Техника введения газоотводной трубки у детей грудного возраста
ЦЕЛЬ:
Выведение газов из кишечника
ОСНАЩЕНИЕ:
· Газоотводная трубка
· Вазелиновое масло
· Лоток для оснащения
· Лоток с водой для контроля отхождения газов
· Лоток для использованного материала
· Пелёнки
· Клеёнка
· Перчатки и резиновый фартук
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ:
· Отсутствие трещин прямой кишки, острых воспалительных изменений в области толстого кишечника и заднего прохода
Этапы | Обоснование |
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ | |
- Объяснить ребёнку/мамецель и ход проведения процедуры, установить доброжелательные отношения | - Осознанное участие в процедуре |
- Вымыть и осушить руки - Надеть фартук и перчатки | - Обеспечение инфекционной безопасности |
- Подготовить необходимое оснащение - Сделать на газоотводной трубке метку глубины введения Примечание: Для детей раннего и дошкольного возраста используют газоотводную трубку длиной 15-30 см, для школьников-30-50 см, она вводится у грудных детей на 7-8 см, от 1 до 3 лет – 8-10 см., от 3-7 лет 10-15 см, в школьном возрасте – 20 см. | - Обеспечение достижения сигмовидной кишки - Возрастные особенности |
- Постелить в кроватку клеёнку, пелёнку, подгузник - Выложить ещё 2-е пелёнки (в одну вкладывается конец газоотводной трубки, другой подсушивается ребёнок после подмывания) | - Предупреждение загрязнения постельного белья |
- Смазать вводимый конец газоотводной трубки вазелиновым маслом методом полива | - Облегчение введения газоотводной трубки в прямую кишку - Предупреждение неприятных ощущений у ребёнка |
- Распеленать (раздеть) ребёнка, оставив распашонки | - |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ: | |
- Уложить ребёнка в кроватку на левый бок с приведёнными к животу ногами Примечание: Ребёнка до 6 месяцев можно уложить на спину и приподнять ноги вверх | - Учёт анатомической особенности расположения прямой и сигмовидной кишки - Для улучшения отхождения газов из кишечника |
- Раздвинуть ягодицы ребёнка 1-м и 2-м пальцами левой руки и зафиксировать ребёнка в данном положении. | - |
- Пережав свободный конец газоотводной трубки, осторожно, без усилий ввести её правой рукой вращательно – поступательными движениями в анальное отверстие до метки, направляя её сначала к пупку, а затем, преодолев сфинктеры, параллельно копчику | - Предупреждение возможного вытекания содержимого кишечника во время введения газоотводной трубки - Учёт анатомических изгибов прямой кишки |
- Проверить отхождение газов, опустив конец газоотводной трубки в лоток с водой Примечание: При отхождении газов в воде появляются пузырьки, если газы не отходят, изменить положение газоотводной трубки, перемещая её назад или вперёд | - Контроль положения газоотводной трубки |
- Положить наружный конец газоотводной трубки в рыхло сложенную пелёнку | - Вместе с газами могут выделяться и жидкие каловые массы |
- Провести массаж живота по часовой стрелке | - Стимуляция отхождения газов |
- Прикрыть ребёнка пелёнкой | - Предотвращение переохлаждения |
- Засечь время Примечание: Газоотводную трубку ставят на 30-60 минут | - Предупреждение развития осложнений (пролежней) |
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ: | |
- Извлечь газоотводную трубку из прямой кишки, пропустив её через салфетку и погрузить в дезраствор | - Обеспечение инфекционной безопасности |
- Обработать перианальную область ватным шариком, смоченным вазелиновым маслом | - Профилактика раздражения кожи |
- Запеленать ( одеть) ребёнка | - Обеспечение комфортного состояния |
- Снять фартук, перчатки, поместить их в дезраствор | Обеспечение инфекционной безопасности |
- Вымыть и осушить руки. | - Обеспечение инфекционной безопасности |
Эталон ответа на билет №3
1. Нарушены потребности: спать, отдыхать, есть, выделять, двигаться, общаться.
Проблемы пациента:
Настоящие –
- нарушение сна,
- изменение эмоционального тонуса (беспокойство),
- повышенная потливость,
- расстройство костеобразования,
- гипотония мышц,
- нерациональное вскармливание,
- задержка моторного развития,
- нерациональный режим.
