Хирургическая этика и деонтология
Кафедра общей хирургии
УТВЕРЖДАЮ
Зав.кафедрой___________Нартайлаков М.А.
«____»__________________201 г.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ
на тему «Введение в хирургию. История хирургии»
Методические указание для студентов
(для практических занятий)
Дисциплина: общая хирургия
Специальность: лечебное дело
Курс 4 Семестр 8
Уфа – 2012
Тема: «Введение в хирургию. История хирургии.»
(на основании типовой программы учебной дисциплины «Общая хирургия», утвержденной МЗ РФ от «___»___________201 года и в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Общая хирургия»
Рецензент: Зав.кафедрой урологии, профессор В.Н.Павлов
Автор: доцент Смакаев Р.У..
Утверждено на заседании кафедры общей хирургии
«___»_______________2012 г.
Тема занятия.
Итак, Вы начинаете изучение хирургии. Слово хирургия означает рукодействие, ремесло. Однако это историческое значение смысла слова устарело. В настоящее время хирургию можно сравнивать с искусством. Хирург должен не только и не просто оперировать, но и досконально знать анатомию, физиологию, фармакологию и другие дисциплины. Хирург должен уметь установить правильный диагноз, определить тактику лечения, владеть виртуозно техникой операции при всевозможных непредвиденных ситуациях и аномалиях развития. Главный орган осязания у хирурга - это пальцы.
В настоящее время обучение хирургии организовано по принципу триединой системы по Пирогову: на третьем курсе - общая хирургия, на 4 курсе - факультетская, на 5 и 6 курсах - госпитальная хирургия.
На курсе общей хирургии преподаются принципы предупреждения и лечения хирургической инфекции (асептика и антисептика), основы обезболивания и травматологии, принципы остановки кровотечений и переливания крови, принципы и методы лечения гнойных хирургических заболеваний, обследование хирургического больного и принципы оказания неотложной медицинской помощи.
Изучение общей хирургии обязательно для всех студентов по ряду причин: во-первых, хирургия является одной из основных медицинских дисциплин; от общего числа больных хирургические составляют более 25%. Во-вторых, общая хирургия дает основу диагностики хирургических заболеваний, с которыми может встретиться врач любой специальности. В-третьих, любой врач и даже студент медицинского ВУЗа должен быть готов оказать первую неотложную помощь при травмах, кровотечениях, остановке сердца и дыхания. Более того, отказ медработника от оказания первой помощи пострадавшему уголовно наказуемо.
Башкирская школа хирургов
Создателем школы хирургов Башкирии по праву можно назвать ученика Оппеля, профессора Кадырова Имамгали Галимовича, занимавшегося проблемой кишечной непроходимости и кишечными свищами.
Известным хирургом был профессор А.Г.Давлетов, который внедрил в хирургию жидкость Давлетова и метод обработки рук хирурга с применением спиртового раствора соляной кислоты.
Освоение операций на сердце связано с именем профессора А.К.Шипова, который впервые в республике выполнил митральную комиссуротомию.
И. И. Захаров впервые применил кожно-фасциальную пластику костной полости при остеомиелите, получившую название «метод Захарова».
Профессор Сафин Ирек Ахметович - член-корреспондент РАЕН, специалист в области хирургии печени. Он являлся создателем и руководителем Республиканского центра лазерной хирургии.
Из работающих ныне хирургов необходимо отметить:
Член-корреспондент РАМН Тимербулатов Виль Мамилович, зав. кафедрой хирургии ИПО, руководитель Республиканского центра малоинвазивной хирургии.
Профессор Нартайлаков Мажит Ахметович - зав. кафедрой общей хирургии, руководитель Республиканского центра хирургической гепатологии.
Большой вклад по решению проблемы лечения спаечной болезни брюшины и послеоперационных грыж внесли профессор Хунафин Саубан Нурлыгаянович - зав. кафедрой скорой помощи и медицины катастроф, профессор Плечев Владимир Вячеславович - зав. кафедрой госпитальной хирургии, профессор Корнилаев Павел Григорьевич.
По решению проблемы сочетанных заболеваний органов брюшной полости большой вклад внесли профессор Ганцев Шамиль Ханафиевич - зав. кафедрой онкологии, и профессор Галимов Олег Владимирович – директор клиники БГМУ, зав. кафедрой новых хирургических технологий.
