Утренний туалет грудного ребёнка
ЦЕЛЬ:
· Соблюдение гигиены тела
· Обеспечение универсальной потребности ребёнка « быть чистым»
· Формирование навыков чистоплотности
ОСНАЩЕНИЕ:
· Кипячёная вода
· Стерильное растительное масло
· Ватные шарики и жгутики
· Лоток для обработанного материала
· Чистый набор для пеленания или одежда, расположенные на пеленальном столике
· Резиновые перчатки
· Дезинфицирующий раствор, ветошь
· Мешок для грязного белья
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ:
· при обработке носовых и слуховых ходов исключить использование твёрдых предметов
Этапы | Обоснование |
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ | |
- Объяснить маме (родственникам) цель и ход проведения процедуры | - Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребёнком |
- Подготовить необходимое оснащение | - Обеспечение чёткости и быстроты выполнения процедуры |
- Вымыть и осушить руки, надеть перчатки - Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пелёнку | - Обеспечение инфекционной безопасности |
- Раздеть ребёнка (при необходимости подмыть) и положить на пеленальный столик | - Подготовка ребёнка к процедуре |
- Сбросить одежду в мешок для грязного белья | - Предупреждение загрязнения окружающей среды |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ: | |
- Умыть ребёнка промокательными движениями ватным тампоном, смоченным кипячённой водой (рис.3-а) | - Предупреждение раздражения кожи ребёнка |
- Обработать глаза ребёнка от наружного угла глаза к внутреннему ватным тампоном, смоченным кипячёной водой (для каждого глаза использовать отдельный тампон) рис.3-б. | - Предупреждение переноса инфекции из одного глаза в другой |
- Аналогично обработке просушить глаза сухими ватными тампонами | - Удаление остатков влаги и обеспечение гигиенического комфорта |
- Вращательными движениями прочистить носовые ходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле или кипяченой воде (для каждого носового хода использовать отдельный жгутик) | - Обеспечение свободного носового дыхания - Размягчение «корочек» с помощью растительного масла и более лёгкое их удаление |
- Вращательными движениями прочистить слуховые проходы тугими ватными жгутиками, смоченными в стерильном растительном масле (для каждого слухового прохода использовать отдельный жгутик) Примечание: уши ребёнку обрабатывать 1 раз в неделю или по мере необходимости. | - Обеспечение чистоты слуховых ходов - Размягчение «серных пробок» с помощью растительного масла и более лёгкое их удаление |
- Открыть рот ребёнка, слегка нажав на подбородок, и осмотреть слизистую оболочку полости рта | - Исключение наличия стоматитов и других патологических изменений слизистой полости рта |
- Обработать естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным в стерильном растительном масле. Обрабатывать в строгой последовательности (рис.3- в) а) заушные б) шейные в) подмышечные г) локтевые д) лучезапястные е) подколенные ж) голеностопные з) паховые и) ягодичные | - Предупреждается развитие опрелостей - Паховые и ягодичные складки максимально загрязнены и должны обрабатываться в последнюю очередь |
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ: | |
- Одеть ребёнка и уложить в кроватку | - Обеспечение комфортного состояния |
- Убрать пелёнку с пеленального столика и поместить её в мешок для грязного белья. - Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором - Снять перчатки, вымыть и осушить руки. | - Обеспечение инфекционной безопасности. |
Эталон ответа на билет №37
1. Нарушенные потребности: есть, пить, выделять, быть чистым, быть здоровым, поддерживать состояние, общаться.
Проблемы пациента:
Настоящие –
- дефицит массы тела,
- снижение аппетита,
- бледность кожных покровов.
Потенциальные
- ухудшение состояния ребенка, связанное с развитием осложнений.
2.Приоритетная проблема: дефицит знаний матери о полноценном питании ребенка
3. Краткосрочная цель: мать будет свободно ориентироваться в особенностях питания своего ребенка.
Долгосрочная цель: мать организует рациональное питание ребенка
ПЛАНИРОВАНИЕ | МОТИВАЦИЯ |
1. Медицинская сестра организует правильное питание | - Для ликвидации дефицита знаний матери об особенностях питания ребенка - Для ликвидации дефицита массы тела |
2. Медицинская сестра проведет беседу с матерью о правилах кормления питание должно быть высококалорийным, расчет питания ведется на долженствующий вес | |
3. Медицинская сестра будет давать препараты железа по назначению врача между приемами пищи. Молоко ухудшает всасывание железа. | - Для лучшего всасывания и ликвидации дефицита железа, повышения уровня Нв в крови |
4. Медицинская сестра будет следить за стулом | |
5. Медицинская сестра организует прогулки не менее 4-6 часов на свежем воздухе | - Для оценки усвоения железа - Для повышения аппетита |
6. Медицинская сестра проветривание палаты каждые 2-3 часа по 15-20 мин. | - Для улучшения кровообращения |
7. Медицинская сестра массаж, гимнастика, закаливание, обучите мать приемам массажа, комплексных физических упражнений. |
6. Техника кормление грудного ребёнка из бутылочки
ЦЕЛЬ:
· Обеспечить полноценное питание ребёнку
ОСНАЩЕНИЕ:
· Косынка, марлевая маска
· Мерная бутылочка (рожок)
· Стерильная соска
· Необходимое количество на одно кормление молочной смеси (или другой пищи) температурой 36-370С
· Толстая игла для прокалывания соски
· Емкости с 3% раствором соды для кипячения сосок и бутылочек
Этапы | Обоснование |
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ | |
- Объяснить маме (родственникам) цель и ход проведения процедуры | - Обеспечение правильного ежедневного кормления ребёнка |
- Подготовить необходимое оснащение | - Обеспечение четкости выполнения процедуры |
- Вымыть и осушить руки - Надеть косынку, маску - Подготовить ребёнка к кормлению | - Обеспечение инфекционной безопасности |
- Залить в рожок необходимое количество свежеприготовленной молочной смеси (или другой пищи) | - Профилактика инфекционных заболеваний ЖКТ |
- Если соска новая, проколоть в ней отверстие раскалённой толстой иглой | - При наличии большого отверстия в соске увеличивается вероятность попадания большого количества воздуха в желудок во время кормления, при узком отверстии в соске – малыш будет быстро уставать |
- Надеть соску на бутылочку | - Жидкость из рожка должна вытекать редкими каплями. |
- Проверить скорость истечения смеси и её температуру, капнув на тыльную поверхность своего лучезапястного сустава | - Теплый раствор не вызывает спазма гладкой мускулатуры желудка, хорошо всасывается, не вызывает ожогов слизистой оболочки |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ: | |
- Расположить ребёнка на руках с возвышенным головным концом | - Профилактика аспирации |
- Покормить малыша, следя за тем, чтобы во время кормления горлышко бутылочки постоянно и полностью было заполнено смесью. | - Предупреждение заглатывания воздуха (аэрофагии) |
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ: | |
- Подержать ребёнка в вертикальном положении 2-5 минут | - Удаление воздуха, попавшего в желудок в процессе кормления |
- Положить ребёнка в кроватку на бок (или голову повернуть на бок) | - Профилактика аспирации при возможном срыгивании |
- Снять с бутылочки соску, промыть соску и рожок под проточной водой, а затем прокипятить в 3% содовом растворе 15 минут - Слить из бутылочки воду и хранить её в закрытой ёмкости. | - Обеспечение инфекционной безопасности |