Потенциальные
- развитие невротических реакций,
- задержка психомоторного, физического развития,
- заболевание кожи неинфекционного характера,
- деформация костной ткани,
- инвалидность.
2. Приоритетная проблема – нерациональное вскармливание.
Краткосрочная цель: вскармливание наладится к концу 1-ой недели, изменения со стороны нервной системы исчезнут к концу 1-ой недели. Изменения со стороны костной ткани исчезнут к концу первого месяца.
Долгосрочная цель: мать не будет предъявлять жалоб. Ребенок будет здоров к концу года.
ПЛАН | МОТИВАЦИЯ |
Медицинская сестра: 1. Даст рекомендации по рациональному вскармливанию. Ребенку будет введено 3 прикорма (1- в виде овощного пюре, 2-в виде гречневой каши, 3- прикорм в виде цельного кефира с творогом и печеньем). Также буду введены дополнительные продукты питания – соки (овощные и фруктовые), желток, пюре из мяча или печени. | Для коррекции питания. Для включения в пищевой рацион достаточного количество полноценных белков. |
2. Даст совет по организации режима прогулок, с ежедневным максимальным использованием солнечных лучей, сон на свежем воздухе | Для активизации обменных процессов. |
3. Проконтролирует прием витамина D с лечебной целью по назначению врача | Для специфического лечения. |
4. Научить мать правильно давать витамин D, в зависимости от концентрации раствора. | Для специфического лечения. |
5. Организует прием других лекарственных средств (витамина А, гр. В, С, препаратов Ca по назначению врача). | Для нормализации минерального обмена, для обеспечения организма ребенка витаминами. |
6. Научить мать приготовлению и проведению лечебных ванн (по назначению врача). | Для активизации обменных процессов. |
7. Организует введение ребенку витамин D, масляного раствора, с профилактической целью. | После достижения терапевтического эффекта ребенок получает ежедневно в течение первых 2-х лет и в зимний период на 3 году профилактическую дозу 400-500 МЕ. |
ОЦЕНКА: мать будет свободно ориентироваться в вопросах рационального питания, продемонстрирует знания о значении витамин D в профилактике и лечении рахита. У ребенка нормализуется сон, аппетит. Жалоб мать не будет предъявлять. Ребенок начнет садиться, появятся первые зубы. Цель будет достигнута.
5. Техника обработки естественных складок при опрелостях у грудного ребенка.
ЦЕЛЬ:
- соблюдение гигиены;
- обеспечение универсальной потребности ребенка «быть чистым»;
- формирование навыков чистоплотности.
ОСНАЩЕНИЕ:
- стерильное растительное масло;
- ватные шарики или спонжи;
- лоток для отработанного материала;
- резиновые перчатки;
- дезинфицирующий раствор, ветошь.
Этапы | Обоснование |
ПОДГОТОВКА К ПРОЦЕДУРЕ | |
· Объяснить маме (родственникам) цель и ход проведения процедуры | - Обеспечение правильного ежедневного ухода за ребёнком |
- Подготовить необходимое оснащение | - Обеспечение четкости и быстроты выполнения процедуры |
- Вымыть и осушить руки, надеть перчатки - Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и постелить на него пелёнку | - Обеспечение инфекционной безопасности |
- Раздеть ребёнка (при необходимости подмыть) и положить на пеленальный столик | - Подготовка ребёнка к процедуре |
- Сбросить одежду в мешок для грязного белья | - Предупреждение загрязнения окружающей среды |
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ: | |
- Обработать естественные складки кожи ватным тампоном, смоченным в стерильном растительном масле. Обрабатывать в строгой последовательности: а) заушные б) шейные в) подмышечные г) локтевые д) лучезапястные е) подколенные ж) голеностопные з) паховые и) ягодичные | - Предупреждается развитие опрелостей - Паховые и ягодичные складки максимально загрязнены и должны обрабатываться в последнюю очередь |
ЗАВЕРШЕНИЕ ПРОЦЕДУРЫ: | |
- Одеть ребёнка и уложить в кроватку | - Обеспечение комфортного состояния |
- Убрать пелёнку с пеленального столика и поместить её в мешок для грязного белья. - Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезраствором - Снять перчатки, вымыть и осушить руки. | - Обеспечение инфекционной безопасности. |