Проблеме лечения язвенной болезни посвящены труды профессора Абдрашитова Хамзы Закиевича и профессора Хасанова Анвара Гиниятовича - зав. кафедрой хирургических болезней педиатрического и стоматологического факультетов.
Реконструктивным вмешательствам на пищеводе посвящены труды главного врача Республиканского противотуберкулезного диспансера профессора Бакирова Анвара Акрамовича.
Известными детскими хирургами являются профессор Гумеров Аитбай Ахметович, профессор Садыков Фанис Гильманович, профессор Юлдашев Марс Тимербулатович.
Академик АН РБ Гатауллин Наиль Гайнатович - основатель большой школы хирургов республики. Основатель кардиохирургии, создатель и руководитель республиканского спаечного центра.
Член-корреспондент АН РБ Сахаутдинов Венер Газизович, зав. кафедрой факультетской хирургии. Он научный руководитель целой плеяды молодых кандидатов и докторов наук. Научное направление - хирургия хронического остеомиелита, хирургическая гастроэнтерология. Сахаутдинов В.Г. является руководителем республиканского центра микрохирургии.
Член-корреспондент ИАН РБ Галеев Махмут Ахмет-Валеевич известен своими работами по желчно-каменной болезни, по хирургии желчевыводящих протоков и поджелудочной железы.
Из других хирургов необходимо отметить старейшего хирурга, доцента Маркушева Владимира Михайловича; доцента Корнилаева Григория Павловича, внедрившего новые методики операции при грыжах живота; доцента Мухаметрахимова Фарита Фатыховича, внедрившего различные операции на сердце в условиях гипотермии; доцента Валиахметова Радифа Зиевича, известного уролога и организатора службы литотрипсии, или дробления камней; известного онкохирурга доктора медицинских наук Бадыкова Рашита Газизовича.
История хирургии.
История хирургии достаточно полно описана в учебниках. Первые сведения о хирургических манипуляциях имеются в глубокой древности. За 2-4 тыс. лет до нашей эры различные хирургические вмешательства выполнялись в Древнем Египте, Индии, Вавилоне, Древней Греции и Риме, Византии и Китае. Из врачей этого периода можно отметить Гиппократа, Галена, Цельса, Авиценну, положивших начало научной хирургии.
Из врачей средневековья можно отметить Парацельса, Амбруаза Паре, Визалия и других.
Бурное развитие хирургия получает в 19 веке после открытия Луи Пастером возбудителей хирургической инфекции и Листером метода ее предотвращения, ставшего основой антисептики.
В России развитие хирургии связано с такими именами, как Буш, Буяльский, Иноземцев, Склифосовский, Дьяконов, Пирогов.
Из хирургов, работавших в советский период, получили широкую известность Спасокукоцкий, Вишневский, Оппель, Герцен, Греков, Петров, Юдин, Розанов, Стручков и другие.
Хирургическая этика и деонтология.
Врачебная этика - это совокупность норм поведения и морали медицинских работников. В начале 19 века английский философ Бентам термином «деонтология» определил науку о поведении человека любой профессии. Для каждой профессии есть свои деонтологические нормы. Деонтология происходит от двух греческих корней: deon - должное, logos - учение. Таким образом, хирургическая деонтология - это учение о должном, это правила поведения врачей и медицинского персонала, это долг медицинских работников перед больными. Впервые основной деонтологический принцип сформулировал Гиппократ: «Должно обращать внимание, чтобы все, что применяется, приносило пользу». Основные деонтологические принципы сформулированы в клятве Гиппократа.
Работа в хирургическом отделении или в стационаре должна подчиняться строгой дисциплине, должна соблюдаться субординация, то есть служебное подчинение младшего по должности старшему.
Медицинский работник в отношении к больным должен быть корректным, внимательным, не допускать панибратства. Врач должен быть специалистом высокой квалификации, всесторонне грамотным. Сейчас больные читают медицинскую литературу, особенно по своей болезни. Врач должен в такой ситуации профессионально и деликатно общаться с больным.
