После изучения данной темы студент должен
Сформировать ОК-2,ОК-5,ОК-7
Знать правила постановки ударения. Определять склонения существительных.
Уметь переводить термины с несогласованным определением.
Владеть навыками определения рода и склонения существительных.
ТЕМА : ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. ГРАММАТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. СЛОВАРНАЯ ФОРМА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. СОГЛАСОВАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ.
МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ:
Подготовка грамотных специалистов предполагает развитие у будущих медиков логического мышления .Для этого необходимо наличие устойчивых умений анализа и конструирования терминов- словосочетаний с согласованными и несогласованными определениями. Согласованное определение, выраженное прилагательным , придает термину необходимуюточность. Прилагательное определяет то существительное , к которому оно относится. Без знания прилагательных невозможно понимание медицинской терминологии.
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ:
Для усвоения материала необходимо научиться различать род и склонение существительных и прилагательных, выделять их основу, определять падеж и число каждого слова в терминах, и порядок слов в терминах-словосочетаниях.
ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ:
1.Запомнить окончания прилагательных двух групп в Nom. Sing.
2.Знать грамматические категории прилагательных, состав словарной формы;
3.Уметь составлять словарную форму прилагательных на -us –a, -um, и - is, e , уметь образовывать от них форму Gen. Sing.;
4.Усвоить порядок согласования прилагательных с существительными;
5.Научиться переводить и анализировать термины с согласованными определениями с латинского языка на русский и с русского на латинский ;
6.Выучить лексический минимум к данной теме;
7.Выучить и проанализировать афоризмы.
ЛИТЕРАТУРА:
Учебник : Ю.И. Городкова. Латинский язык и основы медицинской терминологии. 2014.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1.Из каких компонентов состоит словарная форма прилагательных?
2.Как определить род и склонение прилагательных?
3.По какому склонению склоняются прилагательные, оканчивающиеся на –а? Назовите их окончание в Gen. Sing.?
4.По какому склонению склоняются прилагательные на –us, -um?Какие они имеют окончание в Gen. Sing.?
5.К какому склонению относятся прилагательные на –is, -e? Назовите их окончания в Gen. Sing.?
ЗАДАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОПОДГОТОВКИ:
1. Теория §50-58,79-82
2. Выучить лексический минимум.
3. Перевести термины-словосочетания. § 105упр.
- Выучить афоризмы: Exitus letalis – смертельный исход;
- Status localis – местное состояние.
- Terra incognita– неизведомая земля (неизвестная область знаний)
ПЛАН РАБОТЫ НА ПРЕДСТОЯЩЕМ ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ:
1.Контроль исходного уровня знаний (диктант).
2.Развитие навыков построения терминов с несогласованным определением.
3.Развитие умений перевода терминов с согласованными определениями.
4.Развитие умений перевода различных моделей терминов и словосочетаний.
5.Контроль конечного уровня знаний по теме.
После изучения данной темы студент должен:
Сформировать ОК-2,ОК-5,ОК-7
Знать группы словарную форму прилагательных и их окончания.
Уметь переводить термины с согласованным определением в словосочетаниях.
Владеть навыками перевода многочленных терминов с прилагательными 1 и 2 группы.
ТЕМА : СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ. ОБРАЗОВАНИЕ И СКЛОНЕНИЕ.
МОТИВАЦИЯ ЦЕЛИ:
В составе анатомической терминологии встречается большое количество терминов с прилагательными в сравнительной степени. Для точного понимания и передачи информации необходимо выработать умение по переводу и самостоятельного конструированию аналогичных терминов. Подобные умения помогут при дальнейшем изучении медицинской терминологии.
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ:
Для успешного усвоения изучаемого материала необходимо научать различать склонения существительных, группу, склонение и степень сравнения прилагательных, выделять их основу, выделять падеж и число каждого слова в составе терминов-словосочетаний.
ЦЕЛЬ САМОПОДГОТОВКИ:
1.Запомнить признак сравнительной степени прилагательных – суффикс –iorдля форм мужского и женского рода и суффикс –ius для формы среднего рода.
2.Уметь образовывать форму Genetivus Singularis сравнительной степени, выделять основу прилагательных в сравнительной степени.
Запомнить наиболее часто встречающиеся прилагательные в сравнительной степени.
3.Запомнить особенности образования и употребляют сравнительной степени прилагательные «большой» и «малый».
4.Уметь согласовывать прилагательные в сравнительной степени с существительными.
5.Запомнить афоризмы.
ЛИТЕРАТУРА:
Учебник Ю.И. Городкова. Латинский язык и основы медицинской терминологии. 2014.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1.С помощью каких суффиксов образуется сравнительная степень прилагательных.
2.Из чего состоит словарная форма прилагательных в сравнительной степени?
3.Какое окончание имеют в Genetivus Singularis прилагательные в сравнительной степени?
4.На что оканчивается основа прилагательных в сравнительной степени и с чем она совпадает по своей форме?
5.В какой степени употребляются в основном прилагательные «большой» и «малый» в анатомической терминологии.
ЗАДАНИЯ, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОПОДГОТОВИ: ТЕМА : Сравнительная степень прилагательных.
1.Теория §91-93
2.Выучить лексический минимум.
3.Выполнить упр.§93
4.Выучить афоризмы:
- Locus minoris resistentiae – Место наименьшего ( меньшего) сопротивления
2. A posteriori – на основании опыта, по опыту
ПЛАН РАБОТЫ НА ПРЕДСТОЯЩЕМ ПРАКТИЧЕСКОМ ЗАНЯТИИ:
1.Контроль исходного уровня знаний
2.Развитие навыков по переводу и построению терминов с прилагательными.
3.Изучение темы «Превосходная степень прилагательных».
После изучения данной темы студент должен:
Сформировать ОК-2,ОК-5,ОК-7