При работе с микропрепаратами

ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ

А. К. Юзвинкевич, С. А. Повзун,

М. В. Рогачёв, В. С. Чирский

В. П. Румакин, Р. В. Деев

ПРАКТИКУМ

Для проведения практических занятий

По патологической анатомии

На факультетах подготовки врачей

Военно-медицинской академии

Санкт-Петербург

Практикум предназначен для самостоятельной работы курсантов факультетов подготовки врачей во время практических занятий.

Он соответствует учебной программе и тематическому плану по патологической анатомии, имеет три раздела:

Структурные основы болезней и патологических процессов.

Морфологические изменения органов и тканей при патологических процессах.

Патологическая анатомия боевых поражений.

Практикум заостряет внимание курсантов на характерных морфологических признаках патологических процессов, болезней и боевых поражений.

Активное усвоение учебного материала достигается алгоритмизацией работы в соответствии с рекомендациями схем «Ориентировочной основы действий».

Мотивация к изучению предмета обеспечивается клинико-морфологиче­скими сопоставлениями и решением ситуационных задач, в которых отражена практическая деятельность военного врача.

Изучение и описание макропрепаратов, а также изучение микропрепаратов рекомендуется проводить в последовательности, предусмотренной планом ориентировочной основы действий (алгоритмом).

Ориентировочная основа действий (ООД)

При работе с макропрепаратами

1. Определить орган или ткань.

2. Оценить:

– размеры органа,

– консистенцию,

– особенности поверхности,

– цвет и рисунок на разрезе.

3. Обнаружить и охарактеризовать патологические изменения, указать их локализацию, форму, цвет, размеры, консистенцию.

4. Указать, какие ультраструктурные, цитологические и гистологические изменения соответствуют отмеченной микроскопической картине.

5. Назвать возможные причины обнаруженных микроскопических изменений.

6. Установить диагноз патологического процесса или болезни.

7. Оценить клиническое значение патологического процесса, указать возможные осложнения и исходы.

Пример описания макропрепарата

Печень размерами 20 × 10 × 7 × 9 см, плотной консистенции, охряного цвета, поверхность ее узловатая (максимальный диаметр узлов – 1,5 см). На разрезе множественные узлы паренхимы охряного цвета заключены в кольцевидные белесоватые прослойки ткани волокнистого вида.

Гистологически узлы паренхимы, наиболее вероятно, представлены «ложными дольками», лишенными центральных вен. Узлы окружены тяжами волокнистой соединительной ткани.

Описанные изменения развились в результате замещения рубцовой тканью участков некрозов, возникших в печени при вирусных гепатитах В, С, при отравлениях.

Диагноз: крупноузловой цирроз печени.

Диффузные рубцовые изменения печени при циррозе вызывают портальную гипертензию, которая клинически проявляется:

· расширением вен нижней трети пищевода, вен передней брюшной стенки, геморроидальных вен;

· спленомегалией и, в ряде случаев, гиперспленизмом;

· асцитом.

На фоне цирроза часто возникает рак печени.

Непосредственной причиной смерти могут быть: пищеводное кровотечение, асцит-перитонит, сердечная недостаточность.

При зарисовке микропрепаратов основные патоморфологические изменения следует указывать стрелками с подписями.

Ориентировочная основа действий (ООД)

при работе с микропрепаратами

1. Определить орган или ткань, представленные в препарате.

2. Определить способ окраски или гистохимической обработки.

3. Обнаружить и зарисовать патологические изменения.

4. Уяснить вероятные причины возникновения обнаруженных патологических изменений.

5. Сопоставить микроскопические изменения с возможной макроскопической картиной.

6. Оценить функциональное значение найденных изменений и представить их вероятные исходы.

7. Сформулировать диагноз патологического процесса (болезни).

Методика контроля исходного уровня знаний.Контроль исходного уровня знаний осуществляется при написании курсантами краткого текста на основании представленных в 20 ячейках комплектов из 4 слов, взятых из учебника и учебных пособий.

Вариант задания: курсант должен составить краткий текст по теме занятия, используя приведенные в ячейке ключевые слова

атеросклероз cудан III липиды ксантомные

Пример написания текста по ключевым словам:

При атеросклерозе в интиме аорты и артерий откладываются липиды, которые захватываются макрофагами. Крупные макрофаги с жировыми вакуолями называют ксантомными клетками. Липиды выявляют в замороженных срезах суданом III.

Раздел 1

Наши рекомендации