Неправильные действия врачей или медицинского персонала, неосторожно сказанное слово, анализы или истории болезни, ставшие доступными больному, могут привести к фобии, то есть боязни того или иного заболевания, например: канцерофобия — боязнь заболевания раком.
К деонтологии относится сохранение врачебной тайны. В ряде случаев приходится скрывать от больного его истинное заболевание, например - рак. Сохранение врачебной тайны относится не только к врачам, но и медперсоналу, студентам, то есть всем тем, кто контактирует с больными. Есть правило: «Слово лечит, но слово может и калечить». Врачебная тайна не распространяется на родственников больного. Врач должен сообщить родственникам истинный диагноз, состояние больного и прогноз.
С медицинской деонтологией тесно связана ятрогения - это болезненное состояние, обусловленное деятельностью медицинского работника. Если человек мнительный, психологически неустойчив, то ему можно легко внушить, что у него есть какое-либо заболевание, и этот человек начинает находить у себя различные симптомы мнимого заболевания. Многие из вас наверно испытали это даже на себе. Будучи студентами, мы находили много симптомов тех болезней, которые изучали. Например, при изучении заболеваний сосудов многие у себя находили симптомы облитерирующего эндартериита. Поэтому врач должен убедить больного в отсутствии мнимых болезней. К ятрогении относят заболевания и повреждения, возникшие в результате неправильных действий или лечения больного. Так, к ятрогенным заболеваниям можно отнести гепатит, развившийся после инфузии зараженной крови или плазмы. К ятрогенным повреждениям относят травмы внутренних органов при полостных операциях. Это повреждение селезенки при резекции желудка, пересечение холедоха при холецистэктомии и другие.
К деонтологии относится и отношение с коллегами. Нельзя критиковать или давать оценку действиям коллеги в присутствии больного. Замечания коллегам необходимо делать при необходимости с глазу на глаз, не подрывая авторитет врача.
Хирург не должен замыкаться в себе. Хирургия более чем другая отрасль медицины является коллегиальной. Хирург не должен гнушаться любым советом, будь то от старшего или младшего. При постановке диагноза, определении показаний и противопоказаний, выборе метода операции хирург должен советоваться. Не случайно все будущие операции обсуждаются коллегиально. То же относится к выбору тактики во время операции. Если во время операции хирург сталкивается с непредвиденной ситуацией, техническими сложностями, аномалией развития, то он должен советоваться, вызвать старшего коллегу, при необходимости попросить его участие в дальнейшем ходе операции.
Творческие перспективы профессии врача-хирурга.
Наука и искусство.… С самого момента своего возникновения эти стихии, как разум и чувства, находились на противоположных полюсах жизнедеятельности человека. Существовать и творить в обеих стихиях – дар, обладание которым делает особенным в глазах современников, а подчас и многих будущих поколений. В этом отношении с врачебной профессией не может конкурировать ни одна другая по обилию талантливых представителей в немедицинских областях знаний и деятельности. Среди них писатели и поэты, публицисты и композиторы, художники и актеры, путешественники и общественные деятели, но первых больше всего.
Что же роднит медицину, философские размышления и литературу? Гуманное отношение к человеку? Вдумчивое наблюдение за окружающей повседневностью? Стремление к обобщениям? Несомненно одно: есть в них нечто общее, сближающее их. Традиция объединения литературы и медицины восходит еще к античности; Аполлон был богом как поэзии так и медицины, Афина Паллада была богиней поэзии, исцеления и войны. Богиня Бриджит была кельтской покровительницей поэтов, кузнецов и целителей. Ранее врач допускался к медицинской деятельности, имея степень бакалавра искусств: литературное образование для врача было обязательным! Традиционное развитие этих плодотворных связей продолжается и в наши дни.
Из найденных 204 врачей-писателей, в основном представителей англоязычных стран, россиян был 31 человек, в том числе 4 представителя нашей республики. Небольшой процент европейцев и россиян (15,3%) в нашем списке объясняется следующим. Многие писатели, совмещающие врачебную деятельность с литературным творчеством, сталкивались в прошлом с такой проблемой, как осуждение со стороны общества. Например, Мартин Винклер, семейный врач из Франции, чувствовал себя неуютно в собственной стране, когда впервые начал печататься. Мнение, бытовавшее в обществе, не позволяло профессионалу ни на шаг отступить от своей обычной деятельности. И если ты врач, то писать должен только научные медицинские статьи. А если ты опубликуешь что-то еще и будешь пользоваться успехом, то люди пренебрежительно спросят: «Так ты врач сейчас или писатель?» Совершенно другая ситуация в англоговорящем мире – в Великобритании, Канаде, США к писателям-врачам относятся с уважением и почитают их талант. Может именно поэтому подавляющее большинство врачей, посвятивших себя литературе родом именно из этих стран.
