба покрывает

а) эмаль

б) дентин

в) цемент

г) пульпа

37. Корень зуба покрывает

а) эмаль

б) дентин

в) цемент

г) пульпа

38. Основную массу зуба составляет

а) эмаль

б) дентин

в) цемент

г) пульпа

39. Клиническая картина начального кариеса

а) множественные меловидные пятна гладкие и блестящие, расположены по всей поверхности

б) меловидная или серовато-матовая эмаль, коронки укорочены

в) симметричные меловидные пятна, точечные углубления на поверхности эмали, волнистость эмали, бороздки

г) шероховатое, матовое меловидное пятно с нечеткими контурами, прокрашивается красителями.

40. Характерным симптомом острого поверхностного кариеса является боль

а) от кислого, сладкого

б) от любых раздражителей

в) при накусывании

г) от горячего

41. Характерным симптом хронического среднего кариеса является

а) отсутствие болей

б) боль от холодного и горячего

в) боль от сладкого

г) боль при накусывании

42. Характерным симптомом острого глубокого кариеса является боль

а) от любых раздражителей

б) от холодного, горячего

в) от кислого, сладкого

г) самопроизвольная

43. Материал для изолирующей подкладки при остром глубоком кариесе:

а) фосфат-цемент

б) карбоксилатный цемент

в) висфат-цемент

г) дентин порошок на физиологическом растворе

44. Для реминерализирующей терапии используется раствор

а) 10% глюконата кальция

б) 5% хлористого кальция

в) 2% перекиси водорода

г) 1% йодинола

45. Количество сеансов в курсе реминерализирующей терапии:

а) 5-7

б) 7-10

в) 15-20

г) 20-30

46. Лечебная паста при глубоком кариесе:

а) Кальмецин

б) Окись цинка

в) Висмут

г) Дентин

47. В первую очередь острый глубокий кариес следует дифференцировать с заболеванием

а) острый ограниченный пульпит

б) хронический фиброзный пульпит

в) хронический гранулирующий периодонтит

г) средний кариес

48. Наиболее применяемая концентрация перекиси водорода для обработки кариозных полостей (в %)

а) 1

6) 3

в) 5

г) 10

49. К некариозным заболеваниям, возникающим до прорезования зубов, относится

а) гиперестезия

б) гипоплазия

в) клиновидный дефект

г) некроз

50. К некариозным заболеваниям, возникающим после прорезования зубов, относится

а) гипоплазия

б) флюороз

в) клиновидный дефект

г) несовершенный амелогенез

51. Для гипоплазии эмали характерно

а) деминерализация

б) нарушение цвета

в) недоразвитие

г) нарушение структуры

52. Клиническая картина гипоплазии эмали:

а) множественные меловидные пятна гладкие, расположены по всей поверхности

б) меловидная или серовато-матовая эмаль, коронки укорочены

в) симметричные меловидные пятна, точечные углубления на поверхности эмали, волнистость эмали, бороздки

г) застревание зонда в области дефекта

53. Клиническая картина флюороза зубов:

а) множественные меловидные пятна, гладкие, расположены по всей поверхности

б) меловидная или серовато-матовая эмаль, коронки укорочены

в) симметричные меловидные пятна, точечные углубления на поверхности эмали, волнистость эмали, бороздки

г) шероховатость в области дефекта

54. Клиническая картина клиновидного дефекта:

а) полость на вестибулярной поверхности в виде угла, при зондировании гладкая, полированная

б) стертость бугров и режущих краев, неравномерное стирание зубов

в) полость на вестибулярной поверхности вогнутой формы с твердым дном

г) шероховатость в области дефекта

55. Антисептик - индикатор для обработки каналов зубов:

а) йодинол 1%

б) спирт 96%

в) перекись водорода 2%

г) хлоргексин

56. Экзогенные методы фторпрофилактики:

а) фторирование молока

б) фторирование питьевой воды

в) покрытие зубов фторсодержащим лаком

г) прием фторсодержащих таблеток

57. Реминерализующую терапию следует проводить при заболевании

а) средний кариес

б) кариес в стадии пятна

в) "тетрациклиновые" зубы

г) гипоплазия эмали

58. Нельзя проводить дезинфекцию корневых каналов раствором

а) 1-2% хлорамина

б) 10% перекиси водорода

в) 1% йодинола

г) 2% перекиси водорода

59. Тактика врача при оказания первой помощи при остром верхушечном переодонтите:

