Международный кодекс медицинской этики

ВМА, Венеция, октябрь, 1983

Общие обязанности врачей

ВРАЧ ДОЛЖЕН:

- всегда поддерживать наивысшие профессиональные стандарты;

- не позволять соображениям собственной выгоды оказывать влияние на свободу и независимость профессионального решения, которое должно приниматься исключительно в интересах пациента;

- ставить во главу угла сострадание и уважение к человеческому достоинству пациента и полностью отвечать за все аспекты медицинской помощи, вне зависимости от собственной профессиональной специализации;

- быть честным в отношениях с пациентами и коллегами и бороться с теми из своих коллег, которые проявляют некомпетентность или замечены в обмане.

С нормами медицинской этики несовместимы:

а) самореклама, если она специально не разрешена законами страны и этическим кодексом национальной медицинской ассоциации;

б) выплата врачом комиссионных за направление к нему пациента, либо получение платы или иного вознаграждения из любого источника за направление пациента в определенное лечебное учреждение, к определенному специалисту или назначение определенного вида лечения без достаточных медицинских оснований.

ВРАЧ ДОЛЖЕН:

- уважать права пациентов, коллег, других медицинских работников, а также хранить врачебную тайну;

- лишь в интересах пациента в процессе оказания медицинской помощи осуществлять вмешательства, способные ухудшить его физическое или психическое состояние;

- быть крайне осторожным, давая информацию об открытиях, новых технологиях и методах лечения через непрофессиональные каналы;

- утверждать лишь то, что проверено им лично.

Обязанности врача по отношению к больному

ВРАЧ ДОЛЖЕН:

- постоянно помнить о своем долге сохранения человеческой жизни;

- обращаться к более компетентным коллегам, если необходимое пациенту обследование или лечение выходят за рамки его собственных профессиональных возможностей;

- хранить врачебную тайну даже после смерти своего пациента;

- всегда оказывать неотложную помощь любому в ней нуждающемуся, за исключением только тех случаев, когда он удостоверился в желании и возможности других лиц сделать все необходимое.

- 23 -

Обязанности врачей по отношению друг к другу

ВРАЧ ДОЛЖЕН:

- вести себя по отношению к своим коллегам так, как хотел бы, чтобы они вели себя по отношению к нему;

- не переманивать пациентов у своих коллег;

- соблюдать принципы Женевской декларации, одобренной Всемирной медицинской ассоциацией.

ЖЕНЕВСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

ВМА, Женева, сентябрь, 1948

Вступая в члены медицинского сообщества,

Я ТОРЖЕСТВЕННО ОБЯЗУЮСЬ посвятить свою жизнь служению идеалам гуманности;

Я БУДУ ИСПОЛНЯТЬ мой профессиональный долг по совести и с достоинством;

ЗДОРОВЬЕ МОЕГО ПАЦИЕНТА будет моим первейшим вознаграждением;

Я БУДУ УВАЖАТЬ доверенные мне секреты даже после смерти моего пациента;

Я БУДУ ПОДДЕРЖИВАТЬ всеми моими силами честь и благородные традиции медицинского сообщества;

МОИ КОЛЛЕГИ станут моими братьями и сестрами;

Я НЕ ПОЗВОЛЮ соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этнической или национальной клановости, партийно-политической идеологии, расовой принадлежности, сексуальной ориентации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом;

Я БУДУ ПРОЯВЛЯТЬ высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую свои медицинские знания в ущерб нормам гуманности;

Я ПРИНИМАЮ НА СЕБЯ ЭТИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА торжественно, свободно и честно.

ЗАЯВЛЕНИЕ О ХАЛАТНОМ ОТНОШЕНИИ ВРАЧЕЙ

К СВОИМ ОБЯЗАННОСТЯМ

ВМА, Марбелла, сентябрь, 1992

1. Увеличение количества жалоб на халатное отношение врачей к своим обязанностям может быть связано:

а) с увеличением объема профессиональных знаний и совершенствованием медицинских технологий, что позволяет врачам предпринимать такие медицинские вмешательства, какие были невозможны в прошлом, а это предполагает увеличение степени риска;

- 24 -

б) с навязыванием врачам обязанности при оказании медицинской помощи укладываться в некоторую ограниченную сумму;

в) с ошибочным смешением понятий на получение медицинской помощи (что возможно) и права на достижение и поддержание здоровья (чего нельзя гарантировать);

г) с возбуждением средствами массовой информации недоверия к врачам, ставящего под сомнение их квалификацию, знания и поведение, что побуждает пациентов подавать жалобы на врачей;

д) с побочными последствиями “оборонительной позиции”, которую занимают медики в связи с увеличением количества исков.

2.Необходимо различать“халатное отношение врача к своим обязанностям”и “неблагоприятный исходзаболевания, наступивший в процессе оказания медицинской помощи не по вине врача”:

а) под врачебной халатностью следует понимать неспособность провести стандартные медицинские вмешательства при данном состоянии пациента, недостаток квалификации или небрежность в лечении больного, нанесшие прямой ущерб пациенту;

б) непредвиденный ущерб, понесенный в процессе лечения, причинение которого не является результатом недостатка квалификации лечащего врача, является неблагоприятным исходом, наступившим в процессе оказания медицинской помощи, и не должен предполагать ответственности врача.

3. Компенсация ущерба пострадавшим пациентам должна определяться законом - отдельно для случаев халатного отношения врачей к своим обязанностям и для случаев неблагоприятного исхода, наступившего в процессе оказания медицинской помощи.

4.Национальные медицинские ассоциации должны проанализировать возможность следующих форм деятельности, направленной на обеспечение паритетных отношений между врачом и пациентом:

a) просветительские программы, информирующие широкие слои населения о риске, связанном с современными методами лечения, а также медицинские образовательные программы, раскрывающие суть “осознанного информированного согласия” и обучающие методикам его получения;

б) просветительские программы, раскрывающие пределы медицинских возможностей в условиях ограниченного финансирования;

в) просветительские общемедицинские программы в школах и других общественных институтах;

г) повышение уровня и качества медицинского образования с акцентом на клиническую квалификацию врачей;

д) разработка и реализация программ, направленных на улучшение качества медицинских услуг;

е) определение политики в отношении тех врачей, чья квалификация признана недостаточной. Следует предусмотреть возможность временного лишения таких врачей права практики и создание соответствующих систем переподготовки;

- 25 -

ж) информирование населения о возможности нанесения в процессе лечения непредвиденного ущерба, причинение которого никак не связано с недостатками квалификации или с небрежностью, а потому не предполагает ответственности врача;

з) юридическая защита врачей в случае понесения пациентом непредвиденного ущерба не по вине врача;

и) участие в разработке законодательных и подзаконных актов, регулирующих подачу и разбор исков в связи с “врачебной халатностью”;

к) активное противодействие произвольному толкованию понятия “врачебная халатность” как юристами, так и законодателями;

л) внедрение внесудебных форм разбирательств жалоб на врачебную халатность, например арбитража;

м) стимулирование страхования врачей от профессионального риска. Частнопрактикующие врачи должны заключать такие договоры самостоятельно, а если врач работает по найму, то это - обязанность его работодателя;

н) участие в принятии решений о выплате компенсаций пациентам, понесшим во время лечения ущерб, не связанный с врачебной халатностью.

Наши рекомендации