Самый главный вопрос - почему врачи берутся за перо? Есть совершенно разные пути, которыми врачи, а точнее выпускники медицинских вузов приходят в литературу. Одна группа - это люди, которые закончили вуз и поняли, что сделали ошибку в выборе профессии, или люди, которые променяли сначала литературную деятельность на медицинскую, но в конце концов все же вернулись к истокам. Другой конец спектра - люди, проработавшие в медицине много лет и повидавшие столько, что дальше для литературной работы им нужна уже только память, а не фантазия. Между ними – люди, которые успешно совмещали писательство с медициной сначала в качестве хобби, но затем снискали себе такое признание и славу на новом поприще, что мир забыл об их медицинском происхождении, несмотря на продолжающуюся врачебную деятельность. Кроме того, каждый врач - потенциальный писатель, свидетельством тому служат многотомные собрания историй болезни, куда врач обязан вписывать не только историю самой болезни пациента, но и историю его жизни. Неудивительно, что рано или поздно у врача появляется потребность написать книгу, ведь «любая история болезни - это уже сюжет» (М. М. Жванецкий).
Еще один распространенный вопрос: помогает ли писателю профессия врача? Вот как характеризует А. П. Чехова классик английской литературы, выпускник медицинского факультета при госпитале Святого Фомы Сомерсет Моэм: «Я не знаю лучшей школы для писателя, чем профессия врача. Врачебная практика пошла Чехову на пользу, он приобрел знания человеческого характера. Когда люди болеют, боятся за жизнь, они отбрасывают маску, которую обычно носят здоровыми. Доктор видит людей такими, какие они есть: эгоистичными, грубыми, жадными. Трусливыми, но видит и мужественными. Щедрыми, добрыми и благородными». Сам Чехов отмечал, что «благодаря близости к медицине, мне удалось избегнуть многих ошибок. Знакомство с медицинскими науками, с научным методом всегда держало меня настороже, и я старался, где было возможно, соображаться с научными данными, а где возможно - предпочитал не писать вовсе…» «Без медицины у меня, как у врача стихотворца ничего бы не вышло» говорит А. Розенбаум. Кроме того, пользуясь «специальными знаниями», писатель-врач занимает привилегированное место наблюдателя и одновременно участника - положение, в котором не может оказаться обычный человек.
Есть ли нечто психологически общее в творчестве, в манере письма литераторов-врачей, отличающее их от коллег с иным образованием? В первую очередь, можно выделить три типа литературных произведений, созданных писателями врачами: рассказы о случаях из реальной врачебной практики (традиция, начатая Фрейдом), рассказы о случаях из практики с долей вымысла и беллетристика (например, Чехов, Смолетт). При всем разнообразии жанров, тем и стилей можно заметить, что писатели медики чаще склонны драматизировать, им реже нравится созерцательное, неторопливое повествование. Не всегда врач будет писать детективно-авантюрные романы, как Эжен Сю или Конан Дойл, но все же им больше по душе психологически острые сюжеты и неожиданные развязки - как в бытовых рассказах Чехова или Моэма. Впрочем, ранний Чехов ведь известен такими вещами, как «Драма на охоте» или «Ненужная победа»…
Как уже было сказано выше, многие произведения насыщены медицинской терминологией, особенности ее употребления выдают писателя-врача.