а) анестезия и физиолечение

б) трепанация зуба, медикаментозная обработка каналов и полости

в) трепанация зуба и зуб оставить открытым

г) трепанация зуба, разрез по переходной складке и зуб оставить открытым до стихания острых явлений

60. Характерные признаки хронического фиброзного периодонтита:

а) боль от термических раздражителей

б) болезненная перкуссия

в) отсутствие жалоб

г) асимметрия лица

61. Характерные признаки хронического гранулирующего периодонтита:

а) жалоб нет, слизистая оболочка без патологии

б) слабые болевые ощущения при накусывании на зуб

в) свищ по переходной складке

г) перкуссия резко положительна

62. Характерные признаки хронического гранулематозного периодонтита:

а) острые боли в зубе от горячего

б) жалоб нет

в) свищ по переходной складке

г) на рентгенограмме выраженная деструкция костной ткани с четкой границей

63 .Самый достоверный метод дифференциальной диагностики при хроническом периодонтите:

а) субъективный

б) объективный

в) электроодонтодиагностика

г) рентгенологический

64. Размер кистогранулемы в диаметре (в см)

а) 0,3

б) 0,5-0,8

в) 1,0-3,0

г) 0,1-0,3

65. Форма хронического периодонтита:

а) фиброзный

б) гангренозный

в) гипертрофический

г) серозный

66. Для создания оттока экссудата при остром верхушечном переодонтите наиболее целесообразно

а) удаление зуба

б) прохождение корневого канала

в) прохождение корневого канала и вскрытие верхушечного отверстия

г) медикаментозная терапия

67. Кислородсодержащие антисептики, используемые в эндодонтии:

а) 3% раствор перекиси водорода

б) настойка йода

в) 1% раствор хлорамина

г) йодинол

68. Иодсодержащие антисептики, используемые в эндодонтии:

а) 3% раствор перекиси водорода

б) трипсин

в) 1% раствор хлорамина

г) йодинол

69. На рентгенограмме при хроническом фиброзном периодонтите наблюдается

а) разрежение костной ткани с нечеткими очертаниями

б) увеличение периодонтальной щели

в) разрежение костной ткани округлой или овальной формы с четкими контурами

г) остеопороз

70. На рентгенограмме при хроническом гранулирующем периодонтите наблюдается

а) разрежение костной ткани с нечеткими очертаниями

б) увеличение периодонтальной щели

в) разрежение костной ткани округлой или овальной формы с четкими контурами

г) остеопороз

71. На рентгенограмме при хроническом гранулематозном периодонтите наблюдается

а) разрежение костной ткани с нечеткими очертаниями

б) увеличение периодонтальной щели

в) разрежение костной ткани округлой или овальной формы с четкими контурами

г) остеопороз

72. В понятие пародонт входит

а) десна, круговая связка, периодонт

б) десна, периодонт, костная ткань, альвеолы

в) костная ткань, альвеолы, пульпа, цемент

г) ткани зуба, периодонт

73. Функции пародонта:

а) восприятие жевательного давления, трофическая

б) распределение жевательного давления, трофическая

в) фиксирующая, амортизирующая, трофическая, рецепторная

г) защитная, пластическая

74. Рецепторная функция пародонта:

а) восприятие жевательного давления и его регуляция

б) удержание зуба в определенном положении

в) в способности зубов выдерживать определенное давление

г) выработка вторичного цемента

75. Опорно-удерживающая функция пародонта:

а) восприятие жевательного давления и его регуляция

б) удержание зуба в определенном положении и ограничение его микроэкскурсий

в) способность зубов выдерживать определенное давление

г) обеспечение питания тканей пародонта

76. Трофическая функция пародонта

а) восприятие жевательного давления и его регуляция

б) удержание зуба в определенном положении и ограничение его микроэкскурсий

в) способность зубов выдерживать определенное давление

г) обеспечение питания тканей пародонта

77. Состояние краевого пародонта при пародонтите:

а) обнаруживаются ложные патологические десневые карманы в области ряда зубов

б) обычно патологические карманы не обнаруживаются

в) в области одного или ряда зубов имеются глубокие десневые и костные карманы

г) атрофия десневого края в области всех зубов

78. Рентгенологическая картина при пародонтите:

а) неравномерная деструкция альвеолярного края в области одного или нескольких зубов, обычно распространяющаяся вдоль корня

б) равномерная атрофия альвеолярного края с нечеткими контурами, сочетание участков остеопороза и остеосклероза

в) заметных изменений в костной ткани альвеолярного отростка не наблюдается

г) разрежение с нечеткими контурами в области верхушки корня

79. Сущность пародонтоза в

а) резорбции альвеолярной кости

б) дистрофии тканей пародонта

в) хроническом воспалении тканей пародонта

г) разрастании одной из пародонтальных тканей

80. Основные патогенетические механизмы развития пародонтоза:

а) нервно-сосудистые изменения пародонта, атеросклероз

б) микробный налет

в) местные травматические факторы

г) зубной камень

81. Состояние десневого края при пародонтозе:

а) изменение десневого края не наблюдается

б) десневой край отечен, гиперемирован, легко кровоточит

в) наблюдается выраженная атрофия десны с обнажением корней зубов

г) на десне ограниченный инфильтрат

82. Задачи патогенетического лечения пародонтоза:

а) устранение микробной флоры

б) устранение подвижности зубов

в) нормализация трофических и обменных процессов в тканях пародонта, повышение реактивности организма

г) устранение микробной флоры десневых карманов

83. К заболеваниям пародонта относятся воспаление

а) слизистой оболочки, десны, пульпы, периодонта

б) десны, альвеолы

в) десны, костной ткани, периодонта

г) слизистой оболочки полости рта

84. Симптомы гингивита:

а) кровоточивость десен

б) жжение языка

в) патологическая стираемость зубов

г) изменение прикуса

85. Симптомы пародонтита

а) жжение языка

б) патологическая стираемость зубов

в) изменение прикуса

г) пародонтальные карманы

86. Характерные изменения в десне при гингивите

а) воспаление

б) дистрофия

в) атрофия

г) лизис

87. Заболевание, предшествующее пародонтиту

а) периодонтит

б) гингивит

в) стоматит

г) травма

88. Для катарального гингивита характерны

а) кровоточивость десен

б) наличие пародонтальных карманов

в) ощущение зуда в десне

г) ретракция десны

89. Основные методы профилактики пародонтита:

а) укрепление здоровья

б) гигиена полости рта

в) лечение кариозных зубов

г) протезирование недостающих зубов

90. Воспалительное заболевание пародонта:

а) пародонтоз

б) пародонтит

в) пародонтома

г) пародонтолиз

91. Лечение хронического гингивита:

а) физиотерапия

б) местное и общее

в) снятие зубного камня

г) витаминотерапия

92. Гингивит является заболеванием

а) воспалительным

б) воспалительно-дистрофическим

в) дистрофическим

г) вирусным

93. Морфологический элемент при острой травме слизистой оболочки полости рта:

а) язва

б) трещина

в) эрозия

г) киста

94. Вторичный морфологический элемент поражения слизистой оболочки полости рта:

а) волдырь

б) абсцесс

в) гнойничок

г) чешуйка

95. Стоматит, возникающий при вирусном заболевании:

а) опоясывающий лишай

б) отек Квинке

в) экссудативная эритема

г) глоссит

96. В период высыпания при остром герпетическом стоматите целесообразно применять

а) щелочные полоскания

б) противовирусные препараты

в) антибиотики

г) кератопластические средства

97. В период угасания при остром герпетическом стоматите целесообразно применять

а) антибиотики

б) щелочные полоскания

в) противовирусные препараты

г) кератопластические средства

98. При кандидозном стоматите целесообразно применять

а) сульфаниламидные препараты

б) кератопластические средства

в) противогрибковые средства

г) противовирусные препараты

99. Из противогрибковой группы выпадает

а) Нистатин

б) Леворин

в) Этакридин-лактат

г) Декамин

100. Наиболее частой формой лейкоплакии, протекающей бессимптомно является:

а) лейкоплакия курильщика

б) простая или плоская

в) веррукозная

г) эрозивно-язвенная

4.2 Эталоны правильных ответов:

1. а 26. в 51. в 76. г
2. в 27. a 52. a 77. в
3. в 28. a 53. в 78. a
4.6 29. в 54. a 79.6
5. в 30. в 55. a 80. a
6.6 31. a 56. в 81. в
7. г 32.6 57. в 82. в
8. a 33. в 58.6 83.6
9.6 34. a 59. г 84. a
10. a 35. в 60. в 85. r
11. г 36. a 61. в 86. a
12.6 37. в 62. г 87.6
13. в 38.6 63. г 88. a
14. в 39. г 64.6 89.6
15.6 40. a 65. a 90.6
16. a 41. a 66. в 91.6
17.6 42.6 67. a 92. a
18. г 43. r 68. г 93. в
19.6 44. a 69.6 94. г
20. г 45.6 70. a 95. a
21. г 46. a 71. в 96.6
22. г 47. б 72. б 97. г
23. в 48. б 73. в 98. в
24. б 49. б 74. а 99. в
25. в 50. в 75. б 100. б

Ситуационные задачи.

Задача № 1.

В челюстно-лицевое отделение больницы поступило трое больных с челюстно-лицевой травмой. Один из них состоит на учете как БИЧ - инфицированный.

Задания.

1. Определите очередность оказания помощи этим пациентам.

2. Определите порядок действий фельдшера в соответствии с сопутствующим диагнозом.

3. Перечислите элементы специальной одежды при работе с ВИЧ- инфицированными пациентами.

4. Назовите ситуации, относящиеся к аварийным в лечебно - профилактических учреждениях.

5. Подберите состав СПИД аптечки.

Задача № 2.

К фельдшеру обратился мужчина 49 лет с жалобами на сильные боли в области нижней челюсти слева, боль и подвижность нижних левых жевательных зубов, затрудненное смыкание зубов, затрудненный приём пищи. Возникновение болей связывает с травмой, которую получил на рабочем месте - оступился и ударился о край своего станка.

Объективно: состояние средней тяжести, нарушение конфигурации лица вследствие вынужденного положения нижней челюсти - рот полуоткрыт, слюнотечение и кровотечение изо рта, зубные ряды не смыкаются. При пальпации контуров нижней челюсти выражена боль, определяется неровность в области угла нижней челюсти слева и подвижность отломков нижней челюсти.

Задания.

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные методы исследования для уточнения диагноза.

3. Расскажите об объёме доврачебной помощи и правилах транспортировки по назначению.

4. Составьте план диагностических исследований в стационаре.

5. Продемонстрируйте технику наложения повязки для иммобилизации отломков при переломе нижней челюсти.

Задача № 3.

Вы фельдшер участковой больницы. Во время операции удаления зуба после проведения врачом стоматологом местной анестезии 1% раствором новокаина у больного внезапно появилась бледность кожных покровов, чувство удушья, тревоги, испуг, судороги жевательной мускулатуры, артериальное давление понизилось до 90/50 мм ртутного столба, пульс слабого наполнения, нитевидный.

Задания.

1. Определите неотложное состояние развившееся у пациента.

2. Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап.

3. Определите тактику действия фельдшера для профилактики повторных проявлений аллергических реакций.

4. Перечислите антигистаминные препараты.

5. Продемонстрируйте технику внутривенной инъекции.

Задача № 4.

Вызов на дом фельдшера скорой помощи.

Больной ребенок 6 лет проявляет жалобы на сильные боли в области зубов нижней челюсти справа. Из беседы с мамой известно, что 2 дня назад появились жалобы на зубную боль во время приема пищи в области нижней челюсти справа. К стоматологу не обращались. Накануне вечером у ребенка поднялась температура до 38,5°, стал нарастать отек мягких тканей, боль усилилась, ребенок плачет и отказывается от приема пищи, появилась тошнота и слабость.

Объективно: выраженная асимметрия лица за счет воспалительного отека мягких тканей в области угла нижней челюсти справа, вынужденное положение нижней челюсти -рот полуоткрыт. При пальпации мягких тканей в области нижней челюсти справа и по переходной складке полости рта определяется сильная боль. Слизистая оболочка полости рта в области зубов 85, 84, отечна, зубы подвижны, перкуссия резко болезненна, переходная складка сглажена.

Задания.

1. Сформулируйте и обоснуйте предположительный диагноз.

2. Назовите дополнительные методы исследования для уточнения диагноза.

3. Расскажите об объёме доврачебной помощи.

4. Укажите пути направления на госпитализацию.

5. Продемонстрируйте технику наложения повязки при лече<

Наши рекомендации