Протеолизо-хелационная теория кариеса Шатца и Мартина (1956 г.)
Авторы объясняли восприимчивость эмали к поражению кариесом стабильностью кальций-белковых комплексов. Эмаль зуба является неотъемлемой структурой организма, которая в силу функциональных особенностей минерализована больше, чем другие ткани. При этом минеральные и органические компоненты эмали находятся в тесной биохимической связи.
Устойчивость последней может быть нарушена при проникновении в эмаль различных активных химических агентов, в том числе протеолических ферментов. Развитие кариозного процесса рассматривается в два этапа:
• протеолиз, при котором происходит разрыв связей между белками и минералами эмали вследствие воздействия бактериальных протеолитических ферментов на белковые компоненты;
• хелация, когда наблюдается разрушение минеральной части твердых тканей зуба из-за образования комплексных соединений ионов металлов с анионами кислот, солями органических кислот, аминокислотами, белками и промежуточными продуктами распада.
Трофоневротическая теория Е.Е. Платонова.
Автор этой теории рассматривал кариес зубов как трофоневротический процесс, который, по его мнению, развивается только тогда, когда нарушается питание твердых тканей зуба.
Основным патогенетическим фактором Е.Е. Платонов считал нарушение нервной регуляции трофики зубных тканей. Однако сегодня известно, что зубы с удаленной пульпой в сроки до 17 лет продолжают нормально функционировать. Удаление пульпы как один из методов лечения осложненных форм кариеса не приводит к структурным и функциональным изменениям в эмали зуба, последний продолжает функционировать как полноценный орган. Постоянное динамическое взаимодействие с ротовой жидкостью обеспечивает твердым тканям депульпированного зуба высокую минерализованность, которой соответствует большая кислотоустойчйвость, микротвердость и структурная однородность.
Современная концепция этиологии кариеса
Общепризнанным механизмом возникновения кариеса является прогрессирующая деминерализация твёрдых тканей зубов, вызванная действием органических кислот, которые образуются в результате жизнедеятельности микроорганизмов.
Рассмотрим кариесогенные факторы, которые играют важную роль в возникновении кариеса. Их можно разделить на местные и общие факторы.
Местные факторы:
- Зубная бляшка с большим количеством микроорганизмов;
- Изменение состава и количества ротовой жидкости;
- Углеводистые липкие остатки в полости рта;
- Отклонения в химическом составе твёрдых тканей зубов и неполноценная структура тканей;
- Нарушения в зубных рядах, наличие ретенционных пунктов, скученность зубов и др.
Общие факторы:
- Неполноценная диета и питьевая вода;
- Соматические и наследственные заболевания;
- Экстремальные воздействия на организм;
- Неблагоприятный генетический код.
Кариесогенные факторы могут быть различной интенсивности и характера, но ведущим фактором в возникновении кариеса зубов является микрофлора полости рта.
4.Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:
- учебно-методическая литература.
- наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.
Практичекая работа
Название практической работы:
-осмотр, опрос и сбор анамнеза,
- заполнение карты обследования.
Цель работы:
-научится обследовать пациента
- научится заполнять медицинскую карту стоматологического больного
Методика выполнения:
Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска
Порядок выполнения: опрос с выяснением анамнеза и жалоб; осмотр ЧЛО и полости рта; заполнение карты обследования.
Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.
6.Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:
1.Основные направления профилактики кариеса
2.Понятие проницаемости эмали, деминерализация эмали зубов.
3.Структура и свойства эмали после прорезывания зубов.
7.Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:
1. Причины возникновения кариесогенной ситуации в полости рта.
2. Общие и местные факторы развития кариеса.
3. Теории происхождения кариеса.
4. Методы оценки кариесогенности зубного налета.
5. Показания к применению и состав противокариозных диет.
8.Хронокарта учебного занятия:
- Организационная часть (приветствие, заполнение журнала посещений занятий, оценка внешнего вида студента, состояния медицинской одежды, наличия медицинских перчаток, защитных масок, очков, сменной обуви) – 5 минут
- Определение преподавателем темы занятия, цели занятия и задач, направленных на её выполнение – 15 минут.
- Опрос студентов – 35 минут.
- Приём пациентов - самостоятельная работа студентов (контроль и помощь преподавателя), продолжительность этого этапа – 45 минут.
- Контроль выполнения практической части, заполнение истории болезни – 15 минут
- Подведение итогов занятия, задание на дом – 10 минут.
9. Самостоятельная работа студентов:
Заполнение рабочей тетради для внеаудиторной самостоятельной работы.
5. Перечень учебной литературы к занятию:
· Максимовский Ю.М. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 2002,с. 20-27
· Боровский Е.В. с соавт. Терапевтическая стоматология. М., 1997, с. 11-16.
· Николаев А.И., Цепов Л.М. Практическая терапевтическая стоматология. М.,2007, с. 52-90.
· Пожарицкая Л.Р. Фантомный курс по терапевтической стоматологии. М., 2005, с. 11-26.
· Муравьянникова Ж.Г. Профилактика стоматологических заболеваний. Ростов н/Д, 2004, с.57-75.
· Трезубов В.Н. с соавт. Стоматологический кабинет: оборудование, материалы, инструменты. Санкт-Петербург,2002, с.5-27.
· Арутюнов С.Д., Царев В.Н. Основы применения современных методов стерилизации и дезинфекции в стоматологической практике. М.,2003, 74с
· Агапов В.С., Тарасенко С.В. Внутрибольничные инфекции в хирургической стоматологии. М., Медицина – 2002.-255с.
· Олейник И.И. Микробиология и иммунология полости рта. В кн. «Биология полости рта» // Под ред. Е.В.Боровского. – М., Медицина.- 1991-СМ.226-260.
· Новая система дезинфекции// Медицинский бизнес,1998.-№4 (спец.выпуск №2-стоматолог-практик) С.6.