Анализируя творческие перспективы профессии врача, первым делом стоит обратиться к самой специфике медицинского образования. Обучение искусству врачевания веками основывалось на интегративных знаниях, полученных на стыке естественно-научных и гуманитарных дисциплин. Следовательно, в медицинских вузах готовят не только профессионалов своего дела, но и людей высоко и всесторонне образованных. Кроме того, чтобы быть хорошим врачом необходимо непрерывно пополнять свои знания и не только профессиональные. Медицина тончайшими нитями связана со всеми отраслями современной науки. А уровень общей культуры врача совместно с познаниями в области философии, литературы, искусства помогает найти общей язык с пациентами любого интеллектуального уровня, снискать их уважение. Второе – это работа на медицинском поприще, которое само по себе является уникальным явлением, в основе которого уже лежит творческое начало. Ведь перед врачом в силу профессиональной специфики открываются потаенные, интимные страницы человеческой сущности, и не только анатомические, физиологические, но и психологические. То есть у врача есть некое превосходство над обычными людьми: он может знать то, что недоступно пониманию непосвященных в профессию. Эта «таинственность», а также ожидание помощи позволяет доверять врачу, исповедоваться ему порой как священнику. Опытный наблюдательный доктор способен прогнозировать некоторые поступки, мысли своих пациентов, мало того, он призван давать советы и не только медицинские, но и в плоскости общечеловеческих проблем. А ведь это богатейший материал для писателя…
Кроме того, диагностика, являющаяся основой ежедневной рутинной практической работы – не просто шаблонное выполнение определенных действий, а строго индивидуальный, потенцирующий всю мыслительную энергию врача процесс истинно философской высоты. «Когда вы осмысливаете научные факты, вы уже не просто медики, вы становитесь творцами и поднимаетесь до высот искусства» (Арман Труссо).
Таким образом, система подготовки и дальнейшая работа врача – процесс творческий, который позволяет не только лечить людей, чего не могут сделать представители других профессий, но и создает перспективы реализоваться в любой другой сфере человеческой деятельности, что мы видим на примере врачей-писателей(Равиль Смакаев).
2. Цель занятия: ознакомить студентов с историей возникновения и развития хирургии, принципами преподавания хирургии в медицинском ВУЗе, значимостью общей хирургии как дисциплины и задачами ее преподавания.
В результате освоения темы студент должен УМЕТЬ:
- представить порядок оказания хирургической помощи,
- разбираться в основных видах оказания хирургической помощи,
- ориентироваться в основных специализированных направлениях
оказания хирургической помощи,
- разбираться в вопросах медицинской деонтологии,
- видеть творческую перспективу работы хирурга.
В результате освоения темы студент должен ЗНАТЬ:
- историю и основные этапы развития хирургии в мире, в России и в
Башкирии,
- основные виды хирургической помощи,
- основные виды специализированной хирургической помощи,
- принципы организации хирургической помощи в России,
- современные направления развития диагностики и лечения хирургических заболеваний,
- медицинскую деонтологию,
- принцип преподавания хирургии,
- значимость общей хирургии как дисциплины, цели и задачи преподавания общей хирургии.
3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:
1) история и основные этапы развития хирургии в мире, в России и в Башкирии,
2) основные виды хирургической помощи,
3) медицинская деонтология.
4. Вид занятия: практическое занятие.
5. Продолжительность занятия: 4 академических часа.
6. Оснащение: таблицы, схемы, плакаты, аппаратура, морфологические и анатомические препараты, истории болезней, рентгенограммы, графологические структуры, атласы, видеоматериалы, мультимедийные материалы.
7. Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:
1. Реферат: «История хирургии Древнего мира».
2. Реферат: «История хирургии 20 века».
3. Реферат: «Современное развитие хирургии».
4. Реферат «Медицинская деонтология».
5. Реферат «Творческие перспективы профессии хирурга».
Литература:
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1.Гостищев В.К. Общая хирургия: учебник с компакт-диском /В.К.Гостищев.- 4-е изд., испр.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.- 822с.: ил.+ 1эл.опт.диск (CD-ROM).-ISBN 5-9704-0266-4.
2. Гостищев В.К.Общая хирургия (Электронный ресурс): учебник /В.К.Гостищев.-М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.- 848 с.- Режим доступа: htth://www.studmtdlib.ru/book/ISBN9785970415795.html.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Волколаков Я.В. Общая хирургия. Рига, Звайгзне, 1989.
2. Стручков В.И., Стручков Ю.В. Общая хирургия. М, Медицина, 1988.
3. Шмидт В.Ш., Хартич В., Кузин М.И. Общая хирургия. М., Медицина, 1985.