Методики непосредственной и посредственной аускультации

(Подчёркивается необходимость соблюдения основных правил выслушивания:

- для пациента: грудная клетка обнажена; положение пациента. Его рук, головы такие же, как при сравнительной перкуссии; в помещении должно быть тепло и тихо;

-правила для врача: инструмент (стетоскоп, фонендоскоп) должен быть теплым, прикладываться к грудной клетке для создания герметического пространства между ухом врача и выслушиваемым органом; каждую точку аускультации выслушивает не менее одного дыхательного цикла (вдох, выдох); просит пациента дышать глубже носом или ртом, покашлять. Произвести форсированный выдох; во время исследования врач занимает удобное положение).

техники аускультации симметричных участки лёгких спереди, с боков, сзади (обращается внимание на отличительные признаки везикулярного дыхания (шума быстрого расправления и напряжения стенок альвеол при поступлении в них воздуха во время выдоха) и ларинготрахеального дыхания (дыхательного шума, который образуется при прохождении воздуха через голосовую щель, проводиться по бронхам до альвеол, где гасится) с указанием зон его нормальной локализации.

бронхофонии - исследования лёгких с помощью шепотной речи (методика, диагностическое значение)

7.3.Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя.

Задание №1 - провести под контролем преподавателя аускультацию легких у больного без патологии дыхательной системы. С помощью многократного сопоставления характера, особенностей звучания и соотношения длины вдоха и выдоха под хрящами гортани, в подлопаточных областях добиться четкого распознавания ларинготрахеального дыхания (продолжительный вдох и тихий короткий выдох).

Задание №2 - провести аускультацию легких у больных с заболеваниями дыхательной системы под контролем преподавателя с целью выявления патологических вариантов везикулярного дыхания (ослабленного, жесткого). Аускультацию проводить на симметричных участках грудной клетки в точках проведения сравнительной перкуссии. Оценку дыхания проводить в каждой точке выслушивания путем определения фазы дыхания, соотношения длины вдоха и выдоха, характера их звучания.

Задание №3 - записать полученные данные. Форма записи: «…над всей поверхностью легких выслушивается везикулярное дыхание»; «…справа над углом лопатки выслушивается жесткое дыхание, над остальной поверхностью легких – везикулярное дыхание»; «…слева сзади и в аксиллярной области дыхание резко ослаблено, над остальной поверхностью легких – везикулярное».

Задание №4 - провести аускультацию легких под контролем преподавателя у больных с заболеваниями дыхательной системы с целью выявления патологических вариантов ларинго-трахеального дыхания (бронхиальное, амфорическое). Аускультация проводится на симметричных участках грудной клетки в точках сравнительной перкуссии. Оценку дыхания проводить в каждой точке выслушивания, путем определения фазы дыхания, соотношения длины вдоха и выдоха, характера их звучания.

Задание №5 - провести аускультацию легких под контролем преподавателя с целью выявления побочных дыхательных шумов, шума трения плевры, крепитации, хрипов сухих и влажных. Для дифференциальной диагностики прежде всего необходимо определить слышен ли побочный дыхательный шум, изменяется ли он после кашля и при надавливании стетоскопом.

Задание №6 - записать полученные данные; при выявлении побочных дыхательных шумов подробно описать место и их характер. Форма записи: «…справа под лопаткой выслушиваются мелкопузырчатые звучные влажные хрипы.»; «…с обеих сторон под лопатками выслушивается большое количество сухих свистящих хрипов.»; «…с обеих сторон в заднебоковых отделах внизу выслушивается нежный шум трения плевры.».

7.4 – Контроль освоения темы занятия:

- Материалы для контроля уровня освоения темы:

тесты (приложение №1),

ситуационные задачи (приложение №2).

Место проведения самоподготовки: читальный зал, учебная комната для самостоятельной работы студентов.

Учебно-исследовательская работа студентов по данной теме:

1. Оформить реферат на тему «Важнейшие признаки нарушения бронхиальной проходимости».

2. Дается задание по составлению следующих схем.

a. Стридорозное дыхание (стенотическое) дыхание и его причины.

b. Отличие шума трения плевры от хрипов и крепитации.

3. Проведение аускультации лёгких у больных без патологии органов дыхания, распознавание физиологических вариантов дыхания.

4. Аускультация больных с различными заболеваниями дыхательной системы, распознавание патологических вариантов дыхания.

Запись результатов обследования.

Литература.

Основная:

  1. Мухин, Николай Алексеевич. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для студ. мед. вузов / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - 3-е изд., испр. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 763 с. - Словарь терминов: с. 717-744. - Предм. указ.: с. 745-763. - ISBN 5-9704-0368-7
  2. Мухин, Н. А. Пропедевтика внутренних болезней [Электронный ресурс] : учебник / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. - Электрон. текстовые дан. - М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2009. - 848 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970413968.html

Дополнительная:

Наши рекомендации